+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома: минимальный размер, способы пополнения, суммы государственного содействия субсидиями и софинансированием в капремонте

Проблема ветхого и аварийного жилья – одна из самых острых в жилищно-коммунальной сфере. По данным Росстата к 2011 году ветхое и аварийное жилье в России составило 99,4 млн.кв.метров. При этом в капитальном ремонте нуждалось около 284,4 тысяч многоквартирных домов – 8,9% от их общего числа. Сумма затрат на капремонт многоквартирных домов за последние 5 лет составила 508,3 млрд.рублей. Однако проблема остается нерешенной.

Определение понятия «капитальный ремонт многоквартирного дома» приведено в Федеральном Законе №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007. Согласно ему это «работы по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме».

Конкретно к капремонту относятся:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замена лифтового оборудования;
  • ремонт крыш;
  • ремонт подвалов, относящихся к общему имуществу;
  • утепление и ремонт фасадов.

Кто оплачивает капремонт? С вступлением в силу нового Жилищного Кодекса РФ (с 1 марта 2005 года) капитальный ремонт многоквартирных домов перешел на баланс собственников. Согласно статье 158 Жилищного Кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Что касается неприватизированного жилья, то есть муниципальной или государственной собственности, наниматель платит только за текущий ремонт.

Итак, согласно действующему законодательству капитальный ремонт – головная боль собственников. Но ветхого жилья много, а денег у населения – мало. Очевидно, что большинство не может оплачивать капитальный ремонт своих жилищ. В связи с этим в 2007 году был принят Закон №185, о котором упоминалось выше, и создана Госкорпорация «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

Фонд содействия реформированию ЖКХ – это некоммерческая организация в форме Госкорпорации по созданию безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулированию реформирования ЖКХ. Фонд осуществляет функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Таким образом, с 2007 года капитальный ремонт проводится на условиях софинансирования: средства Фонда + средства субъектов Федерации + средства бюджетов городских и сельских поселений + средства собственников жилых помещений (не более 5% от стоимости ремонтно-строительных работ).

Первоначально имущественный взнос Российской Федерации в Фонд составил 240 млрд.рублей (2007 год), затем (в 2010 году) дополнительно было выделено еще 15 млрд. Кроме того, используются доходы от размещения временно свободных средств.

Как получить государственную финансовую поддержку? В первую очередь, важно знать о том, что Фонд содействия реформированию ЖКХ выделяет средства только на ремонт домов, собственники помещений в которых в качестве способа управления выбрали частную УК либо создали ТСЖ. При непосредственном управлении многоквартирным домом капитальный ремонт ложится на плечи собственников.

Далее алгоритм примерно такой:

1. Принять решение о проведении капитального ремонта. Решение об участии в программе по проведению капитального ремонта многоквартирного дома и о его софинансировании собственниками принимается на общем собрании. Управляющая организация или правление ТСЖ при этом подготавливают и предоставляют на утверждение необходимые документы, в том числе перечень ремонтных работ и смету. Решение общего собрания оформляется протоколом.

2. Подать заявку. Для участия в региональной адресной программе софинансирования капитального ремонта многоквартирного дома необходимо направить соответствующую заявку в администрацию муниципального образования.

Муниципалитет, в свою очередь, формирует общую заявку и отправляет ее главе исполнительной власти региона. Руководство субъекта Федерации направляет ее в Фонд содействия ЖКХ. Заявка рассматривается 30 дней, в течение которых она проверяется на предмет соответствия 185-му закону и рассматривается Правлением Фонда. Если в результате принято положительное решение, региону из бюджета Фонда выделяются деньги (в пределах определенного лимита, утвержденного для каждого региона).

На официальном сайте Фонда представлена достаточно подробная информация о требованиях, предъявляемых к заявке, ее форме и т.д.

3. Контролировать процесс выделения и освоения денежных средств. Если деньги выделены, они через казначейство направляются на счет региона, затем – счет муниципального образования. Откуда поступают на специальные расчетные счета конкретных ТСЖ и УК.

Контроль за движением денежных средств и выполнением условий предоставления финансовой поддержки осуществляет непосредственно Фондом содействия ЖКХ. Кроме того, граждане сами могут (и им следует) контролировать процесс освоения полученных средств и качества капитальных ремонтных работ.

Для последнего даже создан специальный портал Reformagkh.ru.

Напоследок. Получить государственное софинансирование капитального ремонта дома – непросто. Но практика показывает, что многим это удается.

Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта

Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.

Финансирование домов, не подлежащих включению в региональную программу по капремонту

Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.

Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:

  • многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
  • сооружения, в которых находится менее трех квартир;
  • жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.

На финансирование от государства могут рассчитывать:

  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
  • товарищества собственником жилья (ТСЖ);
  • региональные операторы и управляющие организации.

Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона. Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.

Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.

Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.

Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья. Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты. Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом.

Меры господдержки при проведении капремонта

Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.

Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.

Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами. К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.

Это интересно:  Ранее учтенный земельный участок в 2019 году - что это такое, исправление кадастровой ошибки, как поставить

То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.

Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.

Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.

Предоставление субсидий на капитальный ремонт

Статьи по теме

В Жилищном кодексе продекларирована возможность предоставления финансовой поддержки проведения капитального ремонта (КР) общего имущества (ОИ) в многоквартирных домах (МКД) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных. Однако не указан источник государственной финансовой поддержки и не определены условия ее получения.

В Жилищном кодексе продекларирована возможность предоставления финансовой поддержки проведения капитального ремонта (КР) общего имущества (ОИ) в многоквартирных домах (МКД) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных. Однако не указан источник предоставления субсидий на капитальный ремонт и не определены условия их получения.

Данное обстоятельство обусловило целесообразность подробного рассмотрения порядка предоставления субсидий для КР на федеральном и других уровнях управления, а также порядка использования этих субсидий.

Внимание! Важная информация для УК, ТСЖ и ЖСК!

Главное в октябре — cпециальный обзор поможет сориентироваться в важных событиях и делах сферы управления МКД на текущий месяц.

Основные принципы предоставления государственной финансовой поддержки капитального ремонта ОИ МКД определены в ст. 191 ЖК РФ. Субсидирование работ по КР МКД предоставляется:

  • за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов;
  • ТСЖ, ЖСК, СПК, управляющей организации (УО), региональному оператору;
  • в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъекта РФ, муниципальными правовыми актами;
  • независимо от принятого собственниками помещений способа формирования фонда КР.

При этом имеется в виду КР ОИ МКД, финансируемый за счет средств фонда КР, который сформирован исходя из минимального размера взноса на КР согласно нормативному правовому акту субъекта РФ.

Перечень работ и услуг по КР должен соответствовать перечню, установленному ст. 166 ЖК РФ. Работы и услуги, не соответствующие указанному перечню, подтвержденному законом субъекта РФ, из государственного бюджета не финансируются.

Порядок предоставления субсидий на капитальный ремонт

В соответствии с п. 4 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми утверждают порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение КР ОИ МКД в случае, если соответствующие средства на реализацию государственой финансовой поддержки капитального ремонта предусмотрены законом субъекта РФ о бюджете.

Субъекты РФ издают законы о КР ОИ МКД, расположенных на территории этого субъекта. В этих законах указываются основные положения по подготовке и проведению КР, в т. ч. о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ.

  • государственная поддержка КР ОИ МКД предоставляется в форме субсидий за счет финансовых ресурсов, предусмотренных в бюджете города;
  • субсидии предоставляются в соответствии с региональной программой КР и краткосрочным планом ее реализации.

Решение всех конкретных вопросов, связанных с предоставлением субсидий на проведение КР, возложено на правительство Санкт-Петербурга, которое определяет:

  • общий размер субсидий в планируемом году;
  • обязательные условия предоставления субсидий;
  • перечень работ и услуг по КР, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки в планируемом году;
  • порядок предоставления субсидий на очередной финансовый год.

В законе Санкт-Петербурга принято важное решение об объеме предоставляемых субсидий из бюджета города. Для регионального оператора этот объем составляет не менее 40 % от объема полученных взносов на КР ОИ МКД, поступивших региональному оператору за прошедший год. В случае формирования фонда КР на спецсчетах УО, ТСЖ и ЖСК, объем субсидий составляет не менее 40 % от размера расходов на выполнение работ по КР ОИ МКД, включенных в перечень финансируемых государством.

Иными словами, региональный оператор получает субсидии в общий котел в размере не менее 40% от полученных в прошедшем году взносов на КР. УО, ТСЖ и ЖСК могут получить субсидии из бюджета города на каждый МКД и каждый вид работ, которые вошли в краткосрочный план реализации региональной программы КР, в объеме не менее 40% сметной стоимости этого вида работ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Жилищный кодекс определил в качестве источника финансовой поддержки КР на региональном уровне бюджет субъекта РФ. При этом на субъект РФ возложена вся работа, от планирования сумм в бюджете до разработки порядка предоставления субсидий на КР ОИ МКД.

Финансирование капремонта многоквартирных домов: изменения в законодательстве

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Ирина Валентиновна ГЕНЦЛЕР, руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города».

    В связи с многочисленными вопросами читателей мы продолжаем освещать тему реформирования ЖКХ. В данной статье автор сосредоточил внимание на расходовании средств фондов капитального ремонта, мерах государственной и муниципальной поддержки ЖКХ, региональных программах в данной сфере и взносах на капремонт.

    Возможности для проявления инициатив собственников помещений и привлечения средств из разных источников существенно различаются в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта. Взносы на капитальный ремонт, поступающие на специальный счет, накапливаются до срока проведения капитального ремонта (отдельных видов работ по капитальному ремонту) многоквартирного дома. Перечень работ по капитальному ремонту, срок их выполнения, смета расходов на капитальный ремонт определяются решением общего собрания собственников помещений. Предложение о проведении капитального ремонта может исходить от лица, управляющего многоквартирным домом (ТСЖ, жилищного кооператива, управляющей организации). Хотя собственники помещений и должны ориентироваться на то, что определила для их дома региональная программа капитального ремонта, но у них также есть реальная возможность принять решение о более раннем сроке проведения ремонта и большем перечне работ, чем установлено региональной программой.

    В качестве источников финансирования кроме фонда капитального ремонта могут быть использованы кредитные средства и бюджетные субсидии. В соответствии с Жилищным кодексом (п. 1.2 ч. 2 ст. 44) общее собрание собственников помещений принимает решение о получении кредита или займа на капитальный ремонт товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом), управляющей организацией, а при непосредственном управлении домом собственниками помещений лицом, уполномоченным на это решением общего собрания, о получении данными лицами гарантии (поручительства), а также о погашении кредита (займа), уплате процентов и расходов на получение гарантии (поручительства) за счет фонда капитального ремонта.

    Можно надеяться, что формирование фондов капитального ремонта на специальных счетах действительно будет способствовать привлечению кредитов на проведение капремонта и модернизации многоквартирных домов, поскольку, с одной стороны, внесение взносов на капитальный ремонт носит обязательный характер, изменение способа формирования фонда капремонта (или перевод специального счета в другой банк) невозможно без погашения кредита, а с другой стороны, банк, в котором открывается специальный счет, будет владеть всей информацией о ежемесячном поступлении взносов на специальный счет (дисциплине платежей собственников помещений) и об объеме уже накопленных средств. Также банк будет иметь возможность контролировать целевое расходование денег и списывать со счета средства для погашения кредита. Развитию программ кредитования капитального ремонта в значительной мере может способствовать и создание в регионах специализированных гарантийных агентств для предоставления гарантий, поручительств по кредитам или займам, которые рассматриваются Жилищным кодексом как одна из мер государственной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (ст. 167 ЖК РФ).

    В настоящее время не ясна роль управляющих организаций в проведении и финансировании капитального ремонта, поскольку они не могут быть владельцами специальных счетов, на которые вносятся взносы на капитальный ремонт. Также они не могут распоряжаться данными средствами, а значит, возможность привлечения управляющими организациями кредитов на капитальный ремонт с погашением их за счет фонда капитального ремонта выглядит очень сомнительной. Управляющие организации не имеют никакого отношения и к организации и финансированию капитального ремонта, если фонд капитального ремонта формируется у регионального оператора.

    Возможность привлечения кредита на капитальный ремонт в случае, если владельцем специального счета является региональный оператор, явным образом не определена Жилищным кодексом. Региональный оператор не указан в перечне лиц, которые по решению общего собрания собственников помещений могут быть получателем кредита. Таким образом, схема с финансированием капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств фонда ремонта на специальном счете и кредита выглядит реалистичной только тогда, когда в доме создано ТСЖ (или он управляется жилищным кооперативом).

    Это интересно:  Мне возвратили исковое заявление, что делать

    При формировании фондов капитального ремонта у регионального оператора средства, поступающие на счет регионального оператора от собственников помещений, будут расходоваться ежегодно на финансирование региональной программы капитального ремонта, за исключением некоторой доли средств, размер которой определяется субъектом РФ. Требование о том, что не все поступающие региональному оператору средства могут расходоваться на финансирование региональной программы, установлено Жилищным кодексом для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора (ст. 185 ЖК РФ).

    Средства из взносов на капитальный ремонт, поступающие региональному оператору, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Не допускается использование поступающих от собственников помещений средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).

    Финансирование капитального ремонта многоквартирного дома региональным оператором осуществляется в соответствии с региональной программой капитального ремонта (в объеме и сроки, определенные программой). При этом, если в фонде капитального ремонта конкретного дома на момент проведения капитального ремонта оказалось недостаточно средств, региональный оператор для его ремонта может на возвратной основе использовать средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, капитальный ремонт которых будет осуществляться в будущем. Можно заметить, что поскольку все поступившие от собственников помещений средства являются имуществом регионального оператора и он может распоряжаться ими в соответствии с положениями Жилищного кодекса, соответствующего регионального закона и устава на цели реализации региональной программы капитального ремонта, то «заем» средств собственников одних домов на ремонт других домов — это просто учетная операция. Тем не менее региональный оператор обязан за шесть месяцев до начала года, в котором запланирован капитальный ремонт многоквартирного дома, сделать собственникам помещений предложение о проведении капитального ремонта, включая предложение по источникам финансирования. То есть региональный оператор должен получить согласие собственников на «заем» средств из фондов ремонта других домов. При этом даже если собственники не примут соответствующего решения, то вместо них решение примет орган местного самоуправления (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ) и региональный оператор выполнит то, что определено региональной программой. Поэтому положение Жилищного кодекса о том, что проведение капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений, в случае формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора выглядит формальностью, соблюдение которой связано со значительными издержками.

    Дискуссионным является вопрос о возможности привлечения региональным оператором кредитов для исполнения своих обязательств по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на его счете. В одной статье Жилищного кодекса говорится, что региональный оператор кроме средств фондов капитального ремонта привлекает при необходимости «средства, полученные из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета» (ст. 180 ЖК РФ). В другой статье Жилищного кодекса содержится закрытый перечень источников финансирования капитального ремонта при недостаточности средств фонда капитального ремонта. Это средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, субсидии, полученные из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ). В перечень источников финансирования капитального ремонта региональным оператором не входят такие «иные средства», как кредит, привлекаемый региональным оператором.

    Согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям субъект РФ должен принять региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ст. 168 ЖК РФ). Особенности данной программы состоят в том, что:

    программа должна включать в себя все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта РФ (соответственно она должна ежегодно актуализироваться, чтобы учитывать исключение из нее домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и включение домов-новостроек);

    программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта всех домов, расположенных на территории субъекта РФ (учитывая включение в такую программу ежегодно появляющихся домов-новостроек, срок реализации региональной программы, утверждаемой впервые, составит 25–30 лет, а в целом программа будет вечной, поскольку ежегодно срок ее реализации будет отодвигаться все дальше и дальше во времени);

    в качестве одной из целей утверждения региональной программы определены планирование и организация проведения капитального ремонта. В ней должны быть указаны перечень услуг и работ по капитальному ремонту каждого многоквартирного дома и плановый год проведения капитального ремонта (при этом программа утверждается до принятия собственниками помещений в многоквартирных домах каких-либо решений на этот счет, поэтому не ясно, на основании каких сведений формируется программа, которая налагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязательства провести капитальный ремонт в объеме и сроки, установленные региональной программой);

    еще одной целью региональной программы является планирование предоставления государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (это норма в совокупности с тем, что меры государственной и муниципальной поддержки предоставляются независимо от выбранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта, может пониматься как необходимость планирования средств на предоставление субсидий на капитальный ремонт из регионального и местных бюджетов для всех многоквартирных домов, включенных в региональную программу на соответствующий год ее реализации, хотя обычно субсидии предоставляются в пределах имеющихся для этого средств, соответственно при их ограниченности необходим отбор получателей субсидий);

    критерии первоочередности проведения капитального ремонта в рамках региональной программы, установленные Жилищным кодексом, — дома, которым на момент приватизации первой квартиры уже требовался капитальный ремонт, но он до сих пор не проведен, а также дома, для которых установлена необходимость проведения капитального ремонта, создают пиковую нагрузку в первые годы реализации региональной программы, учитывая накопившийся в стране «недоремонт». При этом объем средств, формируемых в фондах капитального ремонта за счет взносов собственников помещений на капитальный ремонт, в данный период будет минимальным.

    Исходя из вышеизложенного, субъекты РФ столкнутся со значительными трудностями при формировании первой версии региональной программы и в первые годы ее реализации. В целом идея вечной ответственности субъекта РФ за планирование и организацию капитального ремонта многоквартирных домов, в которых примерно 80% помещений являются частной собственностью, вызывает много вопросов.

    Жилищный кодекс определил, что для оплаты капитального ремонта может быть оказана финансовая поддержка (ч. 1 ст. 191 ЖК РФ). Это не только субсидии, предоставляемые ТСЖ и жилищным кооперативам, управляющим организациям и региональному оператору за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета (ранее возможность предоставлять бюджетные субсидии была прямо установлена только для органов местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами). Среди возможных мер господдержки, которые могут предоставлять субъекты РФ, в настоящее время определены также гарантии, поручительства по кредитам и займам, если соответствующие средства на реализацию такой поддержки предусмотрены региональным законом о бюджете (п. 4 ст. 167 ЖК РФ). Таким образом, намечен путь для привлечения кредитных ресурсов для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Но для предоставления собственникам помещений в многоквартирных домах реальной возможности воспользоваться данным видом государственной поддержки субъекту РФ необходимо создать специализированное гарантийное агентство, вложить средства в его уставный капитал, определить порядок и условия предоставления гарантийным агентством поручительств по кредитам на капитальный ремонт.

    В отношении субсидий для ТСЖ, жилищных кооперативов, управляющих организаций и регионального оператора необходимо отметить, что данная финансовая поддержка не должна зависеть от способа формирования фонда капитального ремонта (на специальном счете или у регионального оператора) (ч. 2 ст. 191 ЖК РФ). Следовательно, принятие решений о предоставлении субсидии на ремонт конкретного многоквартирного дома не может быть возложено на регионального оператора, чтобы не возникал конфликт интересов.

    Остается открытым вопрос о том, могут рассчитывать на субсидии собственники помещений во всех многоквартирных домах или нет. Экспертные обсуждения выявили, что потребность в бюджетных субсидиях тесно связана с устанавливаемым субъектом РФ минимальным размером взноса на капитальный ремонт. Если исходить из того, что за счет минимального взноса на капитальный ремонт, вносимого ежемесячно в течение 25–30 лет, должен быть сформирован фонд капитального ремонта, обеспечивающий финансирование всех (большинства) услуг и работ по капитальному ремонту, входящих в перечень, установленный ЖК РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ, можно определить необходимый размер взноса на капитальный ремонт (без учета возможной бюджетной субсидии). По экспертной оценке такой размер взноса может составлять 15–20 руб. на 1 кв. м помещений в многоквартирном доме. В случае установления субъектом РФ размера минимального взноса меньшего, чем необходимый (с целью обеспечения доступности размера взноса для граждан), объем фонда капитального ремонта оказывается недостаточным для финансирования капитального ремонта дома. Как следствие, это неизбежно вызывает потребность в бюджетной субсидии для капитального ремонта каждого многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта в течение периода, когда размер минимального взноса устанавливается меньше, чем размер необходимого взноса. В этом случае предоставление бюджетной субсидии будет прежде всего направлено на покрытие разницы между необходимым объемом финансирования и средствами, формируемыми за счет взносов собственников помещений. В случае если субъект РФ (муниципальное образование) заинтересован стимулировать инициативы собственников жилья по проведению более сложных по набору работ с использованием более эффективных и долговечных материалов, современных технологий (значит, более дорогих) ремонтов, направленных на модернизацию многоквартирных домов, понадобятся дополнительные специальные субсидии.

    Это интересно:  Земля на Дальнем Востоке бесплатно: как получить гектар земли и на каких условиях

    Несмотря на появление в Жилищном кодексе новой главы, посвященной капитальному ремонту многоквартирных домов, внесенные изменения определили только основные подходы к формированию новой системы капитального ремонта, оставив большой простор для законотворчества субъектам РФ. На региональном уровне должен быть принят не только закон, но и большой пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории региона. Поэтому возможно появление существенных различий в приоритетных направлениях и региональных нормативных правовых базах, регулирующих проведение капремонта многоквартирного жилья. И конечно, в ближайшее время необходима практика реализации всех механизмов, определенных новым законодательством о капитальном ремонте, для их дальнейшего развития и совершенствования, а главное — для масштабных сдвигов в решении наболевшей проблемы.

    Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта

    В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.

    Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.

    На что можно получить финансовую поддержку

    Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:

    • возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
    • возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.

    Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:

    • входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
    • в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.

    Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.

    Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:

    • тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
    • электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).

    Деньги на возмещение части расходов на оплату процентов выдаются в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет. Расчёт ведётся по 100% ключевой ставке ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения о предоставлении финансовой поддержки. При этом берётся в расчёт ограничение размера помощи для одного МКД.

    Условия получения государственной поддержки

    Вы можете рассчитывать на финансовую поддержку государства только если в субъекте Федерации утверждены региональные программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД или краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, или нормативный правовой акт субъекта, оформленный согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.

    В этих документах должны содержаться:

    • список МКД, которым планируется оказать финансовую помощь,
    • виды работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД,
    • срок окончания работ и услуг в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки не позднее 1 ноября 2017 г.,
    • планируемая стоимость,
    • размер и источники финансирования капитального ремонта.

    К дому, в отношении которого вы хотите получить помощь, также предъявляется ряд требований (если дом им не соответствует, Фонд имеет право отказать вам в поддержке):

    • не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
    • с года ввода МКД в эксплуатацию прошло более 5 лет, но менее 60,
    • оснащён ОДПУ потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ (тепло, электричество), и расчёт за КУ ведётся по таким ПУ непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения региональной программы,
    • капитальный ремонт ОИ в МКД не финансируется за счёт средств регионального оператора, сформированных взносами собственников помещений другого МКД.

    Если вы хотите получить финансовую помощь на работы по энергосбережению, проверьте, что в МКД предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

    Если деньги должны поступить на погашение расходов на уплату процентов, вы должны предоставить письмо кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте Российской Федерации для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

    Правила подачи заявки в Фонд

    Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.

    Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.

    После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:

    • обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
    • право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
    • основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
    • ответственность сторон договора.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.

    Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:

    • выполнения работ и услуг,
    • достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
    • привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.

    Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.

    ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.

    Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:

    • уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
    • решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).

    В течение 5 дней после получения документов ОМС переводит деньги на указанные банковские счета. Ксения Терлецкая

    Полезная статья?

    Поделитесь с коллегами и друзьями

    В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.

    Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.

    Статья написана по материалам сайтов: zhkhacker.ru, advokat-malov.ru, www.gkh.ru, bujet.ru, roskvartal.ru.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector