+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Отчуждение земельного участка в 2019 году — что это такое, находящегося в частной собственности, здания

Кодексом о земле устанавливаются две формы собственности на землю: государственная и частная — и предусматривается возможность совершения ряда гражданско-правовых сделок с земельными участками, находящимися в частной собственности. Наибольший интерес представляют сделки по отчуждению земельных участков. Законодательство предъявляет следующие обязательные требования к форме совершаемых сделок по отчуждению земельных участков, находящихся в частной собственности:

1) письменная форма путем составления одного документа, подписанного сторонами;

2) регистрация договора органами государственной регистрации недвижимого имущества по месту нахождения земельных участков.

Сделка, совершенная с несоблюдением формы или требования о ее государственной регистрации, является ничтожной [4, с.73].

Объектом купли-продажи является обособленный земельный участок, принадлежащий субъекту на праве частной собственности. На продаваемый земельный участок субъект должен иметь свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации. При совершении сделки с частью делимого участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок.

Юридические лица могут отчуждать земельный участки, находящиеся у них в собственности, только тем юридическим лицам, которые имеют право на получение в собственность такого земельного участка, и при сохранении его целевого назначения. Кроме того, сделка по отчуждению может быть совершена с местным исполкомом.

Согласно ст. 523 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Если продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, то покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором иное право на соответствующую часть земельного участка.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями. Жилые дома, дачи, садовые домики и иные капитальные строения (здания, сооружения), а также незавершенные законсервированные капитальные строения могут отчуждаться только вместе с земельными участками, если эти земельные участки находятся в частной собственности. Исключения составляют случаи продажи жилых домов, дач, садовых домиков и иных капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на снос [4, с.74].

Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, могут отчуждаться сельскому, поселковому исполнительному комитету либо гражданину Республики Беларусь, зарегистрированному по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, где расположены отчуждаемые земельные участки, при условии сохранения их целевого назначения.

Запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) земельных участков (купля-продажа, мена, дарение) до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения, за исключением:

1) отчуждения земельных участков областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительному комитету в соответствии с его компетенцией;

2) дарения гражданами земельных участков близким родственникам;

3) отчуждения земельных участков с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями;

4) отчуждения земельных участков, предоставленных для ведения коллективного садоводства;

5) отчуждения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;

6) отчуждения земельных участков, приобретенных на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность.

Отчуждение земельных участков и расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляется одновременно, за исключением отчуждения указанных строений на снос [4, с.75].

Таким образом, земельное законодательство не допускает отчуждения земельных участков без одновременного отчуждения расположенных на нем капитальных строений и наоборот, за исключением вышеуказанных случаев.

Купля-продажа земельных участков возможна при отсутствии земельных споров по участку и иных установленных законодательством причин, препятствующих заключению сделки. К таким причинам, в частности, относится наличие запрета на продажу земельного участка (например, нотариальная контора одновременно с удостоверением договора ипотеки земельного участка налагает запрет на его отчуждение в случае, если это предусмотрено договором или же собственник имеет задолженность перед бюджетом по платежам).

Сторонами договора купли-продажи являются продавец и покупатель. Продавцом выступает собственник земельного участка либо лицо, им уполномоченное. Покупателем земельного участка, находящегося в частной собственности гражданина Республики Беларусь, может быть:

1) гражданин Республики Беларусь;

2) сельский, поселковый, городской и районный исполнительный комитет.

При совершении сделки купли-продажи земельного участка продавец или покупатель не может изменить его целевое назначение и режим использования земель (водоохранные и санитарно-защитные зоны, право проезда по участку для технического обслуживания или ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия использования).

Цену и условия оплаты стороны определяют по договоренности. Вместе с тем, ст. 31 Кодекса о земле предусматривает, что стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок по их возмездному отчуждению устанавливается в соответствующих договорах и не может быть ниже кадастровой стоимости на момент совершения сделок.

Что касается дарения земельных участков, находящихся в частной собственности, то здесь действуют общие правила о купле-продаже участка с учетом безвозмездности сделки [4, с.76].

Содержание

Отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности.

Отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности детально регламентируется действующими законодательными актами, в частности: Земельным, а также Гражданским Кодексом и иными нормативно-правовыми актами. Оформления сделок — отчуждение земель выполняется в полном соответствии с общими требованиями для гражданско-правовых соглашений.

ЧТО ИМЕЕТСЯ ВВИДУ ПОД ОТЧУЖДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬ И О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ?

Под рассматриваемой в данном тексте процедурой следует понимать юридически оформленную сделку, которая предполагающую законную передачу имущественных прав на землю одной стороной соглашения другой стороне.

Важно! Нельзя говорить об отчуждении, если такие действия не ведут к передаче прав собственника (аренда, доверительное управление).

Переход таких прав может осуществляться как в добровольном, так и принудительном порядке. Как становится понятно из определения, в первом случае речь идет о действиях собственника, исходящих из личного волеизъявления. В свою очередь принудительный режим предполагает наличие соответствующего судебного решения. Что касается основания для отчуждения земель, то таковым в данном случаев выступают различные сделки, как упоминалось выше – решения судебных органов, а также административные акты и предусмотренный законодательством порядок.

юрист по земельному праву

Бесплатная консультация юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по отчуждению земельных участков

О КАКИХ ВИДАХ ОТЧУЖДЕНИЯ ЗЕМЛИ МОЖНО ГОВОРИТЬ?

Современное профильное законодательство различает несколько видов или, если можно так выразиться, режимов отчуждение земельного участка находящегося в частной собственности, а именно:

  • Добровольное – осуществляется по собственной воле собственника такого участка и предполагает передачу прав в рамках подготовленного соглашения (договор купли продажи земли, договор мены, отказ от наследства в пользу другого наследника, и т.д.).
  • Принудительный порядок подразумевает переход прав собственности на земельный участок другому лицу, без учета воли его собственника. Примером таких случаев является, к примеру, изъятие участка для нужд государства, конфискация и пр.

Условно можно также выделить возмездное и безвозмездное отчуждение земель. Возмездный режим характерен для как добровольного, так и принудительного отчуждения. Относительно безвозмездных сделок, то они осуществляются в процессе оформления договоров дарения, завещаний, а также в рамках конфискации. Что касается дарственных, то их оформление возможно только между лицами, имеющими родственные связи. Для лиц не являющихся родственниками по крови, таким основанием является заключение и расторжение брака, усыновление, и т.д.

КАКОЙ ПОРЯДОК ПРЕДУСМОТРЕН ДЛЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ЗЕЕЛЬНОГО УЧАСТКА?

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим порядок отчуждения земельного участка находящегося в частной собственности, выступает ФЗ №122 от 21 июля 1997 года, которые говорит, что для процедуры отчуждения необходимо выполнить следующие действия:

  • Заключение соответствующего договора, являющегося основной формальной базой для осуществления последующего переход прав собственности.
  • Провести регистрацию прав, определенную действующим законодательством как обязательна.

Важно! Соглашения в области отчуждения участков должны выражаться исключительно в письменной форме с детально прописанными характеристиками объекта недвижимости и подробного описания всех условий сделки.

Право собственности по таким сделкам появляется лишь тогда, когда была проведена их регистрация в компетентных органах. Особо хотелось бы обратить ваше внимание на существование территорий, где введен режим абсолютного запрета на отчуждение земли. Традиционно К таким территориям относятся заповедники, места захоронение и т.д. В свою очередь для передачи прав на участок, пребывающий в так называемом садовом товариществе, документов понадобиться немного больше, нежели для стандартных процедур. Так, необходимо наличие справки от председателя подобного товарищества, подтверждающей отсутствие задолженностей по установленным взносам.

А также возможно отчуждение дома без земельного участка при наличии двух условий:

  • отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
  • отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 ЗК.

Отчуждение земельных участков услуги юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по телефону

ВОЗМОЖНО ЛИ ОТЧУЖДЕНИЕ ДОЛИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА?

Если предполагается отчуждение доли земельного участка собственнику важно знать, что отдельная доля в данном случае не выступает объектом вещных прав. Так какие же действия необходимо совершить? Передача прав на часть участка происходит после предварительно выполненных кадастровых работ, которые призваны определить границы образующегося самостоятельного объекта.

Важно! Часть участка без его оформления как самостоятельного объекта, может лишь принимать участие в сделках, не предусматривающих перехода прав собственности (аренда, залог).

УЧИТЫВАЯ ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ, В КАЧЕСТВЕ КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТОВ ПРОЦЕДУРЫ МОЖНО НАЗВАТЬ:

  • сохранение частной собственности на землю недопущение отчуждения;
  • сопровождение подобной сделки полноправным переходом объекта в собственность другого лица;
  • возникновение права собственности только после обязательной государственной регистрации;
  • отчуждение доли земельного участка допустимо после ее признания самостоятельным объектом прав имущественного характера.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать Задать вопрос юристу

Это интересно:  Налог для физических лиц при продаже земельного участка с 2019 года: размер и правила уплаты

Изъятие земельного участка

Изъятие земельного участка

(англ. withdrawal/confiscation of plot of land) — обращение в собственность государства земельного участка без выкупа его у собственника. В РФ возможно в случаях: а) неиспользования участка в соответствии с его назначением; б) использования участка с нарушением законодательства.

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством РФ, напр., если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Орган гос-ной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об И.з.у. по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК РФ*, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об И.з.у., о своем согласии исполнить это решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об И.з.у., то орган, принявший решение об И.з.у., может предъявить требование о продаже участка в суд.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Изъятие земельного участка» в других словарях:

Изъятие земельного участка — (англ. withdrawal/confiscation of plot of land) обращение в собственность государства земельного участка без выкупа его у собственника. В РФ возможно в случаях: а) неиспользования участка в соответствии с его назначением; б) использования участка … Энциклопедия права

ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА — в соответствии со ст. 271 ГК земельный участок может быть изъят у собственника (владельца, пользователя) в случаях и порядке, предусмотренных земельным законодательством. Согласно ст. 39 КоЗ изъятие земельных участков у землепользователей,… … Юридический словарь современного гражданского права

Реквизиция земельного участка — временное изъятие земельного участка у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Реквизиция земельного участка — временное изъятие земельного участка у собственника на основании решения компетентного органа управления в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно… … Большой юридический словарь

Реквизиция земельного участка — в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ВЫКУП ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД — изъятие земельного участка у собственника за плату для государственных и муниципальных нужд. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа только с согласия собственника. При этом… … Большой экономический словарь

ОТЧУЖДЕНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СВЯЗИ С ИЗЪЯТИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НА КОТОРОМ ОНО НАХОДИТСЯ — в соответствии со ст. 240 ГК в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество,… … Юридический словарь современного гражданского права

Основания прекращения аренды земельного участка — основания, которые предусмотрены гражданским законодательством; а также по инициативе арендодателя в случае: а) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — юридический факт, с которым связано прекращение права на земельный участок. Осуществляется лишь в исключительных случаях, непосредственно установленных в действующем законодательстве, например для размещения объектов, имеющих государственное или… … Большой юридический словарь

НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Часть первая — (в редакции, действующей по состоянию на 14.11.2013) Гражданский кодекс Российской Федерации ← Гражданский кодекс Российской Федерации … Бухгалтерская энциклопедия

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Земельные участки подлежат изъятию только тогда, когда будут соблюдены основные принципы и порядок устанавливаемым земельным законодательством РФ. Изъятие земельного участка может осуществляться только при наличии основания, которые строго прописаны в законе. Лишь после этого, государство может изъять участок с целью использования их в общественных интересах.

Новый порядок изъятия земельных участков

Может происходить в несколько этапов:

  • Предупреждения для собственника земли о каких-либо нарушениях.
  • Меры по принятию решения органами местного самоуправления или органов гос. власти об изъятии земли.
  • Продажа, собственно, участка. Когда собственник будет согласен продать землю и осведомит об этом соответствующий орган, то земля будет продана сразу же.

Если же собственник согласия не давал на изъятие у него земли, то орган, который принял это решение, должен решить этот вопрос через суд.

Основания и условия

Изъятие земельных участков может быть осуществлено в нескольких случаях (согласно ЗК РФ, статья 56.3):

1) При выполнении межнациональных обязательств РФ.

2) Размещение таких объектов, как:

  • энергетические системы;
  • атомная энергия;
  • оборона и безопасность;
  • космическая деятельность;
  • обеспечивающие защиту государству;
  • газо -, электро-, водоснабжения;
  • транспортные дороги.

Но это в случае, если данные объекты больше некуда разместить.

3) Существуют и иные обстоятельства, которые установлены законом РФ.

Самым важным из условий изъятия земли является процедура возмещения, которая устанавливает выкупную цену, определяющаяся соглашением между собственником и органом, занимающимся изъятием участка земли.

Также обязательно должен составляться договор на выкуп. Выкупная цена заключает в себя рыночную цену земли и все другие убытки.

Постановление об изъятии земли

За 2 месяца должно приняться решение об изъятии земельного участка, оно должно содержать в себе:

  • Основания для изъятия земли;
  • Указание лица, у которого изъяли земельный участок;
  • Указание площади участка и кадастрового номера.

На протяжении семи дней с того дня, когда было принято решение об изъятии земельного участка, определённый орган публичной власти, должен отправить копию решения о том, что собственник земли больше не имеет на неё права, определённым учреждениям.

Принудительное изъятие земельного участка

Как гласит Конституция РФ, никого не вправе лишать имущества, этот вопрос можно решить только через суд. Существует несколько оснований, изложенных в гражданском законодательстве, о принудительном изъятии земельных участков у собственников:

  • Взыскание на землю по обстоятельствам;
  • Отчуждение участка, не принадлежащий по закону данному лицу;
  • Конфискация, реквизиция, национализация участка;
  • Выкуп земли для муниципальных нужд;
  • Если нарушено законодательство.

Права на землю собственника прекращаются в следующих случаях:

  • Если выполнены международные обязательства РФ;
  • Если по размещению объектов не предвидится никаких иных вариантов.
  • Если принудительное изъятие происходит для муниципальных нужд, то на основании суда должна быть выплачена стоимость участка, являющаяся либо равноценной, либо предварительной.

Равноценная – это выкупная цена земельного объекта, которая включает в себя рыночную цену и всё имущество, находящееся там, кроме того, входят все убытки, которые причинялись во время изъятия земли.

Когда же собственник не соглашается с установлением выкупной цены, то арбитражный суд сам определяет цену объекта.

Реквизиция как временное и полное лишение прав на землю государством

Данный термин обозначает принудительное изъятие земельного участка, в соответствие с законом, при котором у частного собственника изымают землю для неотложных государственных нужд, при этом специальным органом выплачивается компенсация. Таким образом, частный собственник теряет право на владение землёй.

Согласно ЗК РФ, Статья 51 реквизиция земельного участка может быть только в тех случаях, если в стране происходят чрезвычайные происшествия, например, эпидемии, аварии, стихийные бедствия, проводится только в интересах общества. Это решается государственными органами, причём в данном случае решение не требует судебных разбирательств.

Кроме того, реквизиция может носить и временный характер. Как только время оснований реквизиции подойдёт к концу — земельный участок должен быть возвращен собственнику. Если это сделать нельзя или не представляется возможным, то рыночная цена на землю возвращается.

Выкуп земельных участков для муниципальных и государственных нужд

Изъятие земли для государственных нужд происходит по решению федерального органа исполнительной власти. Кроме того, таким делом могут заниматься органы местное самоуправление.

Собственник земли должен за 12 месяцев осведомлен о его прекращении прав на землю. Ее выкуп может быть осуществлен только по предварительному согласию собственника.

Такое решение должно быть зарегистрировано, а собственник уведомлен о данной регистрации.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащего использования

В этом случае земля изымается принудительно, так как собственник пользуется ею не по назначению, нарушая законодательство.

Земля может изыматься в таких случаях:

  • Участок предназначен для строительства или ведения сельского хозяйства, но в течение 3-х лет она никак не используется или используется не по назначению.
  • Если использование земли происходит с нарушением законодательства, например, если из-за неправильного использования, земля теряет свою плодородность, или ухудшается окружающая экология.

Если собственник соглашается на изъятие участка, то он тут же продаётся с общих торгов, если нет, то вопрос решается через суд.

Компенсация за конфискацию земельного участка

Чтобы рассчитать компенсацию за земельный участок, необходимо знать кадарстровую стоимость, которая более близка к рыночной. Часто цифра получается размытая и не удовлетворяет собственника земли. После чего, было принято решение, по которому оценщики определяли цену недвижимости по рыночной стоимости.

Собственник мог выбрать два пути получения компенсации: наличные деньги за землю или предоставлялся равноценный участок на другой территории. Если выдавался участок, то по закону, он не мог быть оформлен.

Порядок изъятия земельных участков

1. Земельные участки, предоставленные в постоянное пользование из земель государственной и коммунальной собственности, могут изыматься для общественных и других нужд по решению органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на основании и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

(Часть первая статьи 149 в редакции Закона № 3123-VI от 03.03.2011)

2. Изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей на основании решений Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских советов в соответствии с их полномочиями.

Это интересно:  Переустройство и перепланировка жилого помещения: порядок согласования

3. Сельские, поселковые, городские советы изымают земельные участки коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, которые находятся в постоянном пользовании, для всех нужд, кроме особо ценных земель, которые изымаются (выкупаются) ими с учетом требований статьи 150 настоящего Кодекса.

4. Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные советы изымают земельные участки общей собственности соответствующих территориальных общин, которые находятся в постоянном пользовании, для всех нужд.

5. Районные государственные администрации на их территории изымают земельные участки государственной собственности, кроме случаев, определенных частью девятой настоящей статьи, которые находятся в постоянном пользовании, в пределах сел, поселков, городов районного значения для всех нужд и за пределами населенных пунктов для:

а) сельскохозяйственного использования;

б) ведения водного хозяйства;

в) строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района (школ, больниц, предприятий торговли, инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и т.д.) с учетом требований части восьмой настоящей статьи.

(Пункт «в» части пятой статьи 149 с изменениями, внесенными согласно с Законами № 3404-IV от 08.02.2006, № 1561-VI от 25.06.2009, Законом № 3123-Пвід 03.03.2011; часть пятая статьи 149 с изменениями, внесенными согласно Закону № 4539 — VI от 15.03.2012).

6. Областные государственные администрации на их территории изымают земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в пределах городов областного значения и за пределами населенных пунктов для всех нужд, кроме случаев, определенных частями пятой, девятой настоящей статьи.

7. Киевская, Севастопольская городские государственные администрации изымают земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в пределах их территорий для всех нужд, кроме случаев, определенных частью девятой настоящей статьи.

8. Совет министров Автономной Республики Крым на территории Автономной Республики Крым изымает земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, в пределах сел, поселков, городов и за их пределами для всех нужд, кроме случаев, определенных частями пятой, девятой настоящей статьи, а также согласовывает изъятие таких земель районными государственными администрациями на их территории для строительства объектов, связанных с обслуживанием жителей территориальной общины района (школ, больниц, предприятий торговли, инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции и т.д.).

(Часть восьмая статьи 149 с изменениями согласно Закона № 3I23-V1від 03.03.2011)

9. Кабинет Министров Украины изымает земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, — пашню, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса для нелесохозяйственных нужд, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения и субъектов хозяйствования железнодорожного транспорта общего пользования в связи с их реорганизацией путем слияния во время образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», кроме случаев, определенных частями пятой — восьмой настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 150 настоящего Кодекса.

10. В случае несогласия землепользователя с изъятием земельного участка вопрос решается в судебном порядке.

ч. 1. Ч. 1 ст. 149 ЗКУ предусматривает возможность безвозмездного изъятия земельных участков у постоянных пользователей для общественных и других нужд по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Изъятие является фактически полномочием собственника земельного участка, правом, которое принадлежит владельцу и постоянному пользователю не передается. При этом право принудительного изъятия (при отсутствии согласия пользователя) имеет публично-правовое происхождение и является аналогичным праву на выкуп земельного участка по мотивам общественной необходимости (см. комментарий к ст.ст. 146, 147 ЗКУ).

Если земельный участок предоставлен в постоянное пользование из земель государственной собственности, то ее изъятие производится по решению органов государственной власти, если предоставлялся из земель коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления, уполномоченных предоставлять такой земельный участок в постоянное пользование.

Стоит отметить формулирование целей, для которых может быть изъят земельный участок —«для общественных и других нужд». Считаем, что для «других» нужд земельный участок может изыматься только по согласию пользователя; принудительное же изъятие должно допускаться лишь для общественных нужд. Такой вывод следует из положений п.»г» ст. 143 «Основания для принудительного прекращения прав на земельный участок» ЗКУ («выкуп (изъятия) земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд») и § 1 ст. 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ратифицирована ЗУ от 17.07.1997 года), по которым «никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законам . «. В соответствии с толкованием Европейского суда по правам человека (см. решение от 23.09.1982 по делу «Спорронг и Леннрот против Швеции», от 21.02.1986 по делу «Джейчс и другие против Соединенного Королевства», от 30.05.2000 по делу «Карбонара и Вентура против Италии»), решения которого признаются в Украине источником права (ст. 17 ЗУ «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека»), право постоянного пользования земельными участками должно рассматриваться как имущество в смысле § 1 ст. 1 Протокола 1, поэтому принудительное изъятие земельного участка у субъекта постоянного пользования «не в интересах общества» (т.е. не для «общественных нужд») запрещено.

нельзя не обратить внимание на недостаток ЗКУ: его формулировка, взятое изолированно, позволяет в любое время и по любым мотивам прекратить право постоянного землепользования, что может негативно влиять на стабильность отношений землепользования и эффективность последнего (см. комментарий к ч. 10 этой статьи).

ч. 2. Изъятие земельных участков может осуществляться по согласию землепользователей органами государственной власти или местного самоуправления согласно их полномочий (ч.ч. 3-9 комментируемой статьи). При отсутствии согласия на изъятие земельного участка оно может быть проведено и принудительно на основании решения суда (ч. 10).

ч.ч. 3-8. Комментируемые нормы в принципе достаточно однозначно определяют и разграничивают компетенцию органов местного самоуправления и исполнительной власти по изъятию земельных участков.

Возможность изъятия земельных участков касается как субъектов, перечисленных в ст. 92 ЗКУ, так и тех субъектов, которые пользуются земельными участками на праве постоянного пользования в соответствии с нормами ЗКУ 1990 г. в силу п.6 разд. Х «Переходные положения» ЗКУ и решение Конституционного Суда № 5-рп/2005 от 22.09.2005.

ч. 9. Комментируемая норма не привязывает возможность изъятия земельных участков, занятых лесами, их отнесение к землям лесохозяйственного назначения. Согласно ст. 1 ЛКУ, леса могут находиться и на земельных участках иного целевого назначения. Это, а также нечеткость юридического определения категории «лес» затрудняют четкое определение круга земель, изъятие которых должно осуществляться по решению КМУ.

Изъятие Кабинетом Министров земельных участков субъектов хозяйствования железнодорожного транспорта общего пользования в связи с их реорганизацией очевидно имеет целью централизацию данного процесса и исключения возможности необоснованного передачи таких участков для иных нужд.

ч. 10. Изъятие земельного участка, предоставленного в постоянное пользование, не всегда проводится по согласию постоянного пользователя. В случае возникновения спора по поводу принципиальной возможности извлечения, сроков прекращения права постоянного пользования и т.д. данный вопрос может быть предметом судебного рассмотрения. При разрешении спора за. отсутствия надлежащей четкости в национальном законодательстве следует руководствоваться § ] ст. 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ратифицирована ЗУ от 17.07.1997 года) и практикой его применения Европейским судом по правам человека.

Как обратил внимание ВСУ в п.9 Постановления Пленума ВСУ «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» от 16.04.2004 № 7, при изъятии земельного участка должны быть соблюдены гарантии прав на землю, предусмотренные разделом V ЗКУ и ст. 350 ГКУ.

Что такое отчуждение земельного участка

Отчуждение земли – одна из причин утраты участка, осуществляется такая процедура как добровольно, так и принудительно. Но только в рамках законодательства.

Регулирует порядок земельных участков отчуждение Земельный Кодекс РФ, а также Гражданский Кодекс. Несмотря на существование определенных статей в данных Кодексах, касающихся условий, порядка, нюансов этой операции, отчуждение земельного участка может претерпевать изменения в связи с выходом дополнений к законам.

Основные понятия

  • Получение в собственность участка земельной площади предоставляет право использовать его по своему усмотрению.
  • Что называется отчуждением земельной территории? Это сделка, оформленная по требованиям закона, по которой имущественные права на земельную площадь переходят другой стороны.
  • В этом отличие от таких сделок, как аренда, договор доверительного управления, использование участка по доверенности. При этих сделках не идет речь о передаче от одного лица другому прав собственности.
  • Чтобы провести отчуждение участка, находящегося в частной собственности, нужно действовать на основании или соглашения, оформленного по обоюдному согласию, или на основании административных актов, судового решения.

Собственник может продать площадь, оставить ее в наследство по завещанию, сдать в аренду другому лицу.

Но иногда складываются обстоятельства, когда участок переходит другим лицам. Такого имущества, как земля, отчуждение производится в добровольном порядке или по принуждению, в зависимости от обстоятельств.

Соответственно, отчуждаемый земельный участок – это территория, которая перешла от одного собственника к другому, например, по постановлению суда. Процедура отчуждения земель подразумевает переход прав собственности.

Законодательство

Для осуществления сделки следует руководствовать статьями 44 и 52 Земельного Кодекса, а также статьи 27 Гражданского Кодекса РФ. Если будут нарушены данные законодательные нормативы, сделка может считаться незаконной, ее можно будет оспорить в суде.

  1. При добровольном отчуждении участка передается собственником своего другим лицам при составлении завещания, соглашения о купле-продаже, дарственной. По этим документам переходят права на землю.
  2. К сожалению, мнение владельца не будет учитываться в случае, если земля отчуждается в принудительном порядке. И чаще всего при принудительном проведении сделки собственник даже не получает компенсацию. Она будет выплачена только при возмездной передаче имущества и прав на него.
  3. Важно строго придерживаться требований закона при любом способе отчуждения, чтобы не потерять потом права на землю.

Порядок проведения

Порядок оформления сделки по отчуждению определяется Федеральным Законом под номером 122 от 21.06.97г. По этому закону процесс состоит из двух основных этапов.

  • На первом выполняется заключение договора об отчуждении. Это важный документ, так как он станет основой для перехода прав собственности от одного лица к другому. Когда составляется соглашение на отчуждение, в документе обязательно должен быть подробно описан участок и условия, по которым осуществляется сделка.
  • На втором этапе новый собственник проходит процедуру регистрации своих прав на полученное по отчуждению имущество. Право собственности будет иметь силу только после регистрации.
  • Если передаются права на землю, прежний собственник не должен иметь задолженности по взносам в садовое или другое товарищество.
  • Важно знать, что на проведение сделки по отчуждению может повлиять ограничение на оборотоспособность определенного участка. Земельные участки на территориях заповедников, мест захоронений не отчуждаются.
  • Выполнение процедуры должно соответствовать условиям, указанным в статье 52 Земельного Кодекса.
Это интересно:  Что такое октмо в реквизитах

В некоторых случаях понадобятся дополнительные документы, например, при отчуждении участка в садовом товариществе.

Особенности

Процесс отчуждения почему наступает и человека какого нельзя считать полноправным собственником земли? Земельные площади часто сдаются в аренду.

ВНИМАНИЕ! Коммерсант может на этих территориях заниматься сельским хозяйством, агробизнесом, использовать земли в других целях (с учетом видов разрешенного использования), но он не является собственником, не может продавать, менять категорию участка.

Чтобы осуществить такие сделки с землей, следует оформить ее отчуждение и перевести права на себя. Арендатор обладает правом отчуждения, как и многие другие лица.

Еще одна особенность – переведение прав на отдельный участок при долевом управлении земельной площадью. Если нужно передать другому собственнику права на часть участка, его сначала следует выделить, заказать работы по межеванию и установлению границ.

Участок должен быть зарегистрирован в Кадастровом реестре. Но без выделения часть участка может быть просто сдана в аренду, например. Такая форма управления землей не предусматривает получение прав собственности на имущество.

Основанием для добровольного перехода прав собственности считается собственное желание владельца земли. И в таком случае правоотношения двух сторон, участвующих в сделке, будут носить договорной характер. Заключается соответствующий договор между сторонами или производится оформление отчуждения в односторонней сделке.

Основные документы, которые составляются при добровольном отчуждении – дарственная, договор купли-продажи, договор об обмене. Подтверждением перехода прав на земельный участок является и завещание. При любом из этих способов передачи прав главным фактором является собственное волеизъявление желания владельца.

ВНИМАНИЕ! При принудительном отчуждении мнение собственника земельной площади не учитывается.

Собственник может получить компенсацию за землю, а может и не получить, это зависит от обстоятельств, от причин отчуждения. Что является основанием для отбирания участка у владельца?

  1. Судебное решение по этому вопросу.
  2. Административный акт.

Через суд осуществляется отчуждение чаще всего тогда, когда владелец является незаконным, произошел самозахват земли или она используется с нарушением категории. Также землю могут отобрать и для того, чтобы погасить задолженность собственника перед третьими лицами, например, перед банком.

Существует еще одно разделение сделок по отчуждению – на возмездные и безвозмездные. Собственник может получить определенную компенсацию за свой надел, например, в виде денежной суммы. Также в качестве расчета за участок может быть выполнение какого-то обязательства новым владельцем перед старым, все зависит от индивидуальных особенностей сделки.

Чаще принудительно участок отбирается без компенсации, бывший собственник просто лишается земли и ничего взамен не получает.

Принудительное отчуждение

Есть законодательное основание для принудительного изъятия участка, заложенное в Гражданском и Земельном кодексах РФ. В пользу государства или муниципалитета земля отходит по нескольким причинам.

  • При возникновении государственной необходимости. При этом составляется распорядительный акт, на основании которого осуществляется процедура.
  • При реквизиции земли в случае военных действий или других чрезвычайных обстоятельствах.
  • При конфискации по решению суда, принятого в процессе рассмотрения уголовного дела.
  • При нарушении правил землепользования.

Когда осуществляется конфискация, безвозмездная, собственник не может рассчитывать на компенсацию. В других случаях чаще всего выплачивается определенная сумма за землю или она компенсируется другим способом.

Например, если отбирается участок в связи с государственной необходимостью, собственник может просто получить другой равнозначный по качеству надел.

Нарушение правил землепользования – серьезное правонарушение, из-за которого суд выносит решение об отчуждении земли. Но существует строгое требование к вынесению такого решения. Факт нарушения правил землепользования должен быть доказан.

Переход прав – не единственное наказание за неправомерное землепользование. Нарушитель должен еще и заплатить денежные средства, достаточные для восстановления качественных характеристик земли и устранение последствий.

Пошаговая инструкция

  1. Принимается решение об отчуждении, о необходимости такой процедуры. Составляется акт по данному вопросу.
  2. Акт передается в регистрационный орган, и с этого момента вступают в силу ограничения на любые сделки с участком.
  3. В печати и СМИ размещается информация о предстоящем отчуждении земли.
  4. Собственник должен быть оповещен официально.
  5. Участок оценивается как имущество.
  6. Определяется размер компенсации за отчужденную земельную площадь. Она выплачивается бывшему собственнику.
  7. Оформляется соглашение по вопросу отчуждения. Сторонами такого соглашения выступают собственник и орган государственной власти.
  8. Последний шаг – регистрация уже новым собственником прав на участок.

Можно использовать несколько способов, разрешенных законом, для добровольной передачи прав собственности на участок.

  • Добровольный возврат участка земли государству по желанию его владельца.
  • Сделки гражданско-правового плана.
  • Смена собственников при сделках безвозмездного вида.

Если земля находится в собственности государства, ее отчуждение возможно только в результате приватизации. Приватизация проводится на торгах или без них, зависит от обстоятельств.

Чаще всего добровольно участок передается по завещанию, при дарении, при купле-продаже. Права собственности новый владелец получает на основании подписания бывшим собственником определенных документов. Но нужно учитывать, что новый владелец вместе с землей получает и обязательства, связанные с ней.

Правовое регулирование сделок по отчуждению земельных участков, находящихся в частной собственности

Кодексом о земле устанавливаются две формы собственности на землю: государственная и частная — и предусматривается возможность совершения ряда гражданскоправовых сделок с земельными участками, находящимися в частной собственности.

1) письменная форма путем составления одного документа, подписанного сторонами;

2) регистрация договора органами государственной регистрации недвижимого имущества по месту нахождения земельных участков.

До государственной регистрации сделка должна быть удостоверена нотариусом или регистратором территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества.

Сделка, совершенная с несоблюдением формы или требования о ее государственной регистрации, является ничтожной.

Объектом купли-продажи является обособленный земельный участок, принадлежащий субъекту на праве частной собственности. На продаваемый земельный участок субъект должен иметь свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации. При совершении сделки с частью делимого участка эта часть в установленном порядке должна быть предварительно выделена в самостоятельный земельный участок.

Юридические лица могут отчуждать земельный участки, находящиеся у них в собственности, только тем юридическим лицам, которые имеют право на получение в собственность такого земельного участка, и при сохранении его целевого назначения. Кроме того, сделка по отчуждению юридическим лицом своего земельного участка может быть совершена с местным исполкомом.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут отчуждаться только вместе с расположенными на них капитальными строениями (зданиями, сооружениями), незавершенными законсервированными капитальными строениями. Жилые дома, дачи, садовые домики и иные капитальные строения (здания, сооружения), а также незавершенные законсервированные капитальные строения могут отчуждаться только вместе с земельными участками, если эти земельные участки находятся в частной собственности. Исключения составляют случаи продажи жилых домов, дач, садовых домиков и иных капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений на снос.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, могут отчуждаться сельскому, поселковому исполнительному комитету либо гражданину Республики Беларусь, зарегистрированному по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, где расположены отчуждаемые земельные участки, при условии сохранения их целевого назначения.

Запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение предоставленных в частную собственность для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений) земельных участков (купля-продажа, мена, дарение) до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения, за исключением:

1) отчуждения земельных участков областному, Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному, сельскому, поселковому исполнительному комитету в соответствии с его компетенцией;

2) дарения гражданами земельных участков близким родственникам;

3) отчуждения земельных участков с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями;

4) отчуждения земельных участков, приобретенных на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность.

Отчуждение земельных участков и расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляется одновременно, за исключением отчуждения указанных строений на снос.

Таким образом, земельное законодательство не допускает отчуждения земельных участков без одновременного отчуждения расположенных на нем капитальных строений и наоборот, за исключением вышеуказанных случаев.

Граждане, получившие земельные участки как состоящие на учете нуждающихся в улучшении желищных условий, до истечения 8 лет со дня государственной регистрации возведенных на них жилых домов не вправе отчуждать такие участки и (или) дома, а также объекты недвижимости, образованные в результате их раздела, слияния или вычленения из них, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетом. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам.

Купля-продажа земельных участков возможна при отсутствии земельных споров по участку и иных установленных законодательством причин, препятствующих заключению сделки. К таким причинам, в частности, относится наличие запрета на продажу земельного участка (например, нотариус одновременно с удостоверением договора ипотеки земельного участка налагает запрет на его отчуждение в случае, если это предусмотрено договором или же собственник имеет задолженность перед бюджетом по уплате земельного налога).

Сторонами договора купли-продажи являются продавец и покупатель. Продавцом выступает собственник земельного участка либо лицо, им уполномоченное. Покупателем земельного участка, находящегося в частной собственности гражданина может быть:

1) гражданин Республики Беларусь;

2) сельский, поселковый, городской, Минский городской и районный исполнительные комитеты.

В отличие от физических лиц юридические лица могут отчуждать земельные только областным, Минскому городскому, городским и районным исполкомам. Сделка по отчуждению не может быть совершена с сельским и поселковым исполкомом.

При совершении сделки купли-продажи земельного участка продавец или покупатель не может изменить его целевое назначение и режим использования земель (водоохранные и санитарно-защитные зоны, право проезда по участку для технического обслуживания или ремонта зда- ний, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и другие условия использования).

Цену и условия оплаты стороны определяют по договоренности. Вместе с тем, ст. 31 Кодекса о земле предусматривает, что стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок по их возмездному отчуждению устанавливается в соответствующих договорах и не может быть ниже кадастровой стоимости на момент совершения сделок.

Что касается дарения земельных участков, находящихся в частной собственности, то здесь действуют общие правила о купле-продаже участка с учетом безвозмездности сделки.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector