+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Предоставление земельных участков для строительства жилого дома — регламент и особенности

Статья 9. Формирование и предоставление земельных участков для строительства. Формирование земельных участков под многоквартирными домами

9.1. Формирование земельных участков для жилищного строительства.

9.1.1. Управление и распоряжение земельными участками, в границах сельского поселения Выльгорт», государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется администрацией сп «Выльгорт».

9.1.2. Для строительства могут предоставляться сформированные земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, свободные от прав третьих лиц, которые согласно земельному законодательству не изъяты из оборота. Не допускается предоставлять земельные участки, не сформированные как объекты недвижимости, для любого строительства.

9.1.3. Образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлён его государственный кадастровый учёт.

9.1.4. Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется с проведением работ по подготовке проектов межевания территории с подготовкой в их составе градостроительных планов земельных участков.

9.2. Предоставление земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов (с предварительным согласованием).

9.2.1. Предоставление земельных участков для строительства многоквартирных домов производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Законами республики Коми, муниципальными правовыми актами МО МР «Сыктывдинский».

9.2.2. Проекты межевания территории с подготовкой в их составе градостроительных планов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, разрабатываются и утверждаются с учётом интересов собственников помещений соседних многоквартирных домов, которые могут быть гарантированы в определённых случаях только путём признания неделимости земельных участков, на которых расположено несколько многоквартирных домов.

9.2.3. Подготовка проектов межевания территории с подготовкой в их составе градостроительных планов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, может осуществляться по инициативе:

— собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на соответствующей территории, заинтересованных в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

— заявителей, которые не являются собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных на соответствующей территории, но заинтересованных в подготовке документации по планировке территории.

9.3. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

9.3.1. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федеральными законами, законами Республики Коми.

9.3.2. Жители сельского поселения «Выльгорт», зарегистрированные и проживающие на территории поселения не менее 15 лет, либо рожденные в селе «Выльгорт», имеют преимущественное право на однократное бесплатное получение земельных участков с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» (с возможностью постройки на данном земельном участке индивидуального жилого дома) перед жителями иных поселений.

9.3.3. Выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, не связанных со строительством индивидуального жилого дома, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

9.4. Выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

9.4.1. Земельные участки с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» предоставляются путем проведения аукциона (торгов). Данный земельный участок предоставляется победителю торгов на праве аренды, собственности.

9.4.2. В случае если физическое лицо, понесшее затраты на формирование земельного участка не стало победителем торгов, указанному лицу компенсируются затраты, понесенные на такую подготовку из средств, предоставленных победителем торгов за право собственности, аренды земельного участка.

9.5. Предоставление земельных участков для размещения нежилых объектов капитального строительства.

9.5.1. Предоставление земельных участков для размещения нежилых объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

9.5.2. Объекты капитального строительства, включённые в Генеральный план сельского поселения «Выльгорт» и предусмотренные иными документами органов местного самоуправления сельского поселения «Выльгорт», являются приоритетными при резервировании, формировании и межевании земельных участков и учитываются в проектах планировки территории.

9.5.3. Земельные участки должны использоваться в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием. Запрещается использовать земельные участки без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также использование земельных участков не по целевому назначению.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В связи с введением в действие нового ГрК РФ Кодекс был дополнен новыми статьями (ст. 30.1, 30.2, 38.1, 38.2) , призванными обеспечить синхронизацию положений Кодекса с правилами, установленными ГрК РФ. Впоследствии в указанные статьи неоднократно вносились изменения и дополнения.

См.: ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” (СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 17).

Статья 30.1 Кодекса содержит нормы, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к правилам ст. 30 Кодекса, устанавливающим общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения ст. 30 применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 30.1 Кодекса, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 Кодекса, – в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Под жилищным строительством следует понимать создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), в результате которого будут созданы объекты жилищных прав. ЖК РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1 ст. 15). Определены конкретные виды объектов жилищных прав (ст. 16). К ним отнесены: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты (жилых домов и квартир).

Напомним, что жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).

Квартира – это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Комната – это часть жилого дома либо квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в таком доме либо квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ) .

См. подробно: Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 – 2007. С. 49 и сл. (http://www.urkniga.ru).

Жилищное строительство осуществляется в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Обратим внимание, что по общему правилу земельные участки для жилищного строительства могут предоставляться только в собственность или аренду. Исключением являются случаи, установленные подп. 5 и 5.1 п. 1 ст. 24 Кодекса, когда участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков из состава государственной или муниципальной собственности для указанных целей на любом ином праве следует считать невозможным.

В случаях предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта в порядке, установленном в п. 4 ст. 30 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 30.1 Кодекса, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 Кодекса.

Таким образом, по общему правилу п. 2 ст. 30.1 Кодекса осуществление указанных в этом пункте продаж возможно на торгах, проводимых в форме аукционов. Данное правило не применяется только в случаях, прямо перечисленных в данном пункте.

Во-первых, без проведения торгов в безвозмездное срочное пользование предоставляется земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” , на срок строительства объекта недвижимости (см. подп. 5 п. 1 ст. 24 Кодекса).

СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105 (с последующими изменениями и дополнениями).

Во-вторых, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предоставляются земельные участки в безвозмездное срочное пользование жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом (см. подп. 5.1 п. 1 ст. 24 Кодекса).

В-третьих, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов (см. п. 2.1 ст. 30 Кодекса).

В-четвертых, если аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что в нем участвовали менее двух лиц, то единственный участник аукциона не позднее чем через 20 дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона (см. п. 27 ст. 38.1 Кодекса).

Пункт 3 ст. 30.1 Кодекса содержит специальные правила для случая, когда земельный участок предоставляется в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.

Это интересно:  Справки выдаваемые при увольнении

Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, то соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, заинтересованному в предоставлении земельного участка. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Следует обратить внимание на то, что положения п. 3 ст. 30.1 Кодекса не применяются, если земельный участок предоставляется в собственность или для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством (например, для строительства многоквартирного жилого дома).

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства могут предоставляться в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования, в составе которых находятся зоны застройки индивидуальными жилыми домами.

Жилищное законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия “индивидуальный жилой дом”, определяя лишь родовое понятие – “жилой дом”.

Часть 3 ст. 48 ГрК РФ под объектами индивидуального жилищного строительства понимает отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

Поэтому на практике можно рекомендовать исходить из того, что индивидуальный жилой дом – это жилой дом с количеством этажей не более чем три, создаваемый на средства одного собственника или лиц, связанных родственными отношениями, находящийся в частной собственности, предназначенный для проживания, как правило, одной семьи и относящийся к индивидуальному жилищному фонду в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации .

Новый порядок предоставления земельных участков — один из элементов большой реформы

С 1 марта 2015 г. в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам. Ключевые моменты нового порядка отражены в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ). Эти нововведения являются частью проводимой сейчас масштабной земельной реформы. В целом они призваны сделать более понятным и прозрачным процесс приобретения участков как в аренду, так и в собственность.

Закон № 171-ФЗ разрабатывался и принимался с целью усовершенствования процедуры предоставления земельных участков и градостроительного регулирования. До этого момента порядок предоставления земельных участков не был должным образом урегулирован в законодательстве. Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером. Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности. Теперь эти и многие другие моменты в процедуре предоставления земли претерпели изменения.

Кроме того, следует отметить, что законодатель ввел в ЗК РФ понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Изменились условия предоставления земельных участков

Нововведения устанавливают новый основной принцип, при котором сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией, а не наоборот, как было до внесения изменений.

Теперь образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих до­кумен­тов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная до­кумен­тация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Тем самым старая процедура предварительного согласования места расположения объекта упразднена. При этом новый порядок определения границ земельного участка теперь никак не связан с основаниями его предоставления. Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Однако законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регио­нального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.

В подготовке схемы земельного участка, помимо исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, могут участвовать граждане и юридические лица. Срок действия решения об утверждении схемы составляет два года. При этом, если границы земельного участка, который образуется в соответствии со схемой расположения участка, пересекаются с границами участка или участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

Упразднена процедура получения участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта

С 1 марта 2015 г. установлен закрытый перечень до­кумен­тов — оснований перехода права на земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету. В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ основаниями возникновения прав на земельные участки, предоставляе­мые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются:

  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
  • договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за ­плату;
  • договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

При этом по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, основным видом разрешенного использования которых является строительство зданий, сооружений, не допус­кается. Исключения из данного правила предусмотрены в п. 2 ст. 39.1 и п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (в частности, к исключениям относятся земельные участки, образованные в результате раздела участка, предоставленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерчес­кой организации).

Следует также отметить, что новые правила не предусмат­ривают получение земли без торгов по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, а основными формами предоставления публичных земель для строи­тельства являются аренда и аукцион.

Теперь при проведении аукцио­на запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным ­законом.

Также в соответствии с п. 14 ст. 39.8 ЗК РФ в договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом. Это означает прямой запрет на включение в текст договора каких-либо «социальных» или «инвестиционных» условий, имевших место в прежней ­практике.

Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок

Земельный кодекс в редакции Закона № 171-ФЗ устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:

1) в собственность за плату (ст. 39.3 ЗК РФ).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах. Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;

2) в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; муниципальным служащим в соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом;

3) в аренду (платное временное пользование).

Согласно ст. 39.6. ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.

Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:

  • юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
  • образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
  • образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
  • для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
  • собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
  • образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
  • при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • в других перечисленных в ст. 39.6 ЗК РФ случаях;
Это интересно:  Можно ли курить возле подъезда жилого дома, на каком расстоянии разрешается это делать и как быть, если соседи препятствуют заниматься этим около них?

4) в безвозмездное (временное) пользование (ст. 39.10 ЗК РФ).

В безвозмездное пользование земельные участки могут быть предоставлены ограниченному кругу лиц. В частности, органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприя-тиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, в виде служебных наделов работникам организаций, религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.

Отдельное внимание уделено праву безвозмездного пользования земельным участком гражданином. Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением. Подробный перечень приведен в ст. 39.10 ЗК РФ;

5) в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности

Земельный кодекс РФ в новой редакции определил особеннос­ти приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

1). Приобретение земельного участка на торгах (ст. 39.11—39.13 ЗК РФ).

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке. Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории. Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если учас­ток образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не преду­сматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освое­ния территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.

При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.

Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.

2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно (ст. 39.19 ЗК РФ).

Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан. Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистичес­кого Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).

3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями (ст. 39.20 ЗК РФ).

Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить до­говор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный ­участок.

Все эти нововведения можно расценить как начало крупнейшей земельной реформы, которая устанавливает более понятные правила игры и облегчает условия приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти. Ожидается, что в результате реализации нового порядка на практике в оборот будет вовлечено большое количество новых участков, а государство получит дополнительный доход. Станут ли новые правила причиной нового витка судебных споров — покажет ­практика.

§ 3. Порядок предоставления земель для строительства промышленных и иных объектов

Большинство земель промышленности располагается в сельской местности, и земли сельскохозяйственного назначения, особенно расположенные вблизи поселений и транспортных систем, служат важным резервом расширения земель специального назначения.

Предоставление земельных участков для строительства промышленным и иным организациям из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке изъятия земель для государственных или муниципальных нужд в том случае, если они находятся в частной собственности, и предоставления земельных участков для строительства, установленных ст. 30—32 и 49 ЗК.

При этом не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота (ст. 27 ЗК); запрета на приватизацию;

резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В настоящее время резервирование предусматривается в случае создания новых и расширения существующих земель особо 1 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

§ 3. Порядок предоставления земель для строительства объектов 219

охраняемых территорий (ст. 95 ЗК), а также для строительства федеральных автомобильных дорог1. Возможны два варианта предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Первый вариант реализуется в случаях, когда имеется свободный земельный участок в государственной или муниципальной собственности, запланированный для освоения, приватизации или передачи заинтересованным лицам на ином праве. В этом случае земельные участки предоставляются в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Право собственности передается исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке: формирование земельного участка,

государственный кадастровый учет земельного участка (занесение данных о земельном участке в государственный земельный кадастр),

проведение торгов по продаже права собственности, либо проведение торгов для прав аренды при наличии более чем одного заявления, либо

принятие решение о предоставлении земельного участка в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти либо органами местного самоуправления, уполномоченными предоставлять земельные участки.

Процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта применяется в случаях, когда уже имеется хозяйственный проект и необходимо

1 См. постановление Правительства РФ от 30 июня 1999 г. № 718 «О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования» // СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3389. 220

Глава 14. Правовой режим земель промышленности и иного назначения

подобрать земельный участок для его реализации. В соответствии с данной процедурой земельные участки предоставляются государственным и муниципальным организациям и предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование, а иным организациям и гражданам — в аренду. Процедура предоставления права на земельный участок включает:

заявление заинтересованного гражданина или организации о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта, подаваемое в орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления; выбор земельного участка органом местного самоуправления; информирование местными органами самоуправления населения о предстоящем, предоставлении земельного участка;

информирование местными органами самоуправления собственников, пользователей, арендаторов, владельцев о возможном изъятии (выкупе) земельного участка;

вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта (либо об отказе в размещении объекта), утверждающего акты о выборе земельного участка; формирование земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка (изъятии, если для реализации проекта требуется изъятие земельного участка). Результаты торгов или вынесенное государственное или муниципальное решение являются основанием для регистрации приобретенного права на земельный участок.

При предоставлении земельных участков из состава земель лесного фонда для строительных и иных хозяйственных работ, несовместимых с режимом землепользования в лесном фонде, применяется процедура перевода лесных земель в нелесные, установленная лесным законодательством (ст. 63 Лесного кодекса).

Как уже упоминалось, земли специального назначения не однородны по правовому режиму. Учитывая существенные различия между ними, представляется полезным подробнее остановиться на правовом режиме некоторых видов земель этой категории: земель атомной энергетики, обороны и безопасности, земель транспорта, земель, предоставленных для пользования недрами. § 4. Земли энергетики, обороны и безопасности

Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства

Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как правило, земельные участки для жилищного строительства предоставляются в составе жилых территорий. Жилые территории — участки, иные части территории города, предназначенные преимущественно для жилой застройки и размещения объектов комплексного повседневного и периодического обслуживания населения.

В Земельном кодексе определен общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Сам процесс предоставления земельных участков зависит от того, как был сформирован сам предмет имущественных правоотношений – земельный участок. Всего Земельный кодекс предусматривает два случая:

Это интересно:  Статус беженца в России: как оформить и что он дает

— без предварительного согласования мест размещения объектов;

— с предварительным согласованием мест размещения объектов;

Вообще такое деление сделано Законодателем не случайно. Так как земельные участки для целей строительства с предварительным согласованием размещения объектов предоставляются, в постоянное (бессрочное) пользование ограниченному кругу лиц – федеральным казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти и местного самоуправления либо в аренду. То есть в этом случае государство или местное самоуправление не лишается права собственности на земельные участки, предоставленные под строительство.

Предоставление же в собственность заявителей земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Это большой прогресс в земельных правоотношениях, так как по старому порядку органы исполнительной власти могли предоставлять земельные участки под строительство по своему усмотрению. Теперь же этот процесс стал публичным и компетентным, необходимо проводить обязательные торги, конкурсы, аукционы, где всякий желающий имеет право принять в них участие. Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 39.18[8], в которой нормативно закреплены особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Проведение работ по формированию земельного участка. Данная операция включает в себя следующие действия:

— подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. Данная операция предусматривает изучение всех имеющихся материалов на отводимый земельный участок для строительства, в которых имеется его графический план. При его отсутствии специализированный орган производит необходимые замеры и устанавливает межевые знаки на местности для выделения его на местности (в натуре);

— определение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земельного участка устанавливается из постановления об отводе земельного участка под строительство и вместе с категорией земель указывается в документах государственного земельного кадастра при его кадастровом учете.

— определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Эта операция осуществляется чаще всего непосредственно самим заявителем, желающим получить земельный участок под строительство, как правило, в органах архитектуры и местных органах Росземкадастра, где имеются все необходимые данные о наличии или отсутствии объектов инфраструктуры обеспечения строения, которое предполагается возвести на указанном земельном участке. Именно указанные органы обладают всей необходимой информацией об этих объектах, охранных зонах и территориальных зонах. В частности в органах архитектуры заявителям предоставляют по их запросам выкопировки участков населенных пунктов, где расположен земельный участок с указанием всех сетей инженерно-технического обеспечения.

— принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В этом случае органы исполнительной власти должны принять решение, прежде всего, о возможности предоставления указанного земельного участка под строительство. И не просто какому-либо лицу или группе лиц, а можно ли предоставить земельный участок в принципе. В данном случае решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд, который в случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставить земельный участок. При этом в решении суда должны быть указаны срок и условия его предоставления.

— публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Здесь следует отметить, что из данного правила есть исключения, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Об этом прямо записано в ст. 39,6 ЗК РФ.[9]

Проведение государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с действующими правилами. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости».[10] В результате указанного в ФЗ кадастрового учета, земельный участок получает описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель и получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и произвести его качественную и экономическую характеристики.

Проведение непосредственно самих торгов (конкурса, аукциона), по окончанию которых должны быть подписаны либо протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов), либо подписан договор аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Общие начала проведения торгов определяются ст. 448 ГК «Организация и порядок проведения торгов». [11] Аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Таким образом, основным условием проведения торгов является индивидуализация земельного участка, то есть соблюдение условий его формирования. Иначе говоря, с точки зрения гражданского законодательства, земельный участок после его формирования и определения на местности (в натуре) становится индивидуально-определенной вещью.

В соответствии с земельным и гражданским законодательством решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, либо для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность, либо для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Теперь обратимся к порядку подачи самого заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и этапах предоставления земельного участка.

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании обращения гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Гражданин обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о предоставлении в аренду земельного. Как уже отмечалось, данный орган власти должен быть правомочным в предоставлении земельных участков под строительство. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответствующего органа (при наличии официального сайта) в сети «Интернет». В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением.

Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, который предполагается возвести, предполагаемое место его размещения, примерный размер земельного участка под объект строительства, а также обоснование этого размера. Эти данные являются очень важными, так если категория земель земельного участка для жилищного строительства, как правило, известна, то разрешенное использование должно определяться его собственником на основании данных в заявлении. И самое главное – испрашиваемое право на земельный участок. После поступления заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Нормы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства определены в Земельном кодексе Российской Федерации.

После того как указанные действия будут проведены, а земельный участок будет выбран, результаты выбора земельного участка должны быть оформлены соответствующим актом о выборе земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Для определенных категорий граждан предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Так, Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Также предусмотрено бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Предоставить сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, прослужившим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 15 лет и достигшим предельных возрастов по выслуге лет или которым до достижения этих предельных возрастов осталось не более трех лет службы, а также уволенным в запас по состоянию здоровья либо по сокращению штатов, семьям погибших или умерших сотрудников право на первоочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы и получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах, избранных ими с учетом существующего порядка прописки.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, zakoniros.ru, www.eg-online.ru, lawbook.online, megalektsii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector