+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Увольнение в связи с утратой доверия служащих в муниципальных, военных и государственных гражданских учреждениях: порядок проведения процедур и их особенности

В рамках неприятия коррупции в размерах, уже угрожающих существованию и эффективному функционированию государства, принято ряд Законов, позволяющих без проволочек расставаться с работниками, не вызывающими доверия руководства. Начало процессу законодательной борьбы положил Федеральный Закон №273 «О противодействии коррупции», принятый 25.12.2008 года. Далее стали претерпевать изменения и дополняться поправками уже существующие законодательные акты, регулирующие трудовые отношения. К настоящему моменту все категории предприятий законодательно защищены от не вызывающих доверия членов коллектива.

Как доказательство серьёзности намерений законодателя на поле брани с коррупцией можно расценить дополнения в Трудовой Кодекс, а именно в статью 81, регламентирующую расторжение трудовых отношений по предложению работодателя. Так к пункту 7, который позволяет работодателю увольнять людей за возникшее недоверие в обращении с материальными ценностями, добавлен пункт 7.1, где расписаны коррупционные составляющие. Причём по этой статье работника можно уволить за эти же действия, совершённые вне рабочего места и в нерабочее время, если имеются неопровержимые доказательства, такие как, решение суда, что вызывает справедливое недоверие работодателя.

Содержание

Мероприятия по увольнению и необходимые документы

Когда недоверие к сотруднику появляется в связи с выполнением рабочих обязанностей и на рабочем месте, то взыскание за это является дисциплинарным. И если у работодателя нет необходимости обращения в полицию, то он обязан провести своё расследование. Цель такого расследования – доказать вину работника. В противном случае, при увольнении в связи с утратой доверия эта статья не работает. Предъявлять претензии за недостачу можно материально-ответственным людям. Если договор о материальной ответственности не составляется, то пункт о бережном отношении к имуществу предприятия и о его сохранности вписывается в трудовой договор. Нарушение этого пункта и ведёт к увольнению из-за утраты доверия.

  • Создание следственной группы. Должно быть не менее 3-х человек.
  • Назначается инвентаризация. Перед её началом, для предотвращения возможных отговорок работник, в отношении которого проводится расследование, должен написать расписку о том, что все прибывшие материальные ценности должным образом оприходованы, а выбывшие списаны.
  • В течение 2-х дней подозреваемый обязан предоставить пояснения в письменном виде. Но если он этого не сделает, то процедура увольнения в связи утратой доверия не приостанавливается.
  • Проведённое расследование, инвентаризация оформляются отдельным актом, форма которого разрабатывается самим предприятием. Если вина работника доказана, то в акте отражаются предложения членов комиссии по вопросу наказания горе-работника. Акт подписывают все члены комиссии.
  • Если принято решение об увольнении в связи с утратой доверия, то издаётся приказ, текст которого должен быть представлен виновному в течение 3-х дней, где он должен расписаться о факте ознакомления. Он вправе не ставить подпись, тогда представитель работодателя составляет об этом отказе соответствующий акт.
  • Вносится запись в трудовую книжку с указанием причины увольнения, в личную карточку работника.

Выплаты после увольнения

При увольнении из-за утраты доверия законом предусмотрены выплаты, как и всем добропорядочным сотрудникам. Заработная плата за отработанный период и компенсация за отпуск. Но при нанесении материального ущерба, руководитель может издать распоряжение о возмещении. В этом случае, если сумма не превышает среднемесячный доход, его можно удерживать из выплат при увольнении. Когда сумма больше, то взыскать её можно только через суд.

Надо понимать, что при увольнении по такой статье речь идёт не о размерах растраты, хищений или порчи, а за сам факт подобного деяния. Поэтому доказательствами могут признаваться показания сотрудников, видео с камер наблюдения, фото- и киноплёнки. Кроме этого, риск причинения ущерба предприятию – тоже основание для увольнения по недоверию. Важно доказать, что поведение работника рискованно для материального обеспечения организации.

Увольнение государственного служащего

Своеобразность государственной службы заключается в предопределении правового статуса служащих. Характер их профессиональной деятельности предполагает большие возможности, ввиду чего законодатель налагает на них соответствующие ограничения наряду с предоставляемыми гарантиями. То есть, в правовом регулировании теперь Закон требует от госслужащих соблюдения баланса личных и государственных интересов. При детальном рассмотрении поправок и изменений в законодательстве за совершение коррупционных преступлений напрашивается вывод о том, что удаление с государственной службы бесчестных работников видится не просто как мера ответственности, а как основной способ налаживания продуктивного функционирования госучреждений. Для этого в ноябре 2011 года в закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внесена статья 59.2. Все её пункты связаны с элементами коррупции. По этой статье нельзя избавиться от человека, совершающего дисциплинарные или административные злоупотребления. И поэтому решение об увольнении в связи с утратой доверия государственного служащего принимаются с учётом проверенных и полных сведений, свидетельствующих об умышленно совершённом коррупционном действии. Проверка достоверности предусмотрена Указом Президента №1065.

Увольнение сотрудника муниципалитета

Деятельность работников муниципальных служб описана в соответствующем ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 27.1 предусматривает основания для увольнения по причине утерянного доверия. Это, в первую очередь, конфликт интересов, который служащий не предотвратил. И сокрытие доходов, расходов своих и своих ближайших родственников. Увольнение происходит на основании:

  • ´ проверки кадрового подразделения;
  • ´ если результаты проверки рассматривались комиссией по соблюдению служебных требований, то её рекомендации;
  • ´ пояснений муниципального работника;
  • ´ другие соответствующие материалы.

При наложении этого взыскания учитывается тяжесть нарушения, подробно рассматриваются обстоятельства совершения данной провинности и исполнение должностных обязанностей ранее. Любой ответственный гражданин, ставший свидетелем неправомерного исполнения служебных обязанностей государственным или муниципальным служащим, вправе сообщить об этом его непосредственному работодателю или в прокуратуру.

Претензии к главному бухгалтеру и другим нематериально-ответственным лицам

Часто встречающаяся ошибка руководителей предприятий при обнаружении хищений, обычно денежных средств, — обвинения в адрес главного бухгалтера. На самом деле, Постановление ещё Совета Министров от 1980 года, действующее и поныне, № 59 «Положение о главных бухгалтерах» запрещает им напрямую обслуживать материальные ценности. Если же какое – то действие, непрофессиональное распоряжение повлекло за собой материальный ущерб, то для увольнения в связи с утратой доверия применим пункт 9 статьи 81 Трудового Кодекса. Но и в этом случае должна быть установлена причинно-следственная связь между действиями главного бухгалтера и ущербом, понесенным компанией. Главные бухгалтера – люди грамотные, и такое решение обязательно обжалуют, о чём свидетельствует судебная практика.

Утрата доверия к беременной сотруднице

Исключение составляют беременные женщины, которых следуя ч.1 ст. 261 ТК уволить с функционирующего предприятия нельзя никак. Но, испытывая недоверие, можно предложить другое место, без соблазнов. И не увольняют людей во время их отсутствия по уважительным причинам. Но в таких случаях, надо дождаться появления на рабочем месте и запустить процесс по увольнению.

Военные организации

Как видно из практики, самое эффективное использование основания для увольнения, связанное с утратой доверия, происходит в военных ведомствах. В июле 2011 года внесены поправки в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ввиду того, что предыдущая трактовка не отвечала требованиям эффективного управления кадрами. При выявлении таких обстоятельств как:

  • возникшие конфликты интересов;
  • непредставленные данные о доходах, либо представлены не достоверно;
  • осуществление коммерческой деятельности;
  • участие в иностранных неправительственных организациях;
  • умолчание о склонении к коррупционному преступлению;
  • наличие денежных средств в иностранных банках у самого военнослужащего, его жены или несовершеннолетних детей.

Налагается взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия. Допустимо оно не позднее месяца с того момента, когда стало известно о правонарушении. В расчёт не берутся дни болезни, отпуска, других уважительных причин отсутствия на службе. А применение должно наступить не позже, чем 6 месяцев со дня получения информации о недостойном поведении. Необходимо отметить, что данные нормы действительны для работников всех сфер деятельности.

Обстоятельства устанавливаются путём проведения проверки созванной аттестационной комиссии. Её члены оценивают последствия совершённого проступка и рекомендуют командиру меру ответственности для наказания военнослужащего. Введённая ответственность, увольнение в связи с утратой доверия, в том числе призвана и для повышения ответственности служащих военных организаций. Увольнение военнослужащих по утрате доверия возможно:

  • только за нарушение запретов, установленных законами РФ;
  • если это действительно возможная мера ответственности;
  • после оценки характера проступка, вины и личности военнослужащего;
  • при наличии результатов проверок.

Особенностью буквы Закона при наступлении утраты доверия военнослужащего является то, что право принимать такие решения возложено на должностных лиц, определённых Положением о порядке прохождения военной службы №1237 и утверждённых Указом Президента.

Ответственность руководителя за неправомерное увольнение

Если вина работника очевидна, но не оформлена должным образом, не собраны доказательства и не установлен факт, вызвавший недоверие, а просто издан приказ об увольнении, да ещё с записью в трудовой книжке, то ушлый, но беспардонный человек может обжаловать решение руководства в суде и выиграть процесс. Тогда согласно ТК суд вынесет решение об оплате вынужденных прогулов из расчёта среднего заработка с возмещением морального вреда. При обращении уволенного в трудовую инспекцию организации грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей, а должностным лицам – от 1 до 5 тыс. рублей. Индивидуальным предпринимателям грозят такие же суммы штрафа.

Справедливости ради, надо отметить, что руководители предприятий редко пользуются основанием утраты доверия для увольнения. Если же это всё же случилось, и вина работника доказана, то лучше ему попытаться найти подход к работодателю для увольнения по другой статье. Возместив при этом все полученные компенсации, положенные при увольнении «по собственному желанию». Это никоим образом не расходится с законодательством, но сохранит репутацию человеку. Редкий руководитель предпочтёт расследования и необходимую бумажную волокиту. Но такой вариант не годится для коррупционных элементов.

Особенности применения статьи 81 ТК

Пленум Верховного Суда РФ в марте 2004 года обратил внимание судов на применение 7 пункта 81 статьи ТК. В частности было отмечено, что данная норма применима только к материально-ответственным лицам, которые в ходе служебных обязанностей обслуживают денежные или товарные ценности. С 2002 года работает утверждённый Министерством труда Перечень должностей и работ, где можно заключать договора и полной или индивидуальной материальной ответственности. Люди, работающие на должностях, не включённых в этот список, не являются материально-ответственными людьми и не могут быть уволены по пункту 7 статьи 81. Но для пункта 7.1 такого перечня нет. И любой труженик, заподозренный в коррупции, подлежит справедливой проверке и увольнению в связи с утратой доверия, если найдётся повод.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

«Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности», 2011, N 3

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий — освобожден от замещаемой должности в случае совершения им виновных действий, если гражданский служащий непосредственно обслуживает денежные или товарные ценности, а его действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны представителя нанимателя. В статье рассмотрено, кого и в каких случаях можно уволить по данному основанию, а также рассказано о порядке соблюдения процедуры увольнения.

Это интересно:  Работа в интернете на дому юристом

Кого можно уволить по данному основанию?

Как мы уже отметили, гражданский служащий, непосредственно обслуживающий денежные или товарные ценности, может быть уволен с гражданской службы в случае совершения им виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны представителя нанимателя. Таким образом, уволить по данному основанию возможно только гражданских служащих, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности.

Обратите внимание! Увольнение по данному основанию государственного служащего, не связанного с непосредственным обслуживанием денежных или товарных ценностей, может быть признано незаконным в судебном порядке.

Пример из судебной практики. Гражданка К., работавшая главным бухгалтером Управления государственного автодорожного надзора по Калининградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса и уволенная оттуда по п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, считая, что оснований для ее увольнения не имелось.

Удовлетворяя ее требования, суд правомерно исходил из положений п. 4 ч. 1 ст. 37 указанного Закона, согласно которому служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий — уволен с гражданской службы в случае совершения виновных действий, если он непосредственно обслуживает денежные или товарные ценности, а его действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны нанимателя. Поскольку истица как главный бухгалтер не являлась лицом, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, суд признал ее увольнение по п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ незаконным (Обзор практики рассмотрения судами Калининградской области в 2006 г. гражданских дел о восстановлении на работе, подготовленный судебной коллегией по гражданским делам Калининградского областного суда).

Действующее в настоящее время законодательство не предусматривает специального перечня должностей государственной гражданской службы, связанных с обслуживанием денежных или товарных ценностей. Вместе с тем в соответствии со ст. 244 ТК РФ с лицами, непосредственно связанными с обслуживанием денежных или товарных ценностей, работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также их типовые формы утверждены Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении Перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». К указанному Перечню лиц, в частности, относятся кассиры, кладовщики, кастелянши и т.д. Необходимо отметить, что непосредственно обслуживать материальные или денежные ценности могут и другие лица, не включенные в указанные Перечни.

Что является основанием для увольнения?

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ основанием для утраты доверия к государственному служащему, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности, со стороны представителя нанимателя является совершение им виновных действий. В настоящее время нормы Федерального закона N 79-ФЗ и ТК РФ не определяют, что нужно понимать под утратой доверия. Следовательно, этот вопрос должен решаться работодателем в каждом конкретном случае исходя из сложившихся обстоятельств.

Однако, анализируя вышеуказанную норму Закона, можно сделать вывод, что причиной утраты доверия со стороны работодателя является совершение государственным служащим виновных действий, связанных с исполнением им служебных обязанностей. По мнению автора, к указанным действиям можно отнести допущение факта недостачи, хищения и т.д., вина за которые лежит на государственном служащем.

Вместе с тем согласно п. 47 Постановления N 2 основанием для утраты доверия к гражданскому служащему со стороны работодателя могут быть его действия, не только связанные с исполнением им своих служебных обязанностей, но и совершенные им вне места работы. Так, при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их работой (п. 45 Постановления N 2).

Как соблюсти процедуру увольнения при утрате доверия?

Увольнение государственного служащего, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности и совершившего виновные действия, послужившие основанием для утраты к нему доверия, без соблюдения установленной процедуры или в отсутствие его вины в указанных действиях может быть признано незаконным в судебном порядке.

Пример из судебной практики. К. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 4 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ. В письменном заключении по результатам служебной проверки указано, что К., являясь материально ответственным лицом отдела ФССП по Осинскому району Пермского края, допустила нарушение своих должностных обязанностей, использовав должностное положение в корыстных целях. Данные выводы комиссия, проводившая служебную проверку, сделала на основании постановлений мирового судьи и следователя прокуратуры по материалам уголовного дела по ч. 2 ст. 116 и ч. 1 ст. 130 УК РФ, возбужденного на основании заявлений судебных приставов ФССП по Осинскому району П. и В. При рассмотрении дела судом установлено, что по месту работы К. комиссия не выезжала; лица, заявившие о нарушениях К. должностных обязанностей, не опрашивались, письменное объяснение от К. не отбиралось. К. не была информирована представителем нанимателя о проведении в отношении ее служебной проверки. Более того, К. не ознакомили и с результатами проведенной проверки. Само заключение комиссии каких-либо конкретных фактов и обстоятельств, имеющих значение для правильного решения вопроса о привлечении К. к дисциплинарной ответственности, не содержит; фактически служебная проверка проведена только на основании следственных материалов. Суд пришел к выводу, что при проведении в отношении К. проверки были допущены нарушения требований ч. 1 ст. 58 и ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ, в связи с чем суд признал приказ об увольнении К. незаконным, восстановил К. в прежней должности, взыскал с Управления ФССП по Пермскому краю в пользу К. компенсацию морального вреда (Особенности рассмотрения судами дел, связанных с применением законодательства о государственной службе, подготовленные Пермским краевым судом 17.04.2009).

Таким образом, совершение гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, послуживших основанием для утраты к нему доверия, является дисциплинарным проступком, следовательно, уволить его возможно исключительно при соблюдении порядка применения дисциплинарных взысканий.

Напомним, что в соответствии со ст. 57 Федерального закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.

Перед применением дисциплинарного взыскания в обязательном порядке проводится служебная проверка (ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 79-ФЗ). При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Обратите внимание! Согласно ч. 5 ст. 58 Федерального закона N 79-ФЗ дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Так, уволить кассира, виновного в недостаче денежных средств в кассе, выявленной по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, можно не позднее двух лет со дня выявления недостачи.

Как проводится служебная проверка?

Служебная проверка проводится специальной комиссией, созданной в органе государственной власти, в состав которой входят сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Необходимо отметить, что в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении данной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 5 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ).

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены (ч. 2 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ):

  • факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • вина гражданского служащего;
  • причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются (ч. 9 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ):

  • факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
  • предложение о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Указанное письменное заключение подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право (ч. 8 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ):

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод. Каждый наниматель при возникновении ситуации, повлекшей увольнение госслужащего в связи утратой доверия, должен обращать внимание на следующее:

  • наличие законного основания для привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • строгое соблюдение установленной законом процедуры;
  • верное оформление документов, правильное применение правовых терминов, формулировок при определении состава дисциплинарного проступка, выполнение требований к порядку применения дисциплинарного взыскания.

При этом оценку приведенных выше положений следует проводить с позиции доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела в случае возникновения спора.

Увольнение в связи с утратой доверия

Трудовой кодекс разъяснил в статье 81 понятие «утрата доверия», который в некоторых случаях использует администрация организации для прекращения действия трудового договора на законном основании.

В соответствии с его положением доверие работодателя утрачивается, когда работник совершает преступные действия, вплотную занимаясь операциями по денежным оборотам либо по товарным ценностям.

Прекращение действия трудового договора осуществляется по различным основаниям, утрата доверия является одним из них. Основанием для увольнения служат действия работника, влекущие к потере доверия к нему.

Это интересно:  Обязанности председателя ТСЖ в многоквартирных домах: его права, полномочия и ответственность согласно жилищного кодекса РФ

В Трудовом кодексе не приводится конкретный перечень поступков, позволяющих освободить работника по причине потери доверия, хотя он указывается в некоторых законах федерального значения, касающихся службы в государственных органах.

Однако как показывает судебная практика, увольнению работник подлежит при совершении действий:

  • нанесение убытка или попытка причинения убытка работодателю путем хищения, утраты, уничтожения вверенных ему денежных средств или материальных ценностей;
  • допущение нарушений в правилах, по которым осуществляется учет, хранение и выдача денежных средств или других видов ценностей;
  • нарушение в исполнении правил производства приходных и расходных операций с наличностью, расходования денежных средств из полученной выручки, лимитов с остатком кассы, несвоевременная сдача выручки в банк;
  • фиктивное уменьшение до нуля балансовой стоимости активов, изъятие из баланса, аннулирование состоявших на балансовом учете товарных ценностей, денежных средств и причисление их в число убытков;
  • употребление доверенных денежных средств, товарных ценностей для достижения личных целей;
  • иные виды действий.

К утрате доверия относят проступки работника, вследствие которых наносится материальный урон организации. Например, работник стремящийся присвоить ценности, за которые он несет ответственность, был задержан в момент совершения хищения. Несмотря на то, что он не успел похитить ценности, работника отстраняют от занимаемой должности из-за утраты доверия. К тому же попытку непременно надо письменно зафиксировать.

Мера воздействия

Работодатель обязан до увольнения применить установленные законодательными актами меры дисциплинарное наказание к работнику.

В их число входят:

  • устное замечание;
  • устный выговор;
  • строгий выговор с внесением в трудовую книжку.

Оформляют увольнение приказом по форме Т-8. Образец найдете в статье.

Фиксирование неправомерных действий

Специальных бланков с утвержденной формой, куда заносятся неправомерные поступки, не существует.

Обнаружившее проступок или его последствия лицо составляет докладную записку, содержанием которой является:

  • личные данные лица, который обнаружил проступок;
  • соответствующие действиям работника обстоятельства:
  • выявленные последствия неправомерных действий;
  • дата, время выявления проступка или его результаты.

Недостача материальных ценностей, выявленная во время проведения инвентаризации, оформляется актом.

Порядок действий

Руководитель разрабатывает мероприятия по проведению расследования внутри организации для установления вины работника на основании представленного акта, служащего доказательной базой.

Внутреннее расследование не исключает обращения в правоохранительные органы, хотя для осуществления увольнения достаточно выявить вину работника.

К тому же он должен потребовать, чтобы работник объяснил свои действия, мотивы его проступка в письменном виде.

Ниже приведена пошаговая инструкция по организации служебного расследования:

  • формирование комиссии из компетентных, незаинтересованных в результатах расследования работников, число которых составляет минимум три человека;
  • издание приказа о формировании комиссии;
  • уведомление с приказом членов комиссии под подпись.

Формируется комиссия не только в случае нанесения ущерба имуществу, но и в случае совершения проступка работником, который может привести к нему.

В содержании приказа о создании комиссии указываются сведения, которые вмещают:

  • фамилии членов, их занимаемые должности;
  • дата создания комиссии, обоснование и актуальность основополагающих задач деятельности, продолжительность ее деятельности;
  • полномочия членов комиссии, если они не предусмотрены локальными нормами организации.

Действия комиссии

Круг задач, разрешаемых комиссией по расследованию проступка работника, охватывает:

  • установление обстоятельств, при которых был нанесен ущерб – время, место, способ;
  • описание сведений о ценностях;
  • производство расчета стоимости нанесенного ущерба;
  • обнаружение лица, по чьей вине нанесен урон;
  • сбор информации по делу, которое расследуется;
  • выяснение степени вины;
  • определение меры воздействия к виноватому работнику.

Результаты расследования, выявленная информация оформляется членами комиссии в форме акта, справки, объяснительной и докладной записки.

По истечению хода расследования комиссия составляет отчет, подписываемый всеми членами.

Работник должен быть ознакомлен с результатами проверки под роспись. Если работник отказывается от просмотра отчета, то его отказ оформляется специальным актом.

Кого можно уволить?

Неминуемость ответственности государственных служащих, которое налагается на них за совершение коррупционных правонарушений, относится к одному из важнейших прин­ципов проявления противостояния коррупции. Прекращая трудовые отношения со служащими, которые трудятся в государственных и муниципальных органах, необходимо ориентироваться на положения, указываемые в качестве оснований для увольнения в нормативных актах.

К ним относятся:

  • характер коррупционного правонарушения;
  • степень его тяжести,
  • обстоятельства, побудившие к совершению проступка;
  • следование ограничениям, запретам, требованиям о предупреждении, урегулировании конфликтных ситуаций между сторонами, исполнение обязанностей, которые установлены для осуществления направленных против коррупции действий;
  • предыдущие показатели исполнения должностных обязанностей.

Смотрите видео об увольнении государственных служащих в связи с утратой доверия

Муниципального служащего

Увольнение по утрате доверия производится согласно основанию, отмеченному в Федеративном законе, испущенном в марте 2007 года за номером 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно в статье 27.1. Для выяснения мотивов проступка руководитель обязан потребовать от служащего о представлении объяснительной записки в письменном виде. Муниципальный служащий обязан предоставить его в течение двух дней с момента времени, когда ему было заявлено о его написании.

Непредставление записки оформляется актом, оно не может служить основанием для производства процедуры увольнения.

Расследование совершенного проступка осуществляется до истечения месяца со дня, когда поступила информация о содеянном муниципальным служащим коррупционном правонарушении. Притом исключаются дни, в течение которых он пребывал на больничном листе по временной нетрудоспособности, период нахождения в трудовом отпуске, дни неявки на службу по веским причинам, период выполнения проверки, время рассмотрения материалов расследования комиссией. Уволить его необходимо в течение шести месяцев, но не позже.

В приказе на увольнение необходимо привести ссылку на соответствующую статью законодательного акта. Копия приказа с отметкой о содеянном коррупционном правонарушении, нарушенных положений вручаются служащему под расписку в продолжение пяти рабочих дней, отсчитываемых со дня его издания.

Если к нему не была применена мера воздействия, то испускается соответствующее распоряжение. Его копия выдается на руки служащему муниципалитета. Он имеет право обжаловать решение об увольнении в суде.

Государственного служащего

Нормативы закона «О государственной гражданской службе» вносят незначительную ясность по отношению оснований прекращения трудовых отношений. Они введены в статью 59.3 закона, разъясняющего условия установления и применения видов наказания к государственным служащим, допустившим нарушения прав.

В частности к ним относится совершение считающихся виновными действий, повлекших за собой утрату доверия руководителя, который управляет государственным органом.

Трудовой кодекс РФ под «утратой доверия» подразумевает несоблюдение служащим принципов государственной службы, трудовой дисциплины.

Как доказать, что на предприятии выплачивают черную зарплату? Работникам на заметку статья.

Трудовой договор по совместительству — страховка для работника и работодателя. Смотрите образец.

В любом случае определение «утрата доверия» должна быть:

  • обоснованной убедительными фактами, которые имели место быть;
  • подтвержденной документами, в их содержании должна быть зафиксирована вина государственного служащего, например, злоупотребление должностным положением на службе.

К тому же, знание представителем нанимателя о личных интересах государственного служащего в создании конфликта интересов может привести его к безоговорочному увольнению. Также он будет уволен в случае, когда представитель нанимателя не предпримет усилия для устранения либо улаживания конфликта интересов, несмотря на то, что гражданский служащий, находящийся у него в подчинении, является участником конфликта.

Военнослужащего

Федеративный закон, изданный за номером 53 «О воинской обязанности и военной службе», принятый в исполнение в марте 1998 году регламентирует трудовые отношения военнослужащих, правовые вопросы по всем видам увольнения со службы, включая утрату доверия. Он содержит указания по мере ответственности военнослужащего за совершение корруп­ционных правонарушений.

К основаниям, по которым производится увольнение военнослужащего по формулировке «утрата доверия» сообразно статье 51, относится:

  • непринятия должных мер по устранению или урегулированию конфликтных ситуаций, где он является одной из сторон;
  • непредставление или представление сомнительных, недостаточных сведений о своих доходах и рас­ходах, об имуществе и носящих имущественный характер обязатель­ствах, включая доходы жены или мужа, несовершеннолетних детей;
  • сотрудничество с ведущей коммерческую деятельность организацией в составе органа управления на оплачиваемой основе, исключая случаи, которые утверждены актами действующих федеральных законов;
  • осуществление предпринима­тельской деятельности;
  • вступление в руководящий состав управления учреждений по попечительству или наблюдению, в другие органы некоммерческих неправительственных организаций, их структурные представительства, производящие деятельность на территории страны, не предусмотренных международным договором или действующими законами Российской Фе­дерации.

Увольнение военнослужащего осуществляется, если установлено одно или несколько правонарушений, расцененных как коррупционные.

Если работодатель увольняет работника по приведенной формулировке, то он должен доказать причинно-следственную обусловленность проступка, иначе увольнение расценивается как противозаконное. К тому же увольнение в связи с утратой доверия к работнику входит в число прав руководителя, но никоим образом его нельзя назвать обязанностью.

Руководитель должен скрупулезно разобрать каждый отдельный случай, охватывая все стороны сложившейся ситуации до принятия решение об увольнении. Оно должно стать крайней мерой взыскания при условии отсутствия результатов ранее примененных мер дисциплинарного принуждения с учетом негативных последствий, возникших в государственном органе.

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия производится по специальному плану, который учитывает все законодательные нормы и различные нюансы. Сама процедура имеет пошаговый характер и включает в себя как процедуру задокументированной проверки, так и дальнейший процесс увольнения и расчета.

Законодательство

Основные варианты увольнения по утрате доверия закреплены в законе «О противодействии коррупции», а также в дальнейших дополнениях и поправках.

Большая часть процессов связанных с утратой доверия расписано в 81 статье . Пункт 7 регламентирует материальную ответственность и возможность увольнения. В пункте 7.1 есть дополнение о коррупции.

Гражданские служащие подчиняются закону «О государственной гражданской службе РФ». По статье 59.2 этого закона увольнение госслужащего по утрате доверия производится на основе коррупционных составляющих.

Деятельность муниципального служащего также регламентирована федеральным законодательством (О муниципальной службе в РФ). Основания для увольнения в связи с утратой доверия прописаны в этом законе в статье 27.1. Чаще всего основанием является конфликт интересов или же сокрытие доходов.

Необходимые мероприятия

Если есть наличие нарушения в исполнении своих обязанностей сотрудником, то работодатель должен предварительно начать проверку этого факта. Дальнейшие результаты проверки покажут наличие оснований для увольнения.

  • выявление нарушения, то есть должен быть сам факт проступка;
  • создание незаинтересованной комиссии (численность может быть любая, но строго не меньше трех лиц);

  • проведение проверки, которая выявляет все моменты нарушения и степень вины сотрудника;
  • на основании полученных доказательств, которые должны быть задокументированы, идет процедура наказания;
  • дисциплинарное взыскание в виде увольнения требует серьезного нарушения, а также полную утрату доверия в отношении сотрудника;
  • издается приказ, на основе которого производится расчет и увольнение сотрудника, а также взыскание в материальной форме при необходимости.

Вся ответственность, которая может послужить дальнейшим основанием для увольнения по утрате доверия, прописывается в ряде документов:

  • трудовой договор и дополнения к нему;
  • дополнительные соглашения об ответственности, в том числе имущественного или материального характера;
  • инструкция по должности, в которой прописаны все обязанности.

Все лица, которые являются гражданскими или муниципальными, находятся под постоянным контролем со стороны различных государственных органов. Стоит учесть, что основаниями для увольнения такой категории может быть проведенная государственная проверка, которая выявит нарушения и нарушителя.

Важным моментом является составление приказа, который должен быть представлен виновному под роспись. Если увольняемый отказывается от простановки росписи, то приказ зачитывается при свидетелях, в присутствии виновного лица.

Указанная дата увольнения считается последним рабочим днем, во время которого должен быть произведен расчет.

Особенности расчета и выплат

Любой гражданский или муниципальный служащий получает при увольнении расчет. Сам расчет может включать в себя:

  • основные выплаты при увольнении (зарплата, отпускные);
  • дополнительные (различные премиальные и надбавки);
  • наличие материального взыскания.
Это интересно:  Как получить гражданство Сингапура в 2019 году

Фактически при расчете из средств, которые выплачиваются при увольнении, могут вычесть ту сумму, на которую был нанесен ущерб. В большинстве случаев при серьезных нарушениях, в частности коррупционного характера, увольняемые также должны оплатить государственный штраф.

Требуется помнить, что расчет должен быть произведен не позднее дня увольнения, прописанного в приказе, так как невыполнение такого правила является нарушением уже со стороны работодателя.

Все выплаты и взыскания должны быть занесены в расчетный листок, который выдается совместно с остальной документацией.

Особенности увольнения служащего

У каждого типа служащих есть свои особенности, которые требуется учитывать при увольнении. Нюансы гражданской службы:

  • широкий ряд полномочий имеет дополнительные ограничения, которые не используются для обычных категорий сотрудников;
  • требуется соблюдение личных и государственных интересов в виде баланса. Если личные интересы перевешивают при совершении должностях обязанностей, то создается основание для утраты доверия;
  • проверка достоверности нарушения и увольнения предусматривается Указом Президента №1065;
  • как и для остальных категорий граждан также предусмотрена полная процедура проверки с подключением специальной комиссии.

У работника муниципалитета больше возможностей для утраты доверия. Если у госслужащих основной статьей является нарушение коррупционных правил, то у муниципального служащего есть ряд оснований для процедуры увольнения по утрате доверия. Сюда входит как конфликт интересов, так и неисполнение должностных обязанностей.

Увольнение служащих гражданского или муниципального типа по утрате доверия возможно только при наличии всех доказательств. Процедура увольнения включает в себя несколько этапов и учитывает все трудовые права работника. Весь процесс сбора доказательной базы и дальнейшие действия являются стандартными для всех категорий сотрудников.

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

Достаточно распространенной причиной увольнения работников стала причина — утрата доверия. Однако данная процедура освобождения от трудовых обязанностей может быть использована только в отдельных случаях, указанных в действующем законодательстве. Во-первых, трудящийся должен быть связан, так или иначе, с денежными или же товарными ценностями. Во-вторых, другим вариантом может быть совершение трудящимся действий виновного характера, которые дают основания для его руководства подов для утраты доверия. Такие действия должны в обязательном порядке иметь доказательственную базу, в противном случае увольнение по вышеуказанным основаниям может быть оспорено в судебном порядке и соответственно признано незаконным.

Основания для увольнения в связи с утратой доверия

На законодательном уровне возможность увольнения работника в связи с утратой доверия предусмотрена пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 основанием для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие действия работника:

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Обязательным условием увольнения по перечисленным в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниям является то, что указанные действия должны давать основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Также уволить человека можно по такой статье, в случае если были выявлены факты хищения, получения взяток и прочих нарушений такого плана, но при условии что они никаким образом не связаны с их основной работой.

Именно для этого и существуют должностные инструкции, которые содержат в себе все права, и обязанности трудящегося, поскольку именно через них и выражается доверие к нему непосредственно всех форм организаций предоставляющих рабочие места.

Для того чтобы процедура увольнение по такой причине была признана правомерной работодатель обязан соблюсти ряд определенных правил. Во-первых, провести служебное расследование. Во-вторых, в процессе расследования, если есть необходимость провести процедуру инвентаризации. В-третьих, в любом случае истребовать с трудящегося объяснительную записку. В-четвертых, при возникновении необходимости наложить на работника дисциплинарное взыскание и т.д.

Увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия установлены ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К таким основаниям относятся следующие действия служащего:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Критерии отнесения действий к достаточными для утраты доверия

Несмотря на все эти оговорки на сегодняшний день в трудовом действующем законодательстве не указаны конкретные действия и нарушения, которые можно рассматривать как достаточными основаниями для утраты доверия.

Это также связано с тем фактом, что сама по себе так называемая утрата доверия является ни чем иным как оценочным понятием, которое работодатель может классифицировать по собственному усмотрению, принимая во внимание целый ряд разнообразных факторов.

Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия. Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое. Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества. Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.

Документирование действий, являющихся основанием для увольнения в связи с утратой доверия

В силу того что на сегодняшний день унифицированной формы документации, которая составляется при обнаружении перечисленных выше действий со стороны работника не существует, то как правило они фиксируются в виде составления докладной записки от человека, который их непосредственно зафиксировал или же был тем, кто обнаружил результат свершения этих действий.

Докладная записка в обязательном порядке должна в себе содержать данные о человеке, которые ее подает, а именно его ФИО, место, время, а также все обстоятельства, которые оказывали влияние на совершение данных действий. В случаях, когда данная информация предоставляется компетентным государственными органами или третьими лицами, не имеющими прямого отношения к данной организации то составление записки не является обязательной составляющей сего процесса. Если проводилась процедура инвентаризации то одной докладной записки в данном случае недостаточно, должен быть составлен акт, фиксирующий все нарушения.

Данные документы служат для работодателя основой для проведения правомерного служебного расследования в сторону своего работника, чтобы установить факт либо его вины, либо невиновности. Для того чтобы все проходило в соответствии с действующим законодательством создается специализированная комиссия, в состав которой должны входить не просто компетентные в данной отрасли люди, но вместе с этим они должны выступать лицами незаинтересованными как со стороны работника, так и стороны работодателя.

Данная комиссия созывается после издания внутреннего приказа и должна состоять не менее чем их трех человек. В приказе в обязательном порядке должны содержаться сведения о членах комиссии, которые включают в себе должность, ФИО, полномочия, срок действия работы комиссии и многое другое.

Как правильно оформляется приказ об утрате доверия и увольнении

Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.

А также общие сведения о том проступке, который нарушал положения трудового или же коллективного договора, должных инструкций и иных нормативных актах, с обязательным документарным подтверждением данных нарушений. Помимо этого приказ о взыскании должен отразить в себе обстоятельства при совершении виновных действий, степень вины и степень тяжести данной вины со стороны работника.

Только после издания данного приказа руководитель имеет право распоряжаться об издании основного приказа об увольнении, и в данном документе указываются все реквизиты предыдущего приказа относительно работника. Данный приказ подлежит ознакомлению и подписи со стороны трудящегося.

При проведении данной процедуры в трудовую книжку человека делается запись о том, что он был уволен в связи с утратой доверия по определенным основаниям, ссылки на которых находятся в ТК РФ. Выдается трудовая книжка непосредственно в день увольнения.

Необходимо отметить, что такой тип увольнения подразумевает полное сохранение за работником таких выплат как оплата труда за все отработанное и не оплаченное время, компенсационные выплаты, причитающиеся премии и надбавки, которые выдаются в последний рабочий день. Работодатель не имеет права, удерживать какие-либо суммы материального или же морального вреда, поскольку в данном случае увольнения этого не предусмотрено на законодательном уровне.

В случае же возникновения спорных вопросов, или же отказом руководства выплатить все причитающиеся денежные суммы своему работнику он имеет право подавать исковое заявление в суд. Также и работодатель, если имеет материальные претензии к своему работнику, который потерял доверие и был уволен, может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Статья написана по материалам сайтов: rabotnik-info.ru, wiseeconomist.ru, ipopen.ru, u-volnenie.ru, personright.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector