+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Закон N 64-ФЗ Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»»

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ
Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 28 декабря 2013 г., 28 мая, 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
6 апреля 2011 г.
N 64-ФЗ

Федеральный закон предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. Главная его цель — предупредить совершение указанными лицами повторных преступлений и других правонарушений.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2037, в «Парламентской газете» от 8 апреля 2011 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

ФЗ об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Для защиты граждан и порядка российской законодательной системой предусмотрено введение административного надзора за лицами, отбывшими срок в местах лишения свободы. Государство обладает правом отслеживать действия бывших заключенных, если присутствует риск совершения ими новых злодеяний. Административный надзор проводится в наблюдательных, превентивных и воспитательных целях.

Ограничение подобного рода назначается не для всех лиц, отметившихся пребыванием в пенитенциарных учреждениях. Чаще всего надзор устанавливается за субъектами, которых, согласно действительному приговору, закон определяет как неблагонадежных и чрезвычайно опасных преступников, склонных к рецидивам. Как возможная мера по мониторингу действий бывшего арестанта, административный надзор устанавливается за ним после актуализации официального постановления или существующих обоснований от начальника пенитенциарного учреждения либо главы органа внутренних дел. Процесс регламентирует специально разработанный федеральный закон номер 64.

Описание 64 ФЗ

Госдума приняла закон об административном надзоре 25.03.2011 г. Одобрение Совфедом РФ состоялось пятью днями позже, 20.03.2011 г. Последней корректировке закон был подвергнут 29.07.2017 г. Изменения вносились на основании N 252-ФЗ. Согласно главным положениям ФЗ о надзоре, четко регламентируются его ключевые аспекты. Сюда включен порядок наложения ограничения и цели, период по принятию ограничительных мер, остановка или процедура увеличения срока принудительного наблюдения и пр. По составу, Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» делится на четыре главы и тринадцать статей.

О банкротстве физических лиц подробнее по ссылке:

Для корректного оперирования терминами следует подробно изучить первую статью Главы под номером один, где приводятся базовые тезисы, благодаря которым можно получить более конкретизированное представление о сути закона. Административным надзором называется регулярная обсервация за вышедшим из мест заключения лицом, назначаемая для выполнения предписанных обязательств. Закон определяет лицо, за которым ведется наблюдение, поднадзорным. Это означает, что своими действиями индивид может представлять угрозу обществу. Поэтому его текущий статус должен быть постоянно известен представителям правоохранительных органов.

Вам будет интересно: ФЗ о тишине с последними изменениями 2018 года. подробности по ссылке:

Статья прописывает, что поднадзорному лицу требуется избрать себе место фактического нахождения. На этой территории за ним будет осуществляться непосредственное наблюдение законодательными органами. Самовольно покидать или менять эту территорию осужденный не имеет права. Статья вторая еще раз отмечает, что первостепенной целью внедрения административного надзора остается профилактика вторичных преступлений субъектами, подвергнутыми надзору. Постоянный контроль не может признаваться нарушением прав бывшего заключенного, так как права членов общества на защиту от государства в данном случае превалируют.

В других статьях Главы номер 1 оговаривается ряд наиболее существенных рестрикций, которым подвергаются поднадзорные лица, а именно:

  • Бывшему заключенному, который имеет статус поднадзорного, запрещается находиться и посещать определенные места, а также участвовать в массовых мероприятиях различного рода;
  • Запрещается покидание фактического жилища после установленного часа;
  • Также возбраняется самовольно покидать территорию, на которой расположено фактическое место, где проживает поднадзорный;
  • Принудительная явка каждые несколько месяцев (от одного до 4-х) в местный орган внутренних дел для того, чтобы официально там отметиться.

Глава особо выделяет, что упомянутые ограничения напрямую относятся к гражданам, совершившим сексуальные преступления против несовершеннолетних граждан, судимость за которые остается непогашенной или неснятой.

Согласно статье пятой Главы номер один, срок административного наблюдения определяется в прямой зависимости от характера совершенного лицом преступления. Весомое значение придается статусу судимости (снята, погашена и пр.). Также играет свою роль наличие у поднадзорного лица диагностированного обоснования медицинского рода для применения административного надзора. К примеру, это психические нарушения, которыми страдает осужденный, если при этом он представляет опасность для общества.

Если наблюдение было введено как добавочная карательная мера или оно заменяет наказание за часть срока, то продолжительность административного надзора будет исчисляться днем, с которого стартовал отсчет наказания, отбываемого правонарушителем. Если поднадзорный нарушает условия пребывания под наблюдением (перестает проходить обязательную регистрацию, пускается в бега и пр.), срок надзора на время приостанавливается для разъяснения дальнейших действий по отношению к индивиду.

Суть других глав ФЗ о надзоре короткой строкой:

  • Номер 2 – порядок регламента при установлении, продлении и прекращении административного надзора;
  • Номер 3 – здесь подробно указываются права и обязанности лица, признанного поднадзорным. Выделены правомочия правоохранительных органов при реализации наблюдения;
  • Номер 4 – оформлено вступление 64 ФЗ в силу.

Какие были внесены изменения?

Новая редакция закона появилась в июле 2017-го (29.07.2017 г.) после подписания указа президентом В. В. Путиным. Принятие закона Госдумой и одобрение его Советом Федерации состоялось в мае того же года (17.05.2017 г. и 24.05.2017 г. соответственно). Основные поправки затронули статью 3 первой главы 64 ФЗ. В частности, была дополнена фраза о применении обязательного административного надзора над лицом, достигшим совершеннолетия, совершившим тяжкое или рецидивное преступление. Распространяется пункт четвертый, где упоминается учинение «двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК Российской Федерации».

Как важный пункт ФЗ под номером 64, в ст. третьей приводится подробное описание лиц, подвергающихся административному надзору. Текущая редакция оформляет ограничительную меру для лиц, совершивших незаконные деяния повторно при отягчающих факторах и преступления на почве ненависти. В данный перечень также входят расовая, национальная, религиозная вражда и пр. В п.2.1 прописана обязательность внедрения административного надзора над индивидом в совершеннолетнем возрасте, которое совершило опасное деяние сексуального характера над несовершеннолетним (в возрасте до 14 лет). Оговаривается признание условной вменяемости для преступника, если у последнего выявлена сексуальная девиация (педофилия).

Это интересно:  Арест счетов из-за неоплаченых штрафов - вопрос юристу. Ростов-на-Дону

Отдельно упоминается, что надзор применяется к:

  1. Лицам, неоднократно и умышленно нарушавшим установленный порядок в пенитенциарном учреждении на этапе отбытия, назначенного судом, наказания;
  2. Лицам, учинившим за год от двух и более деяний, противоречащих правовым требованиям и признанных административными, при существующей непогашенной/неснятой судимости.

Свобода является безусловным правом, гарантируемым конституцией. Но и безопасность в общественной сфере – один из приоритетов государственной деятельности. Защита каждого члена социума является критически важным фактором для поддержания здоровой социальной среды и позитивного настроя в целом. Цели 64 ФЗ – это регулирование правил по профилактике совершения повторных преступлений лицами, у которых имеется судимость. Ознакомление с текстом закона о надзоре поможет гражданину чувствовать себя более уверенно, будучи юридически подкованным в его наиболее существенных аспектах.

Скачать Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в полной версии вы можете по ссылке.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) административный надзор — осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) административное ограничение — временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) поднадзорное лицо — лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

2. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре

1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

2. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

3. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

4. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1, 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

Статья 5. Срок административного надзора

1. Административный надзор устанавливается в отношении:

1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

2. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:

1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;

2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

4. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

5. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу.

6. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Глава 2. Установление, продление, прекращение и осуществлениеадминистративного надзора

Статья 6. Порядок установления, продления и прекращения административного надзора

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Продление административного надзора

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Статья 8. Осуществление административного надзора

1. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

2. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Статья 9. Прекращение административного надзора

1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

Это интересно:  Решение суда - перевозка грузов

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица;

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица.

2. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

3. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

4. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

5. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

6. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Глава 3. Права и обязанности поднадзорного лица. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 10. Права поднадзорного лица

Поднадзорное лицо имеет право:

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Статья 11. Обязанности поднадзорного лица

1. Поднадзорное лицо обязано:

1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трех рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

6) уведомить орган внутренних дел в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

2. Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

1. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:

1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

2. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;

2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

3) входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

3. Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:

1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;

2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;

3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;

5) необходимость сдачи вступительных экзаменов при поступлении в образовательное учреждение;

6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:

а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;

б) прохождение предварительного собеседования;

в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;

г) заключение трудового договора;

д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года.

2. В отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Это интересно:  Как оформить земельный участок в собственность — пошаговая инструкция

3. В отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, освобожденного из мест лишения свободы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и имеющего непогашенную либо неснятую судимость на день вступления в силу настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается судом по заявлению органа внутренних дел.

Закон об административном надзоре

В целях защиты общественных интересов, правительство решило установить особый контроль за лицами определенных категорий. Для того, чтобы можно было предупредить о возможном рецидиве общеадминистративных правонарушений, был разработан Федеральный закон №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Описание закона 64

Настоящий ФЗ об установлении административного надзора был принят Госдумой 25 марта 2011 года и одобрен Советом Федерации 30 марта того же года. Законодательный акт регулирует все аспекты общеадминистративного контроля за лицами, которые отбывали наказание в местах лишения свободы, после их освобождения.

Федеральный закон от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит 4 главы:

Глава 1 (статьи 1-5). Общие положения закона. Содержит следующую информацию:

  • основные понятия закона;
  • главные задачи административного надзора;
  • перечень лиц, в отношении которых может быть установлен соответствующий контроль;
  • общеадминистративные ограничения;
  • срок административного контроля.

Глава 2 (ст 6-9). Введение, продление, прекращение и исполнение административного контроля. Данная глава устанавливает:

  • процедуру введения, продления, прекращения и исполнения административного надзора;
  • условия продления соответствующего контроля;
  • исполнение данного надзора;
  • прекращение общеадминистративного надзора.

Глава 3 (ст 10-12). Права и обязанности надзорного лица. Полномочия служб внутренних дел при осуществлении административного контроля. Регулирует следующие отношения:

  • права надзорного лица;
  • обязанности надзорного лица;
  • права служб внутренних дел при исполнении административного контроля;

Глава 4 (ст 13). Заключительные положения закона. Вступление Федерального закона в правовую силу.

Федеральный закон номер 64 был разработан не так давно, в связи с этим, в мае 2017 года было принято решение ввести некоторые изменения и дополнения, с которыми подробно можно будет ознакомиться в следующем подзаголовке.

Последние изменения

Все правила и нормы относительно осуществления административного надзора прописаны в настоящем нормативно-правовом акте. Закон строго устанавливает порядок и структуру произведения контроля. С помощью данного документа государство может курировать и контролировать защиту национальных и общественных интересов.

Были введены следующие изменения:

Статья 1

Если совершеннолетний гражданин отбывал наказание за совершение особо опасного рецидива преступления или же за половую неприкосновенность, то после освобождения из мест лишения свободы, судом будет установлен особенный административный надзор.

А также 4 пункт закона №64-ФЗ дополнить следующим содержанием: «местоположение теперешнего нахождения, которое избирается непосредственным гражданином — территория внутригородского образования города федерационного значения. Также к соответствующей категории можно отнести и участки муниципального или сельского селения».

Статья 3

Часть 2 ст 3 изложить в следующей редакции: «Административный контроль имеет право не снимать судимость за:

  • нарушение половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетнего лица;
  • свершение преступления при опасном или особо опасном повторении правонарушения;
  • совершение тяжкого или особо тяжкого правонарушения;
  • преступление в период нахождения под общеадминистративным контролем.

Статья 4

В 5 пункте 1 части слова «или пребывания» заменить на «, пребывания или теперешнего нахождения».

Статья 5

Согласно новой редакции закона был дополнен 4 пункт 5 части следующим текстом: «…осуждения надзорного лица, который был указан во 2 части статьи 3 ФЗ о надзоре, к лишению свободы за свершение им в период нахождения под административным надзором правонарушения и направления его к месту отбывания наказания».

Статья 9

Дополнить 6 пункт части 1 следующим содержанием: «завершение применения принудительных мер медицинского характера в отношении надзорного лица, если имеющая у него судимость погашена или снята».

Статья 11

В части 1 пунктах 4, 5, 6 настоящего Федерального закона слова «или пребывания» заменить словами «, пребывания или теперешнего нахождения».

Скачать 64 ФЗ об административном надзоре с изменениями

Законодатель определяет только само понятие, а все особенности и нормы исполнения закона раскрываются в настоящем законодательном акте. Именно данный правовой документ определяет четкий перечень граждан, по отношению к которым может быть применен общеадминистративный надзор, а также определяет инстанции национального типа, имеющие право исполнять соответствующий контроль. Следует отметить, что действовать надзорные инстанции имеют право только по решению судебного учреждения.

Скачать Федеральный закон №64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» по ссылке.

Разъяснения отдельных положений Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Целью Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» является установление системы правовых и организационных мер, направленных на предупреждение совершения преступлений вновь лицами, освобожденными из мест лишения свободы, т.е. сам по себе административный надзор наказанием как таковым юридически не является.

Административный надзор может быть установлен только решением суда.
Порядок рассмотрения заявления об установлении административного надзора регламентирован введенной в Гражданский процессуальный кодекс РФ новой главой 26.2 – «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Дела указанной категории рассматриваются с участием прокурора.

Обязательными условиями, допускающими установление административного надзора, являются совершеннолетие лица, освобождение его из мест лишения свободы и наличие неснятой или непогашенной судимости.

Административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Согласно постановлению пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.

При решении вопроса об установлении административного надзора за лицом, признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, следует учитывать, что Закон связывает возможность установления административного надзора только с фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания независимо от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим не имеет значения, считается ли лицо на время рассмотрения дела об административном надзоре имеющим дисциплинарное взыскание либо не имеющим его в соответствии с частью 8 статьи 117 УИК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 1 комментируемый Закон раскрывает понятие административного ограничения — временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом.

Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.

Таким образом, необходимо учитывать характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания, характеристику по месту отбывания наказания, поведение в быту, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

В отношении беременных женщин, а также лиц, страдающих тяжелым заболеванием, административный надзор устанавливается на общих основаниях, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение данной меры. Однако они могут быть учтены судом при установлении конкретных административных ограничений.

Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области старший советник юстиции Лобанова Л.В.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, lawlinks.ru, rg.ru, 210fz.ru, www.prokuror-tula.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector