+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Перераспределение земельных участков, находящихся в собственности

Содержание раздела

Суть процедуры перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства

В чём заключается суть процедуры перераспределения перечисленных земельных участков с участками, относящимися к собственности муниципалитета или государства?

Кратко схему перераспределения можно описать так: в соответствии с неким порядком, установленным законом, к собственному земельному участку гражданина добавляется часть муниципальной или государственной земли, граничащей с участком гражданина.

Становится ясным, что из одного участка нужно выделить часть земли и добавить её к другому участку. Значит, потребуется провести межевание и изменить (перераспределить) границы и площади исходных смежных участков:

  1. участка гражданина — по причине увеличения площади,
  2. муниципального или государственного участка — по причине уменьшения площади за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина.

Когда можно приступить к межеванию? Что ещё предстоит сделать, ведь, хотя бы свой увеличенный земельный надел нужно потом как-то зарегистрировать? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков подробно раскрыт в статье 39.29 Земельного кодекса РФ.

Стартом процедуры является подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с конкретным органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади, а убедившись в том, что участок этот относится к муниципальной или государственной собственности, приступить к решению 2-й задачи
  • выяснить, имеет ли смежный участок тот же вид разрешённого использования и категорию земель и относится к той же территориальной зоне, что и собственный исходный участок, так как несоответствие этому факту в дальнейшем станет причиной отказа в перераспределении земельных участков, а игнорирование приведёт к бездарной трате времени и средств на проведение следующего этапа работ — то есть обязательным условием должны быть не только идентичность видов использования участков, но и расположение добавляемой территории в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок (не допустима даже такая ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах)
  • убедиться в том, что при планируемом увеличении площади участка не нарушится требование градостроительного регламента по предельной максимальной площади земельных участков, установленных в соответствии с ПЗЗ, по расположению нового участка, образованного в результате перераспределения, по возможности доступа к смежной территории только через собственный исходный участок
  • выяснить, разработан или нет, в соответствии с ПЗЗ поселения, проект межевания территории (ПМТ)
  • при отсутствии ПМТ подготовить схему расположения образуемого в результате распределения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ), показывающую присоединение к существующим границам собственного исходного участка куска муниципальной или государственной земли земли (добавляемого участка) — вполне понятно, что для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации,
  • подать заявление о перераспределении собственного исходного участка с приложением к заявлению правоудостоверяющих документов и схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ).

Остаётся выяснить, куда подаётся заявление о перераспределении участка?

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение — мать учения», а потому имеет смысл повторить главные моменты.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация — в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти — когда они является владельцами земли
  • Правительство РФ — если земля относится к государственной (федеральной) собственности.

Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

  1. обратиться к такому бесплатному источнику сведений, как Публичная кадастровая карта Росреестра, предоставляющей общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости (о том как работать с картой, можно почитать в другом разделе карты здесь)
  2. обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра и, используя на нём вкладки:
  • Получение сведений из ЕГРН
  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online,

выполнить заказ необходимых сведений.

Должно быть понятным, что обращение к официальному порталу Росреестра, позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Итак, с сутью процедуры перераспределения участков и подготовкой к проведению перераспределения разобрались. Но перед тем, как перейти к изучению особенностей Соглашения, нужно понять ситуацию с ценой предоставляемой земельная добавки.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  1. на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
  2. в соответствии с порядком и правилами, установленными:
  • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству,
  • государственной власти субъекта РФ — когда добавляемый земельный участок является собственностью субъекта РФ,
  • органом местного самоуправления — когда добавляемый земельный участок находится в муниципальной собственности.

Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

Федеральные законы «О местном самоуправлении», Земельный кодекс РФ и целый ряд других предоставили муниципальным и региональным властям возможность регулирования размера платы за прирезки из своих земель к частным участкам. В этих целях во всех субъектах РФ и во всех муниципалитетах были подготовлены и утверждены порядки и правила расчёта платы, а на уровне Правительства РФ — порядок и правила а увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

1. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:

  • Постановление «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности» ( № 1308 от 3 декабря 2014 г.)
  • Прилагаемый к Постановлению «Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности», устанавливающие порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков.

2. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель субъекта РФ — установленные в них порядок и правила расчетов.

  1. в Ленинградской области — смотреть здесь
  2. в Московской области — смотреть здесь
  3. в Псковской области — смотреть здесь
  4. в Иркутской области — смотреть здесь

3. При определении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, применяются установленные в них порядок и правила расчетов.

  • в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области — смотреть здесь
  • в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края — смотреть здесь
  • в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области — смотреть здесь.

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  1. КСИСХ.УЧ.— кадастровая стоимость исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  2. КСобр.уч.— кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  3. Sдоб.уч.— площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  4. Sисх.уч. площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  5. Sобр..уч. — площадь участка, образуемого в результате перераспределения

С вопросом определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

  • размер платы составит 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения (пункт 3 Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.),
  • размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению (КСИСХ.УЧ.), рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность (Sдоб.уч.).

Отдельные примеры

На примерах Тюменской и Ярославской областей можно продемонстрировать разные подходы субъектов РФ к решению вопроса об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения:

Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:

«размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков»:

  • в Ярославской области

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г. утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

Это интересно:  Пособие приемным родителям в 2019 году: единовременное и ежемесячное, как получить

пункт 5. «Размер платы в случае перераспределения земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, определяется как 15% от разницы между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате его перераспределения с землями, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до его перераспределения»:

В соответствии с пунктом 4 этих Правил для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен такой порядок расчёта:

«Размер платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Ярославской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определяется как 15% их кадастровой стоимости, рассчитанной пропорционально площади части таких земельных участков, подлежащих передаче в частную собственность в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности».

Когда и куда вносится плата за добавленный участок?

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка?

Этапу подписания Соглашения о перераспределении земельного участка предшествует процедура постановки образуемого земельного участка на кадастровый учёт. Делается это по результатам межевания, поскольку при перераспределении появляется новый участок.

К межеванию нужно приступить после получения от администрации положительного решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ) или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения.

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру (в межевую организацию) за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

Далее заявителю нужно предъявить в администрацию кадастровый план увеличенноного участка — для завершения процедуры заключения Соглашения о распределении земельного участка.

По результатам заключения Соглашения о перераспределении земельных участков между органом власти и заявителем (собственником участка, к которому добавляется площадь), с участками происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного земельного участка заявителя
  • образуется земельный участок с увеличенной в результате перераспределения площадью
  • у собственника (заявителя) возникает право частной собственности на земельный участок с увеличенной площадью
  • земельный участок, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах.

Ознакомившись с сутью процедуры перераспределения земельного участка и усвоив главные её особенности, смело приступаем к детальному изучению порядка выполнения этого перераспределения и полного состава документов, которые для этой задачи потребуются.

Вы ознакомились с разделом №3 статьи.

Содержание

Перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года

Главная » Земля » Перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года

Процедура перераспределения земель между несколькими владельцами происходит в соответствии с нормами земельного законодательства, которые регулируют указанный вопрос. В процессе перераспределения можно как увеличить размер участка путем принятия дополнительной площади, так и уменьшить его при помощи изменения земельных границ посредством передачи другому лицу.

С 01.01.2018 правовые нормы, регламентирующие порядок такой корректировки и аспекты, влияющие на возможность ее осуществления, претерпели некоторые изменения.

Что такое перераспределение земельных участков

Какова суть перераспределения землевладений?

Она характеризуется следующими моментами:

  • смена установленных ранее границ соседних земель (такие изменения возможны в отношении двух объектов и более);
  • формирование новых участков с обновленными границами, зафиксированными надлежащей кадастровой документацией;
  • изменение ранее установленных земельных границ и их эксплуатация согласно новому назначению (при его изменении).

Статья 11.7 ЗК РФ Перераспределение земельных участков

Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:

  • в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
  • если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
  • при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года

После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель. Подобные корректировки относятся к участкам с неразграниченной государственной собственностью.

Суть их состоит в таких положениях:

  • любые вопросы касаемо земель сельских поселений рассматриваются местной властью;
  • в случае, если необходимо уточнение границ земельного участка сельскохозяйственного поселения, подавайте соответствующее заявление в администрацию по месту нахождения данного объекта недвижимости;
  • после того, как перераспределение завершится, установленные законодателем правомочия по эксплуатации таких земель, предоставляются их собственнику.

На сегодняшний день Земельный кодекс РФ претерпел еще ряд существенных изменений по вопросу перераспределения участков земли. Чаще всего заявители высказывают желание о прирезке какой-либо части муниципального участка к своей земле. Такие части, передающиеся частным собственникам, называются «прирезки».

Законодательно разрешенное мероприятие такого рода дает возможность увеличения территории принадлежащей вам земли. Также произошло фактическое узаконение самозахватов соседних земель некоторыми гражданами. Однако существуют и другие основания, ввиду которых может потребоваться такая процедура.

Условия перераспределения земельных участков

В целях исполнения указанной процедуры придерживайтесь таких условий:

  • землевладения должны быть соседними, то есть соприкасаться минимум в одной точке;
  • такие земли не должны иметь ограничений и арестов;
  • заранее обратитесь к собственникам смежных земель и договоритесь с ними об указанной процедуре;
  • соберите необходимый пакет документации;
  • представьте в территориальное отделение Росреестра заявление в отношении процедуры перераспределения;
  • закажите услуги по исполнению требуемых работ кадастровым инженером.

Классификация перераспределения земель

Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:

  • при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация;
  • перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
  • корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.

Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года

С обновлением положений российского законодательства поменялись также главные условия, наличие которых может привести к отказу в исполнении вышеуказанной процедуры:

  • при выставлении земли, находящейся в собственности государства и рассматриваемой в качестве объекта межевальных работ, на аукционные торги;
  • если участки земли, которые нужно перераспределить, не являются соседними (на графической схеме их местонахождения они должны соприкасаться хотя бы в одной точке);
  • участки, требующие смены имеющихся границ путем перераспределения не были отмежеваны. В таком случае обязательно проведите предварительное установление земельных границ;
  • когда участки, требующие перераспределения, имеют различные виды разрешенного использования. Например, один из них относится к сельскохозяйственным землям, а другой отведен под жилую застройку. В таких обстоятельствах попробуйте сменить назначение участка посредством получения надлежащего распоряжения уполномоченного органа. Но помните, что это займет определенное время и вам потребуется собрать пакет необходимой документации;
  • когда землевладения располагаются в пределах различных территориальных образований.
Это интересно:  Что нужно знать при покупке недвижимости

Перераспределение земельных участков между собственниками.

Об уточнении местоположения границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет, читайте тут.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года

Если перераспределяемые земли не относятся к категориям, в отношении которых процедура перераспределения запрещена, совершите следующие действия:

  • заранее в устной форме договоритесь с собственниками смежных земель;
  • посетите компетентный орган муниципалитета и подайте заявление о выдаче разрешения;
  • пригласите кадастрового инженера для изменения земельных границ;
  • составьте и подпишите соответствующее соглашение и представьте его в муниципальный орган;
  • при положительном исходе получите решение по утверждению плана землевладений с зафиксированными изменениями;
  • поставьте землю с измененными границами на кадастровый учет;
  • обратитесь за получением кадастрового паспорта с новыми утвержденными границами.

Обратитесь в геодезическую компанию или к компетентному кадастровому инженеру и закажите необходимые кадастровые работы. Геодезическая компания должна обладать соответствующей лицензией, разрешающей проведение межевальных работ, а для кадастрового инженера предусмотрено специальное правило, в соответствии с которым он обязан числиться в федеральном списке соответствующих специалистов, который содержит официальный сайт Росреестра.

Утверждение кадастровых планов новообразованных земель входит в компетенцию Земельного департамента. Это возможно в лишь в том случае, если не нарушаются требования сервитутов для всех перераспределяемых объектов, и при соответствии установлений в отношении предельно допустимых размеров землевладений, которые установлены в конкретном субъекте государства.

Чтобы зарегистрировать свое право на участок, предоставьте имеющуюся документацию, подтверждающую ваше право собственности на данное имущество, кадастровый паспорт на новые земельные участки, документы, удостоверяющие ваши личности, а также платежную бумагу по госпошлине.

Документы, необходимые для перераспределения земельных участков

Для того, чтобы подать заявление на перераспределение, соберите надлежащий пакет документации, состоящий из:

  • заявления, составленное от вашего имени либо от имени организации;
  • приобщите к указанному заявлению такие бумаги:
  • копии документации, являющейся подтверждением права собственности на ваше землевладение, если она не регистрировалась в ЕГРН;
  • карту местоположения объекта недвижимости при отсутствии проекта по его межеванию, согласно которому происходит процедура перераспределения;
  • доверенность, подтверждающую ваши полномочия, в случае, если вы подаете документы от имени собственника земли;
  • нотариально удостоверенный перевод документации, подтверждающие проведенную государственную регистрацию, если это заграничная организация.

Заявление о перераспределении земельных участков

Согласно пункту 2 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, текст заявления о перераспределении земли должен включать информацию в отношении:

  • заявителя (ФИО, данные паспорта, место проживания);
  • кадастрового номера землевладения, который будет увеличен;
  • кадастрового номера участка, который будут прирезать;
  • проекта межевого дела на землевладение.

Проект межевого дела для участков, входящих в садовые либо дачные товарищества, хранит правление объединения либо исполнительный орган, выделивший объекты недвижимости указанным товариществам.

Соглашение о перераспределении земельных участков

Оформление соглашения требует оформления в письменном виде. В качестве субъектов данной процедуры выступает компетентный в земельных правоотношениях орган и заявитель.

Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию. Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.

Содержание соглашения о перераспределении подразумевает указание таких сведений:

  • личной информации в отношении собственников соответствующих землевладений;
  • подробного описания перераспределяемой недвижимости;
  • обоснования необходимости перераспределения территорий.

В качестве основания для проведения регистрации Земельной палатой созданных землевладений выступает подписанный сторонами процедуры договор, а также выдел соответствующих территорий. Землевладения, которые не прошли процедуру регистрации в органах Росреестра, не относятся к кадастровым, и, соответственно, не могут эксплуатироваться в соответствии с назначением.

Стоимость перераспределения земельных участков

Расширение изначально установленных размеров частных землевладений, в итоге проведения мероприятий по перераспределению данных объектов и участков, являющихся собственностью государства или муниципалитета, происходит на возмездной основе.

Размер оплаты при этом устанавливается:

  • согласно предписаниям Правительства нашего государства, относительно землевладений, являющихся федеральной собственностью;
  • согласно установлениям государственных органов субъекта Российской Федерации, касаемо земель, являющихся собственностью субъекта государства, участков с неразграниченной собственностью;
  • в соответствии с указаниями муниципальных органов, касаемо территорий, являющихся собственностью муниципалитета.

Данные о стоимости прирезаемой земли определяются исходя из ее оценки по кадастру.

Сумма будет равна:

  • 15%, если габариты вашего участка не выходят за пределы установленных нормами законодательства нормативов;
  • кадастровой стоимости, если размер земли выше норматива более, чем на 10%.

Перераспределение земельных участков

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

Это интересно:  Наследник по завещанию умер раньше наследодателя

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Статья написана по материалам сайтов: www.zemvopros.ru, uropora.ru, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector