+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как разделить детей

Статья на тему: Развод, Споры о детях

Говорят, что при разводе родителей больше всего страдают дети.

В большинстве случаев ребенок любит обоих родителей и мечтает о том, чтобы его семья была полной, и все жили дружно.

Но бывают и исключения.

Если супруги осознали невозможность дальнейшего совместного проживания и приняли решение развестись, им необходимо определить место жительства детей.

В идеале это делается путем составления соглашения о детях. Это самый цивилизованный и наименее болезненный способ «разделить детей».

Супруги составляют документ, в котором прописывают все нюансы, касающиеся места жительства детей, участия каждого родителя в воспитании, расходы на детей со стороны матери и со стороны отца.

Если между родителями возникает спор о том, с кем из них будет проживать ребенок после расторжения брака (или дети, если их несколько), им следует обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Дела об определении места жительства несовершеннолетних граждан рассматривают федеральные (районные) суды. При этом раздел детей по суду происходит при обязательном участии органов опеки и попечительства.

Как составить исковое заявление на раздел детей?

Исковое заявление родителя об определении места жительства несовершеннолетних детей должно содержать:

  • Наименование суда, в который оно подается;
  • Фамилию, имя, отчество истца, его место жительства. Если заявление подает законный представитель, необходимо указать и его ФИО и адрес;
  • ФИО и место жительства ответчика;
  • Наименование третьего лица, который привлечен к участию в рассмотрении дела (например, орган опеки и попечительства), его местонахождение;
  • Фамилию, имя и отчество ребенка, его дата рождения, адрес регистрации и фактического проживания;
  • Изложение сути спора. На каких основаниях ребенок должен проживать именно с этим, а не с другим родителем. Описание нарушений, которые имели место. Например, нарушение права истца на личное воспитание ребенка, нарушение прав ребенка на получение им соответствующего воспитания, образования, проживания в благоприятных условиях;
  • Изложение всех обстоятельств, на которых основаны требования истца, а также доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства;
  • Перечень документов, которые прилагаются к заявлению, а также подпись лица, которое подает иск.

В двухмесячный срок с момента поступления заявления, суд обязан рассмотреть его.

Судебная процедура по разделу детей

Осуществляя раздел детей при разводе, суд, в соответствии со статьей 78 СК РФ, обязан привлечь орган опеки и попечительства к рассмотрению дела.

Кстати, такое понятие, как «раздел детей» не применяется в судебной и адвокатской практике. Суд определяет место жительства ребенка и порядок его общения с отцом и матерью, а не делит детей между родителями.

Орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка и лиц, которые претендуют на его воспитание. Акт обследования предоставляется суду.

Этот документ является основанием для заключения органов опеки и попечительства по существу спора. Кроме мнения органов опеки, суд учитывает и такие обстоятельства, как привязанность ребенка к каждому из родителей, возможность создания условия для развития ребенка, обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого родителя, нравственные качества родителей, их образ жизни.

Таким образом, определение места жительства ребенка через суд – довольно сложный процесс, который лучше проходить вместе с адвокатом по о определению места жительства ребенка.

Причем вам нужно не только его профессиональное понимание сути вопроса. Заручившись поддержкой юриста, вы спокойнее в эмоциональном плане пройдете процедуру определения места жительства Вашего ребенка. А для положительного исхода дела это немаловажно.

Другие статьи на тему: Развод, Споры о детях

⁠Задайте ваш вопрос профессионалу с 20-летним опытом

Запишитесь на прием к адвокату Наталии Лобовой:

По итогам:
— если есть хоть один способ решить вопрос без суда, Вы получите полный алгоритм решения;
— если решить задачу возможно только через суд, я дополнительно предложу свою помощь в сопровождении дела.

Если задачу возможно решить положительно, она будет решена.

Можно ли при разводе разделить детей

Когда заканчивается любовь, проходит страсть и исчезает взаимоуважение и взаимопонимание, супруги приходят к расторжению связавших их брачных уз. Даже если решение пары обоюдное, а развод не сопровождается скандалами и проявлениями крайнего неуважения друг к другу, никто не выигрывает. Больше всех, в подобных ситуациях, страдают дети, живущие в постоянном стрессовом состоянии от происходящего и страдающие от того, что в полной мере не могут получить любовь обоих родителей.

Если в семье, стоящей на пороге распада, были рождены дети (один или несколько), то весьма актуальными для супругов являются вопросы: можно ли поделить детей при разводе и с кем они останутся. От того, насколько правильным будет ответ, зависит судьба и вся последующая жизнь несовершеннолетних, переживших бракоразводный процесс родителей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Расторжение брака и дети: с кем и почему?

Дети обладают правом жизни в полноценной семье, где мама и папа воспитывают их в атмосфере любви и согласия. Данное положение закреплено в ст. 54 Семейного Кодекса РФ. Подобное можно наблюдать в семьях, которые называются благополучными. Если семейные узы между супругами расторгнуты, воспитание малыша перекладывается на плечи, либо матери, либо отца.

Важно! В отечественном законодательстве оба супруга обладают равными правами по воспитанию своих детей. Однако в судебной практике бракоразводных процессов принято, в большинстве случаев, определять место жительства несовершеннолетнего с матерью.

В качестве обоснованных доводов, в пользу этого решения, приводятся следующие доказательства:

  1. Несовершеннолетние, не достигшие 10-тилетнего возраста, в большей степени требует заботы со стороны матери, обладающей интуитивной способностью заботиться и воспитывать малышей.
  2. Несовершеннолетние более привязаны к маме (духовно, физиологически).
  3. Отец, занятый на трудовой деятельности, направленной для обеспечения надлежащего уровня ухода за малышом, мало времени уделяет его воспитанию.

По решению суда детей можно оставить отцу, если:

  • приведены доказательства тяжелой болезни супруги;
  • доказано ведение женщиной аморального образа жизни;
  • приведены веские доказательства зависимости матери от алкоголя или наркотиков,
  • несовершеннолетний, достигший 10-летнего возраста, изъявляет желание остаться с отцом.

Подробнее о правах отца после развода читайте здесь.

Когда приоритетными признаются права отца

Если супруги, в процессе подготовки к расторжению брака, не договорились по вопросу места жительства детей, тогда к его рассмотрению приступает суд.

Судебные инстанции, принимая решение, во главу угла ставят интересы несовершеннолетних, учитывая их мнение.

Если ранее традиционное решение в отношении места проживания малыша определяло его под опеку матери, то сегодня все чаще интересы и возможности отца позволяют суду решить вопрос совместного проживания в его пользу.

Самым цивилизованным способом оставить малыша с отцом признается процесс достижения супругами соглашения о месте проживания детей и соблюдения иных условий.

Мирная договоренность достигается на этапе подготовки к разводу или во время процесса.

Итоговое рассмотрение документа осуществляется в рамках судебного разбирательства. В случае соблюдения пунктами договоренности прав детей, соглашение утверждается судебными инстанциями.

Если договоренность между супругами не достигнута, тогда решение по определению места жительства детей остается за судом, который принимает во внимание множество аспектов и доводов сторон (работа, жилье, материальное положение и т.п.). Если доводы убедительны, то суд примет решение в пользу отца.

Разделение детей: понятие и сущность

В профессиональных кругах простонародному выражению «делить детей при разводе» соответствует процесс судебного рассмотрения вопроса о месте жительства несовершеннолетних, о принципах воспитания и ухода за ними со стороны обоих родителей.

Отечественное законодательство не запрещает и не принуждает к процессу разделения несовершеннолетних между отцом и матерью. Практикуется индивидуальный подход к принятию судьбоносного для малыша решения.

Это интересно:  Ремонт ЖКХ: что входит в текущий, а также содержание и починка жилого помещения, образцы заявлений на устранение неполадок в трубах и межпанельных швах, а еще обслуживание наружных дренажей

В случае целесообразности процесса раздела детей (с учетом их интересов, всех важнейших обстоятельств), суд принимает соответствующее решение.

Не существует шаблона, помогающего понять, как при разводе делить ребенка.

При разводе рассматриваются конкретные случаи, определенные ситуации, фигурируют личности, и создается атмосфера, в рамках которых и действуют представители судебных инстанций.

Как делится ребенок при разводе если он один

Определение места жительства несовершеннолетнего, если он единственный у супругов, проживающих раздельно, осуществляется на основании достигнутого соглашения.

Невозможность достижения договоренности обуславливает использование рычагов и инструментов судебной системы.

В Семейном кодексе РФ (п.3, ст. 65) указывается на необходимость принятия судебного решения по определению места жительства несовершеннолетнего с учетом интересов последнего. Рассмотрение данного вопроса базируется на анализе массы критериев (возраст, сила привязанности, качества родителей, условия жизни и т.п.).

Чтобы добиться положительного решения суда, каждая из сторон должна привести убедительные доказательства в свою пользу (ч.1, ст.56 ГПК РФ).

Если «делят детей» из многодетной семьи

Многодетные родители при разрыве отношений (ЗАГС, суд) зачастую всегда выносят на рассмотрение вопрос о разделе детей.

В ЗАГСе детей определяют тому супругу, который явился инициатором развода. Суд подходит к рассмотрению данного вопроса с точки зрения персонального анализа каждого конкретного случая.

Традиционно детей оставляют с матерью, что учитывает интересы маленьких детей.

Хотя и в данном случае особое внимание судьями уделяется вопросам условий жизни, обеспеченности, свободного времени и т.п.

При наличии общепринятого мнения о невозможности разделения между расставшимися супругами братьев и сестер, вопрос могут ли при разводе разделить детей, рассматривается весьма традиционно.

В судебной практике, при наличии договоренности между родителями и с согласия детей, место жизни ребенка определяется с одним из них.

Как разделить детей?

Практикуется два варианта решения вопроса об определении места жительства после распада семьи:

  • мировое соглашение;
  • судебное разбирательство.

Мировое соглашение

Решение «детского» вопроса с помощью договоренности представляется самым удобным и рациональным процессом, учитывающим мнения всех сторон.

Для заключения мирной договоренности супруги должны от руки написать соглашение и рассмотреть в нем детали, затрагивающие интересы несовершеннолетних после окончания процедуры расторжения брака.

Соглашение должно содержать сведения:

  • о месте жительства несовершеннолетнего;
  • о контакте малыша со вторым родителем;
  • о степени участия матери и отца в становлении чада;
  • о затратах на его содержание каждой из сторон.

Когда компромисс между супругами не достигается, тогда следует обращение к помощи служителей Фемиды.

Судебное разбирательство

Бракоразводный процесс – это итоговая черта, к которой привела нетерпимость, отсутствие любви, взаимопонимания, усталость и многие иные обстоятельства.

Разрыв между супругами негативно отражается на детях вообще, а факт необходимости их разделения окончательно обостряет и без того непростые отношения.

Судебное рассмотрение «детских» вопросов и определения их места жительства ориентировано на удовлетворение интересов детей.

Чтобы инициировать рассмотрение спорных моментов через суд, необходимо правильно составить исковое заявление. В нем традиционно указываются обстоятельства совместной жизни, озвучиваются веские доводы в пользу жизни с одним из родителей (гарантированные условия ухода, проживания, обеспечения и т.п.).

Иск должен сопровождаться заявлением на выплату алиментов.

Этапы судебного процесса

Бракоразводный процесс, в рамках которого определяется местожительства несовершеннолетнего, регламентируется ст. 78 СК России. Судьи руководствуются и отечественным законодательством, ориентированным на защиту прав детей.

Прежде чем принять решение, судьям приходится изучать обстоятельства конкретного дела и рассматривать абсолютно весь фактический материал:

  1. Точка зрения ребенка.
  2. Желание супругов.
  3. Совокупные личные качества отца и матери.
  4. Материальные возможности родителей.
  5. Социальная среда проживания несовершеннолетнего.
  6. Территория проживания.
  7. Иные факторы.

Место проживания: принципы определения

Расставшись, мать и отец обладают равными правами и обязанностями по отношению к детям. Если в рамках мирового соглашения не найдено решения, устраивающего обе стороны конфликта, тогда определением места жительства занимается суд. Во внимание берется:

  • мнение несовершеннолетнего (с 10 лет);
  • сила привязанности к родителям, родственникам и т.п.:
  • готовность каждой из сторон «самостоятельно» воспитывать несовершеннолетнего;
  • состоятельность (финансовая, жилищная, психологическая и т.п.).

В любом случае в центре внимания – интересы ребенка.

Несовершеннолетний и тонкости общения с разведенными родителями

Чтобы малыш рос и развивался в уютной, комфортной и пропитанной любовью атмосфере, необходимы усилия отца и матери.

В случае расторжения брачных уз, родители должны обеспечить несовершеннолетнему беспрепятственное общение с любой из сторон.

Дети, оставшиеся с одним из родителей, имеют право общаться с другим, для чего достигается приемлемая для всех сторон договоренность, благодаря которой организуется свободное общение.

Для этого разрабатываются графики, учитывающие разносторонние аспекты жизни каждой из сторон (учебу, занятость, возможности, состояние здоровья и т.п.).

Заключение

Психологическая сторона вопроса, затрагивающая распад семьи и вопрос: как поделить ребенка при разводе, весьма неоднозначна. Специалисты советуют отказываться от деления детей на «твой» и «мой», тем более, если это затрагивает интересы братьев и сестер, которые весьма тяжело переживают последствия разрыва семейных отношений.

Стрессовая и шоковая ситуация, в которой живут дети во время развода и «разделения», негативно сказываются на их психическом и эмоциональном развитии. Это должны учитывать родители, предпочитающие личные амбиции и стремление отомстить супругу, интересам собственных детей.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Как разделить детей при разводе?

Главная » Развод » дети » Как разделить детей при разводе?

Расторжение брака касается не только отношений между мужчиной и женщиной, но и состояния их детей. Нередко для некоторых из них развод превращается в психологическую травму, вылечить которую не всегда можно. Особенно ребенку грозит такой исход, когда родители не могут миром решать конфликт, все время ругаются, выясняют отношения и спорят.

В процессе расторжения брака возникает два главных вопроса: как разделить имущество и с кем будут жить дети? Причем, решение первой проблемы не первостепенно, на этот счет закон четко регламентирует распределение имущества, нажитого в браке, более того, допускает наличие специального соглашения. Куда более серьезные трудности возникают при решении вопроса воспитания детей.

Вся серьезность проблемы заключается в том, что неправильное распределение ролей при воспитании ребенка, то есть оставление его под опекой не того родителя, может повлечь за собой чуть ли не сломанную жизнь несформировавшейся личности.

Именно поэтому решение, касающееся детей, первостепенно по сравнению с разделом имущества, и является обязательным к принятию в судебном процессе.

Зачем делить детей?

Разделить детей, в прямом смысле, значит распределить их между родителями. Подобная процедура применяется, когда в семье больше одного ребенка. Причем данный процесс четко регламентируется российским законодательством.

Разрешение вопроса о том, с кем будут жить дети, основывается на нескольких главных принципах:

  • В случае, когда в семье есть двое детей, то обычно каждый из родителей получает право проживать совместно с одним из них. То есть дети остаются и с матерью, и с отцом;
  • В случае, когда ребенку уже исполнилось десять лет, он вправе сам решать, с кем жить;
  • В случае, когда в семье несколько детей и они разного пола, то мальчиков оставляют обычно с папой, а девочек с мамой.

Нередко супруги считают, что имея несколько детей, разделить их будет гораздо легче. Однако это не так. Суд всегда рассматривает судьбу каждого из детей в отдельном порядке.

При этом учитываться будут следующие обстоятельства:

  • Мнение как детей, так и родителей, но в случае с ребенком его желание будет интересовать суд только когда ему исполнилось десять;
  • Финансовое положение как матери, так и отца;
  • Наличие судимостей, психических заболеваний и прочих подобных отклонений.

Судья при решении вопроса проживания ребенка всегда учитывает каждое из обстоятельств в совокупности и определяет максимально удобный для него вариант. В том числе может случиться так, что детей разделят между родителями. Происходит это также с учетом максимально благоприятной для них обстановки.

Можно ли поделить детей при разводе?

Нередки случаи, когда в семье несколько детей. Бытует заблуждение, что в такой ситуации суд действует по принципу «поровну», то есть пропорционально распределяет детей между родителями. Все происходит не так. Это бы говорило о том, что суд не рассматривает условия проживания и прочие обстоятельства, а просто в слепую разделяет детей, что недопустимо.

Это интересно:  Ответственность за жестокое обращение с животными в России: реалии и перспективы

Независимо от того, сколько в семье детей, каждый родитель имеете одинаковые права и суд индивидуально будет рассматривать варианты дальнейшего проживания ребенка с одним из родителей.

То есть раздел детей всегда опирается на объективные обстоятельства, к которым относят следующие:

  • Интересы ребенка, которые в первую очередь касаются того, как много времени каждый из родителей сможет с ним проводить, сколько внимания ему будет обеспечиваться;
  • Уровень жизни каждого из родителей, а также их способность сохранять имеющиеся положения, в том числе материальное;
  • Желание отца, которое должно быть ярко выражено, например, он проявляет инициативу при уплате алиментов или участвует в воспитании ребенка.

Ярким примером из практики считается ситуация, когда суд оставил мальчика одиннадцати лет с отцом, так как тот был к нему сильно привязан, а девочку семи лет с мамой, так как в силу ее возраста участие женщины в воспитании было необходимо.

Плюс нередко проводят психологические экспертизы, которые с некоторой долей вероятности могут показать привязанность ребенка к одному из родителей. Также часто встречаются случаи, когда обоих детей, если их двое или даже больше, оставляют одному родителю.

Это вызвано тем, что разделение детей может плохо сказаться на их развитии, воспитании, процессе обучения и прочих подобных моментах.

С кем останется несовершеннолетний ребенок при разводе?

О том, может ли отец отсудить ребенка у матери при разводе читайте тут.

Как разделить детей при разводе родителей?

Законодательно подразумевается всего два метода разрешения вопроса о том, каким образом можно разделить детей между супругами. Изначально они должны обратиться к мировому судье, который и занимается вопросами расторжения брака.

И он, в свою очередь, может предложить два решения проблемы:

  • Мировое соглашение, которое предлагается для заключения супругам, в том числе, если возникает спор по поводу проживания совместных детей;
  • Обращение в районный суд. Только данная инстанция сможет в судебном порядке разрешить спор относительно проживания детей, а также сразу установит правила уплаты алиментов.

Говоря о соглашении между супругами, оно считается самым верным способом решить все возникающие в процессе развода вопросы. Образец соглашения можно посмотреть здесь.

Такой документ может содержать в себе следующие условия:

  • С кем будет жить ребенок;
  • Порядок встреч с ребенком другого родителя вплоть до часов и конкретных дней общения;
  • Порядок выполнения обязанности по содержанию и воспитанию любым из родителей;
  • Расходы, которые будет нести каждый из родителей и которые могут быть направлены только на ребенка.

С психологической точки зрения, лучше всего решать все вопросы на начальном этапе развода. Родители обычно не переводят любой разговор в скандалы и споры. Так больше возможностей мирным путем договориться и найти компромисс по поводу ребенка.

Однако в случае, когда договориться все-таки не получилось, единственный выход – судебное разбирательство.

Говоря о разделе детей через суд, следует заметить, что в первую очередь данная инстанция обращается к ФЗ «О защите прав ребенка», а также многим другим нормативным актам подобного характера.

Начинается разбирательство в такой форме тогда, когда бывшие супруги так и не смогли найти компромисс, вопросы по поводу детей не решены, а значит, единственный выход — это суд.

Более того, при принятии решения, судья смотрит не только на интересы ребенка, но и на определенные условия:

  • Желание детей имеет значения для суда, однако, есть ограничение – возраст, ребенку должно быть не меньше десяти лет, в случае, когда он не достиг этого возраста, чаще всего его оставляют с матерью;
  • Желание отца и матери, хотят ли они быть с ребенком искренне или преследуют какие-то корыстные цели;
  • Финансовые аспекты, а также характеристики каждого из родителей с моральной точки зрения;
  • Территория, где проживает тот или иной родитель, удобства, инфраструктура и так далее;
  • Окружение каждого из родителей, социальная среда, в которой они обитают;
  • Иные подобные обстоятельства.

Также важно обращать внимание на намерения отца, который может просто из мести или злобы на мать отобрать у нее детей.

Обращаться в суд следует за счет подачи заявления. Оно обязательно должно содержать причины, обстоятельства и условия, на которых один из родителей хочет оставить ребенка себе.

Также сообщаются все имеющиеся факты о жизни ребенка, его будущем, а также втором супруге. Сразу необходимо указать на алименты, что можно сделать за счет специально оформленного документа.

Участие органов опеки и попечительства обязательно, когда речь идет о прекращении семейных отношений между людьми, имеющими общих детей. Это нужно для того, чтобы специалист изучил условия, в которых дети жили, в которых они будут жить, если останутся с матерью или отцом.

Мнение органов опеки и попечительства также обязательно будет учитываться судьей. Для его оформления составляется специальный акт, отражающий результаты исследования.

Кроме того, проводятся психологические экспертизы. Они помогают как можно красочнее отобразить ситуацию и отношения в семье, привязанности, уровни общения и так далее. Исследуется не только состояние ребенка, но и родителей.

Также могут привлекаться педагоги, которые, исследуя, делают выводы о том, какие были условия для обучения и развития ребенка. Все это подтверждается соответствующим заключением.

Как при разводе разделить детей?

Статьи по теме:

Читайте далее:

Особенности воспитания детей после развода

Особенности воспитания детей после развода.

Права ребенка после развода родителей

Права ребенка после развода родителей.

Развод с тремя детьми

Развод с тремя детьми.

Кому оставляют ребенка при разводе?

Кому оставляют ребенка при разводе.

Выплачиваются ли алименты в гражданском браке?

Выплачиваются ли алименты в гражданском браке.

Последствия развода для детей

Последствия развода для детей.

Развод: с кем останется ребенок?

Развод: с кем останется ребенок.

Развод с двумя несовершеннолетними детьми

Развод с двумя несовершеннолетними детьми.

Развод через ЗАГС с ребенком

Развод через ЗАГС с ребенком.

Развод после рождения ребенка (с грудным ребенком)

Развод после рождения ребенка (с грудным ребенком).

Как бы ни происходил развод мирно или со скандалами, для ребенка это в любом случае огромный стресс. И если имущественные потери во время развода можно спустя какое-то время пережить, то военные действия за детей могут обернуться всеуничтожающим смерчем, который может пройтись по всем членам семьи и оставить после себя руины, боль и внутреннюю опустошенность.

В большинстве случаев вопрос о том, как при разводе разделить детей между бывшими супругами не стоит очень остро, ведь в нашем обществе принято считать, что дети должны оставаться с матерью, и потеря отца будет не так болезненна, как потеря постоянного общения с матерью. Но окончательное решение, с кем из бывших супругов останется постоянно проживать ребенок, решает только суд. Если оба родителя имеют очень серьезные намерения на то, чтобы дети проживали с ними, не хотят договориться мирно, то предстоит очень долгая и тяжелая борьба. Деление детей при разводе осуществляет суд, но родителям нужно отстоять свое право. Для того чтобы в суде отстоять свое право на опеку детей, одному из родителей нужно предоставить веские доказательства того, что другой родитель:

— имеет сильное пристрастие к спиртному или наркотикам;

— состоит на учете в специализированной психической клинике, имеет серьезные проблемы с психикой или предрасположен к неадекватным поступкам;

— постоянно избивает детей и это можно доказать документально и при помощи свидетелей;

— имеет финансовые доходы существенно ниже, чем противоположная сторона;

— имеет работу с ненормированным графиком.

Очень многие папы хотят забрать ребенка у матери только с целью побольнее отомстить за какие-то свои обиды, поэтому вопрос о том, как делят детей при разводе, их начинает интересовать во время самого развода. Но если до начала бракоразводного процесса родитель, претендующий на роль постоянного опекуна, не уделял ребенку постоянного внимания, не лечил во время заболеваний, не водил на прогулки, не занимался развитием ребенка, то, скорее всего, положительного решения от суда ждать не нужно.

Как бы ни прошел раздел детей после развода, ребенку обязательно нужно общаться с обоими родителями. Поэтому каждому из родителей, прежде чем выходить на тропу войны, где главный трофей это ребенок, нужно все хорошо взвесить, действительно ли ребенку будет комфортно именно с ним, сможет ли один родитель полностью обеспечить ребенка не только самыми необходимыми материальными вещами, но и моральной поддержкой, заботой и любовью. Сможет ли находить достаточное количество времени для того, чтобы разговаривать с ребенком, интересоваться его внутренним миром и душевным состоянием.

Это интересно:  Проект планировки и проект межевания территории: составление, разработка

Психологи не рекомендуют разделять детей по принципу «один тебе, один мне». Разделять братьев и сестер нельзя ни в коем случае. Ведь для каждого ребенка это будет очень большим и сильным психологическим шоком с весьма тяжелыми последствиями.

Развод может сказаться на психоэмоциональном развитии ребенка и совершенно не в лучшую сторону. Поэтому, рассматривая все варианты дальнейшего проживания ребенка, родителям нужно, прежде всего, думать о ребенке, а не о своих обидах и самолюбии.

17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно

​Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени урока.

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку — мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке (см. считалки на английском языке);
  • по жребию. В корзине могут находиться:
    • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
    • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
    • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
    • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
    • названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
    • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
  • И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и «трудным» детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

При подготовке статьи использовались материалы Игора Вачкова, Андрея Уварова, Ирины Зобниной, Ирины Дербиной. Фото: Алсу Иксанова.

Статья написана по материалам сайтов: www.nlobova.ru, 101jurist.com, uropora.ru, www.in-kiss.ru, pedsovet.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector