+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Частный сервитут и порядок его установления 2019

Одной из разновидности обременения земельного участка является личный сервитут, который ранее воспринимался как возможность получения прибыли землевладельцем. В настоящее время с помощью оформления личного сервитута можно реализовать право полноценного владения объектом недвижимого имущества. И сегодня мы расскажем о том, как оформить частный сервитут у муниципальной земли и не только.

Что собой представляет личный сервитут?

Личный сервитут предоставляет право третьему лицу пользоваться чужим участком. Однако данное право является ограниченным по следующим основаниям:

  • во-первых, за данную «привилегию» устанавливаются соразмерные компенсационные выплаты;
  • во-вторых, пользование осуществляется лишь частью участка, и в соответствии с целями, строго установленными законодательством;
  • в-третьих, для реализации своего права заинтересованным лицом должны быть проведены мероприятия по обеспечению контроля и другие работы;
  • в-четвертых, обременение не является самостоятельным предметом сделки – его нельзя продать, заложить, передать третьим лицам иным способом.

Частный сервитут и порядок его установления

Частный сервитут на земельный участок устанавливается по соглашению между субъектами и в следующих целях:

  • для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка;
  • для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации;
  • для осуществления работ по проведению электросетей;
  • для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Данный перечень остается открытым, за исключением отдельных видов личного сервитута.

Требовать установления обременения заинтересованным лицом можно только у собственника участка. В ситуации, когда земля относится к государственной или городской собственности, необходимо обращаться для установления личного сервитута в соответствующий госорган. Требовать оформления личного сервитута может любое заинтересованное лицо, которому участок принадлежит на любом другом праве.

Частный сервитут на землю может быть оформлен в отношении прилегающего участка, а в отдельных ситуациях – к другому участку («соседнему соседнего»).

Личный сервитут оформляется путем заключения соглашения, участниками которого является собственник и заинтересованное лицо. Если сторонам не удалось прийти к договоренности или не достигнуто единогласие по условиям договора, третье лицо может обратиться в судебную инстанцию с иском.

Окончательное оформление личного сервитута подлежит госрегистрации. Далее мы расскажем о том, как снять частный сервитут с земельного участка.

Прекращение

Случаи, когда регистрация частного сервитута может прекращать свое действие:

  • Если собственник участка потребовал прекращения его действия в связи с тем, что пропала такая необходимость.
  • На основании постановления суда, если дальнейшее существование обременения затрудняет полноценно эксплуатировать участок.

Основанием для прекращения действия обременения являются следующая документация:

  1. Добровольное соглашение сторон.
  2. Решение судебной инстанции.

Личный сервитут не может прекратить свое действие в связи с продажей земли, поскольку он следует за главной вещью, являясь ее обременением. Поэтому при переходе права собственности новый владелец получает участок вместе с установленным сервитутом.

Среди оснований прекращения личного обременения можно выделить следующие:

  1. Если служебный участок перестал существовать по причине различных природных явлений и катаклизм.
  2. Если государственным органом принято решение о конфискации участка для нужд государства или отдельного региона.
  3. Если участок приобретается в собственность тем лицом, которое является обладателем сервитута.
  4. Если заинтересованное лицо в одностороннем порядке заявляет отказ от ограниченного права.
  5. Если стороны расторгли соглашение об установлении обременения.
  6. Если истекли сроки действия обременения.

В случае, когда объект ограниченного права перестал существовать, то на регистрационной записи и обременении ставится особый штамп погашения.

В иных ситуациях прекращения обременения подлежит госрегистрации соответствующих документов (соглашение, заявление об отказе, сделка купли-продажи).

Что не относится к личным обременениям

К личным сервитутам участка не относятся:

  1. Лесной (ограниченное право пользования участками, относящимися к лесному фонду или лесными участками, которые не числятся в его составе, но принадлежат лесопользователям на основании соглашения, государственных актов или решений судебной инстанции).
  2. Водный (право пользования объектами водного фонда; является формой личного и публичного обременения).

К данным разновидностям обременения установлены некоторые ограничения. Первый вид обременения устанавливается только судебным решением, соглашением или на основании акта уполномоченного госоргана. Второй вид устанавливается только по соглашению с госорганом или судебному решению.

Сервитут земельного участка — руководство по грамотному установлению и пользованию

Хотя понятие сервитута практически незнакомо простому обывателю, плодами его применения пользуются все – получают в дом свет и энергию посредством линий электропередач, тепло и воду благодаря современной системе водоснабжения, имеют качественную мобильную связь, гарантированную наличием большого количества станций-вышек.

Широко распространенные и разветвленные коммуникационные сети проходят повсеместно, сквозь обширные территории на основании вышеупомянутого права ограниченного использования земельных объектов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Участок, в отношении которого возникает сервитут, называется обремененным.

Сервитут разделяется на публичный и частный.

Частный сервитут устанавливается в пользу отдельного гражданина или коммерческого предприятия и подразумевает оформление соглашения между физическими и/или юридическими лицами об ограниченном пользовании земельным участком (к примеру, когда проведение газовых коммуникаций к частному дому возможно только с использованием соседней территории).

Собственник земли может потребовать плату за использование участка другой стороной, хотя соглашение иногда заключается и на безвозмездной основе. Частный сервитут определяется нормами гражданско-правового законодательства и имеет преимущественно договорной характер.

Условия и порядок установления публичного сервитута относятся к сфере применения земельного законодательства и регулируются одноименным кодексом.

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

  • Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  • Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  • Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  • Установка межевых и геодезических знаков.
  • Проведение дренажных работ.
  • Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  • Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  • Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.
  • Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

    1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
    2. Прокладки коммуникаций.
    3. Установки оборудования связи.
    4. Строительных работ.
    5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

    Основания возникновения

    Право ограниченного пользования обременяемой территорией в интересах частных лиц и организаций устанавливается на основании договора (соглашения) и подлежит последующей регистрации в государственном реестре.

    Публичный сервитут вступает в законную силу только после издания соответствующего нормативного акта. Таким документом может являться федеральный закон, акт регионального законодательства субъекта РФ или органов местного самоуправления.

    Основополагающие условия для возникновения сервитута утверждены законодательством.

    Соглашение об обременении прав на землю может заключать только ее владелец. Если земельные угодья принадлежат государству или муниципалитету, а участок предоставлен гражданину для бессрочного пользования, в аренду на длительный срок (более 12 месяцев) или для пожизненного владения с правом наследования, он, в той же мере, что и собственник, уполномочен совершать подобные сделки.

    Сервитут допускается только в случае крайней необходимости, в отсутствие альтернативных решений, в ситуациях, когда нельзя обойтись без вынужденного использования чужой территории.

    Эксплуатация территории по сервитуту должна быть наименее обременительной для законного владельца, т.е. она не должна препятствовать полноценному уходу за почвой, сбору урожая, насаждению деревья, хозяйственных сооружений и т.п.

    Наличие сервитута сохраняет за владельцем все права по распоряжению недвижимостью и земельными ресурсами. Собственность может беспрепятственно отчуждаться в пользу другого гражданина; при этом обременение сохраняется. Смена владельца земли не влияет на сервитут.

    Собственник территории имеет право требовать соразмерную плату за пользование ее ресурсами. Размер платы уточняется владельцем самостоятельно или в результате независимой экспертизы. Обременение сервитутом может носить как постоянный, так и временный характер.

    Прочие условия носят частный характер и прописываются в соглашении о сервитуте в результате взаимной договоренности участников сделки. Как правило, они носят уточняющий характер – размер платы, продолжительность обременения, вид работ, ввиду которых возникает сервитут, их границы и др.

    Порядок установления

    Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

    Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

    Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

    Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

    Это интересно:  Бесплатный юрист по земельным вопросам

    Как заключить соглашение сервитут с арендатором земельного участка? Первое, о чем должен позаботиться гражданин при оформлении сервитута, это грамотное составление двустороннего соглашения. Соглашение, или договор, заключается между хозяином обременяемого участка и сервитуарием – субъектом, в интересах которого совершается эта сделка.

    В соглашении (договоре) уточняются все условия и детали сервитута:

    • сведения о сторонах договора (соглашения);
    • информация об участке;
    • план землепользования, на котором выделен обременяемый участок (или его часть);
    • цели и условия возникновения сервитута (прокладка трубопровода, подъезд к дому, размещение мелиоративных сооружений и др.). Детализация информации об использовании позволяет исключить вероятность злоупотреблений со стороны сервитуария;
    • сроки действия сервитута (постоянный или временный);
    • размер платы, порядок и сроки ее внесения.

    Кроме того, гражданину, в первый раз столкнувшемуся с этой проблемой, бывает весьма сложно установить верную сумму денежной компенсации. С целью разрешения подобных споров и сомнений проводится независимая экспертиза, по результатам которой определяется точная стоимость платы за сервитут.

    Прием документов на регистрацию в Едином государственном реестре прав осуществляет Росреестр и его официальные представители – городские и районные МФЦ. Продолжительность регистрации, согласно правилам, актуальным на 2015 год, не превышает 10 дней.

    Скачать образец (шаблон) соглашения об установлении сервитута.

    Необходимые документы

    Обязательный пакет документов для регистрации обременения земельного участка:

  • заявление об установлении сервитута;
  • соглашение или договор об условиях, подписанное обеими сторонами. Если заявление на регистрацию сервитута подает владелец участка, то соглашение можно не предъявлять;
  • паспорта участников соглашения – собственника и сервитуария;
  • документ о регистрации права собственности на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт или кадастровая выписка, но только в том случае, если обременяется часть землевладения. Если же сервитут устанавливается в отношении целого участка, кадастровый паспорт или выписка не требуется;
  • квитанция об уплате госпошлины.
  • Пошлина за наложение сервитута составляет в 2015 году:

    • возникающего в интересах физического лица – 1500 рублей;
    • возникающего в интересах организации (юр.лица) – 6000 рублей.

    Вышеуказанную сумму можно уплатить в любом отделении Сбербанка РФ, получив на руки платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

    Можно ли установить сервитут на часть (долю) земельного участка?

    Часто возникают ситуации, когда план размещения коммуникаций затрагивает только часть соседнего землевладения. В этом случае совершенно резонно будет ограничиться обременением территории в пределах необходимого метража.

    Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

    Независимая оценочная экспертиза

    Эта услуга становится все более востребованной как среди физических лиц, так и среди организаций. Довольно сложно оценить возможный ущерб и размеры упущенной выгоды из-за обременения территории. Конечно, при незначительных ограничениях с соседом можно договориться и полюбовно: установить обременение безвозмездно или за скромную плату.

    Но чаще все же приходится обращаться к специалистам – соглашения о сервитутах заключаются не только между сговорчивыми соседями, но и между частными предприятиями, которые заинтересованы в получении выгод в результате вынужденного обременения собственности.

    Нередко и физические лица заинтересованы в экспертизе – если обременение создает какие-либо неудобства, граждане вправе претендовать на достойную компенсацию в денежном эквиваленте. Кроме того, при возникновении споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке, необходимость проведения оценочной экспертизы устанавливается судом.

    При проведении экспертизы оценивается:

    • стоимость земельного участка;
    • факторы, влияющие на стоимость использования территории (населенный пункт, близость к магистрали, назначение земель, наличие развитых коммуникаций и т.д.);
    • размеры упущенной выгоды владельцем обременяемого участка;
    • характер и интенсивность эксплуатации землевладения.

    Собственник должен предоставить экспертам доступ к оцениваемой территории и пакет необходимой документации, в который входят:

    • правоустанавливающие документы;
    • свидетельство о регистрации прав собственности;
    • кадастровый план и выписка из кадастрового паспорта;
    • информация об условиях и целях обременения земельного участка.

    В большинстве случаев сервитут устанавливается добровольно, на условиях взаимной выгоды. Пользователь сервитута получает возможность для беспрепятственной реализации своих нужд, таких как: проезд, установка инженерных сетей, подключение к энергосетям, а собственник – денежную компенсацию и гарантию четких границ сферы действия сервитуария на обременяемом участке.

    Правила и порядок обременения, утвержденные законодательством, подробно описаны в данной статье, но при возникновении сложных вопросов и разногласий рекомендуется обращаться к квалифицированным юристам, имеющим солидный опыт судебных споров по земельному праву.

    Образец договора об установлении земельного сервитута вы можете скачать по ссылке «шаблон договора»

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

    Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

    Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Различают сервитут и публичный сервитут (ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ).

    Земельный сервитут, порядок его установления

    Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Важно учитывать, что установление сервитута — это крайняя мера, которая применяется, только если нужды собственника земельного участка или другой недвижимости нельзя обеспечить другим способом.

    Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

    Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

    Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.

    Публичный земельный сервитут, порядок его установления

    Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

    Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных. Также земельный участок может быть обременен сервитутом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, для временного проведения изыскательских, исследовательских и других работ, для охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе. Кроме того, сервитут может устанавливаться для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

    Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

    Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

    Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

    Различия между сервитутом и публичным сервитутом

    Основное отличие между сервитутом и публичным сервитутом — способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.

    Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.

    Срочный и постоянный сервитуты

    Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный — без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

    Плата за сервитут

    Плата за сервитут и публичный сервитут различна.

    Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

    При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

    Это интересно:  Стоимость земли по кадастровой стоимости 2019 для физических лиц

    Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто? >>>

    Частный сервитут и порядок его установления 2019

    Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    Согласно статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

    Сервитут — это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (статья 1 Закона о регистрации). Сервитут является вещным правом (пункт 1 статьи 216 ГК РФ). Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

    Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 ГК РФ).

    Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4 статьи 23 ЗК РФ).

    В случаях и порядке, установленных п. 5 ст. 274 ЗК РФ, п. 6 и 7 ст. 23 ЗК РФ, собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату за пользование участком.

    Государственная регистрация сервитута на земельный участок как ограничения (обременения) вещного права на земельный участок возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (Закона о регистрации).

    В том случае, когда определенному лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, возникает частный сервитут. Если же право пользования земельным участком возникает у неопределенного круга лиц, речь идет о публичном сервитуте. Лица, которым предоставлены указанные права, являются обладателями сервитута.

    Правила установления публичного сервитута определены в Земельном кодексе Российской Федерации. Такого рода обременение возможно только в отношении земельного участка (причем без его изъятия), другая недвижимость (в отличие от частного сервитута) не может быть ограничена публичным сервитутом. Необходимо отметить три ключевых момента.

    Во-вторых, цель установления публичного сервитута — исключительно обеспечение интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Закрытый перечень потребностей, для удовлетворения которых может быть установлен публичный сервитут, приведен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Условно их можно разделить на три категории:

    1) сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок, включая сервитут для свободного доступа к прибрежной полосе;

    2) сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке, например для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

    3) сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес. К примеру, использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

    В-третьих, публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

    При установлении публичного сервитута орган власти должен учитывать, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 ЗК РФ). Если лицо посчитает, что факт установления в отношении его земельного участка публичного сервитута нарушает его права (интересы), оно может обратиться в суд. Это следует из п. 8 ст. 23 ЗК РФ, согласно которому лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Кроме того, согласно ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. На основании п. 1 ст. 192 АПК РФ в суд вправе обратиться гражданин, организация или иное лицо, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт (его отдельные положения):

    — не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

    — нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    — незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, а в случае наличия спора между этими лицами — судом. В таком случае спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом суд не может обязать стороны заключить соглашение об обременении недвижимости сервитутом, поэтому основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда (кстати, в резолютивной части которого должны быть приведены все условия сервитута). Как указал Президиум ВАС в Постановлении от 28.02.2012 N 11248/11, суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

    Рассмотрим вопросы, встречающиеся при установлении сервитута в правоприменительной деятельности, на примере обзора правовых позиций Президиума ВАС РФ по вопросам частного права.

    При наличии спора между сторонами, суд пришедший к выводу о необходимости установления сервитута, может самостоятельно определить оптимальные условия сервитута, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. При необходимости разрешения судом вопросов, касающихся отдельных условий сервитута и возможных вариантов его установления, которые требуют специальных знаний (например, в области организации дорожного движения, оценочной деятельности), суд в соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ может назначить проведение экспертизы.

    Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора между собственником недвижимости и лицом, претендующим на получение права ограниченного пользования этим имуществом, является решение суда, принятое в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ. По этой причине в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут.

    Согласно ст. 27 Закона о регистрации при государственной регистрации сервитута, если он относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, в орган, осуществляющий такую регистрацию, предоставляются документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

    Исходя из требований данной статьи при предоставлении истцу права ограниченного пользования в отношении части участка суду в резолютивной части судебного акта следует указывать точные пространственные характеристики сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в ЕГРП.

    В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.

    При наличии разногласий сторон относительно конкретных пространственных характеристик сервитута, суд разрешает данный спор и устанавливает границы сервитута, исходя из результатов кадастровых работ, которые проводятся в рамках дела применительно к правилам, предусмотренным ст. 82 АПК РФ.

    Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости), нужды которого не могут быть обеспечены без установления сервитута, вправе потребовать установления частного сервитута. На сегодняшний день в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ целью обременения земельного участка частным сервитутом могут быть:

    — обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок;

    — прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов;

    — обеспечение водоснабжения и мелиорации;

    — другие нужды собственника недвижимого имущества.

    Таким образом, в отличие от публичного сервитута список задач, ради решения которых может быть установлен частный сервитут, не является исчерпывающим.

    — сервитутом перемещения (предполагается, что здесь может быть реализовано право прохода, прогона скота или проезда);

    — строительным сервитутом (сервитутом стройки или опоры);

    — сервитутом мелиорации (подвод или отвод воды на господствующий земельный участок или с этого участка);

    — горным сервитутом (в целях добычи полезных ископаемых);

    — коммунальным сервитутом (для размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения).

    С требованием об установлении частного сервитута можно обратиться к собственнику соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и к собственнику другого земельного участка (соседнего участка), а также к собственнику другого недвижимого имущества (например, здания, сооружения), ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Имущество, которое обременяется частным сервитутом, называют служащей вещью. Поэтому, если служащая вещь находится в государственной или муниципальной собственности, требование должно быть заявлено соответствующему правообладателю объекта недвижимости.

    Это интересно:  Подача искового заявления гпк

    Говоря о форме соглашения об установлении частного сервитута должна быть соблюдена простая письменная форма сделки (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Следовательно, договор об установлении сервитута должен быть составлен в форме одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность указанного договора, что в силу ст. 17, п. 1 статьи 27 Закона о регистрации является основанием для регистрации данного ограничения.

    — сведения о сторонах соглашения;

    — сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

    — цели и задачи установления сервитута;

    — пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

    — размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

    — иные права и обязанности сторон.

    Минэкономразвития в вышеназванном письме также обратило внимание на то, что на законодательном уровне не утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения об установлении частного сервитута. Предложено как минимум иметь в наличии документы, подтверждающие право собственности (иное вещное право) лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости. Если сервитут относится к части земельного участка, необходим документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

    Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Пунктом 5 ст. 274 ГК РФ предусмотрено: собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Об этом сказано и в п. 6 ст. 23 ЗК РФ. На основании подготовленных поправок в ГК РФ частный сервитут планируется сделать исключительно платным, кроме сервитута, не связанного с осуществлением собственниками господствующей и служащей вещей предпринимательской деятельности (такой сервитут может быть безвозмездным).

    Что касается публичного сервитута, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник согласно абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ вправе потребовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерной платы.

    Основания прекращения публичного и частного сервитута разные. Согласно п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Пока существуют указанные причины, сервитут отменен не будет. А что делать, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использовать земельный участок? Тогда собственник земельного участка (землепользователь, землевладелец) вправе потребовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом власти, установившим сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (абз. 1 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

    Основания прекращения частного сервитута перечислены в ст. 276 ГК РФ. Это может быть отпадание основания, по которому обременение было установлено. В этом случае с требованием о прекращении частного сервитута может выступить собственник служащей вещи. Невозможность использования служащей вещи по целевому назначению также является основанием для отмены сервитута, но только по решению суда.

    Необходимо учитывать: переход прав на объект недвижимости, в отношении которого установлен сервитут, не служит основанием для прекращения сервитута. Об этом свидетельствует не одна норма действующего законодательства. Например, в силу ст. 275 ГК РФ частный сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может выступить в качестве самостоятельного предмета купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. В то же время при заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество, в том числе о сервитуте. Неисполнение этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков (ст. 613 ГК РФ). Такие же правила применяются при передаче вещи в безвозмездное пользование (ст. 694 ГК РФ).

    В п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ сказано: сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.

    — соглашение собственников вещей, связанных сервитутом;

    — отпадание обстоятельств, вызвавших необходимость его установления (требование может быть заявлено любой стороной: не только собственником служащей вещи, но и собственником господствующей вещи);

    — соединение служащей и господствующей вещей;

    — пользование служащей вещью в соответствии с ее изменившимся назначением стало невозможным при сохранении сервитута;

    — истечение срока, на который был установлен сервитут;

    — решение собственника, которому одновременно принадлежат и служащая, и господствующая вещи.

    Частный сервитут: особенности установления и прекращения

    Одной из разновидности обременения земельного участка является личный сервитут, который ранее воспринимался как возможность получения прибыли землевладельцем. В настоящее время с помощью оформления личного сервитута можно реализовать право полноценного владения объектом недвижимого имущества. И сегодня мы расскажем о том, как оформить частный сервитут у муниципальной земли и не только.

    Что собой представляет личный сервитут?

    Личный сервитут предоставляет право третьему лицу пользоваться чужим участком. Однако данное право является ограниченным по следующим основаниям:

    • во-первых, за данную «привилегию» устанавливаются соразмерные компенсационные выплаты;
    • во-вторых, пользование осуществляется лишь частью участка, и в соответствии с целями, строго установленными законодательством;
    • в-третьих, для реализации своего права заинтересованным лицом должны быть проведены мероприятия по обеспечению контроля и другие работы;
    • в-четвертых, обременение не является самостоятельным предметом сделки – его нельзя продать, заложить, передать третьим лицам иным способом.

    Частный сервитут и порядок его установления

    Частный сервитут на земельный участок устанавливается по соглашению между субъектами и в следующих целях:

    • для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка;
    • для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации;
    • для осуществления работ по проведению электросетей;
    • для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

    Данный перечень остается открытым, за исключением отдельных видов личного сервитута.

    Требовать установления обременения заинтересованным лицом можно только у собственника участка. В ситуации, когда земля относится к государственной или городской собственности, необходимо обращаться для установления личного сервитута в соответствующий госорган. Требовать оформления личного сервитута может любое заинтересованное лицо, которому участок принадлежит на любом другом праве.

    Частный сервитут на землю может быть оформлен в отношении прилегающего участка, а в отдельных ситуациях – к другому участку («соседнему соседнего»).

    Личный сервитут оформляется путем заключения соглашения, участниками которого является собственник и заинтересованное лицо. Если сторонам не удалось прийти к договоренности или не достигнуто единогласие по условиям договора, третье лицо может обратиться в судебную инстанцию с иском.

    Окончательное оформление личного сервитута подлежит госрегистрации. Далее мы расскажем о том, как снять частный сервитут с земельного участка.

    Прекращение

    Случаи, когда регистрация частного сервитута может прекращать свое действие:

    • Если собственник участка потребовал прекращения его действия в связи с тем, что пропала такая необходимость.
    • На основании постановления суда, если дальнейшее существование обременения затрудняет полноценно эксплуатировать участок.

    Основанием для прекращения действия обременения являются следующая документация:

    1. Добровольное соглашение сторон.
    2. Решение судебной инстанции.

    Личный сервитут не может прекратить свое действие в связи с продажей земли, поскольку он следует за главной вещью, являясь ее обременением. Поэтому при переходе права собственности новый владелец получает участок вместе с установленным сервитутом.

    Среди оснований прекращения личного обременения можно выделить следующие:

    1. Если служебный участок перестал существовать по причине различных природных явлений и катаклизм.
    2. Если государственным органом принято решение о конфискации участка для нужд государства или отдельного региона.
    3. Если участок приобретается в собственность тем лицом, которое является обладателем сервитута.
    4. Если заинтересованное лицо в одностороннем порядке заявляет отказ от ограниченного права.
    5. Если стороны расторгли соглашение об установлении обременения.
    6. Если истекли сроки действия обременения.

    В случае, когда объект ограниченного права перестал существовать, то на регистрационной записи и обременении ставится особый штамп погашения.

    В иных ситуациях прекращения обременения подлежит госрегистрации соответствующих документов (соглашение, заявление об отказе, сделка купли-продажи).

    Что не относится к личным обременениям

    К личным сервитутам участка не относятся:

    1. Лесной (ограниченное право пользования участками, относящимися к лесному фонду или лесными участками, которые не числятся в его составе, но принадлежат лесопользователям на основании соглашения, государственных актов или решений судебной инстанции).
    2. Водный (право пользования объектами водного фонда; является формой личного и публичного обременения).

    К данным разновидностям обременения установлены некоторые ограничения. Первый вид обременения устанавливается только судебным решением, соглашением или на основании акта уполномоченного госоргана. Второй вид устанавливается только по соглашению с госорганом или судебному решению.

    Частный сервитут: особенности установления и прекращения

    Статья написана по материалам сайтов: urned.net, lawyer-consult.ru, zakonius.ru, www.frskuban.ru, 666-a.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector