+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Оставление осужденных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию — Статьи и очерки по уголовному праву

Статья 77 УИК РФ. Оставление осуждённых к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию — размещена в Особенной части Четвёртого раздела Одиннадцатой главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из семи частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 77 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Содержание

Статья 77 УИК РФ. Оставление осуждённых к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию

  1. В исключительных случаях лица, осуждённые к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
  2. Осуждённые оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осуждённого в письменной форме.
  3. Осуждённые, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.
  4. Исключена.
  5. Исключена.
  6. Исключена.
  7. Исключена.

Комментарий к статье 77 УИК РФ

Возможность оставления осуждённых в следственном изоляторе или в тюрьме для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий.

Прежде всего обращается внимание на данные, характеризующие личность осуждённого и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу этих данных закон относит:

  • осуждение к лишению свободы впервые;
  • срок назначенного наказания, который не должен превышать пяти лет;
  • вид исправительного учреждения — исправительная колония общего режима.

Наличие перечисленных обстоятельств в определённой мере свидетельствует о том, что осуждённый не представляет особой общественной опасности и не повлияет негативно на оперативную обстановку в следственном изоляторе или в тюрьме.

Вторым условием оставления осуждённого в следственном изоляторе или в тюрьме является наличие его согласия, которое должно быть выражено в письменной форме. Необходимость согласия осуждённого обусловлена тем, что отбывание наказания в следственном изоляторе или в тюрьме связано с наличием специфических условий этих учреждений, которые существенно отличаются от условий, существующих в исправительных колониях общего режима. Поэтому оставление осуждённого без его согласия являлось бы нарушением его прав и законных интересов. В случае если осуждённый, дав согласие на оставление в следственном изоляторе или тюрьме, в дальнейшем меняет своё решение и обращается с просьбой направить его для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, администрация учреждения обязана удовлетворить такую просьбу.

Третье условие оставления осуждённого в следственном изоляторе или тюрьме — необходимость в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Привлечение осуждённых к этой деятельности вызвано невозможностью возложения работ по хозяйственному обслуживанию на содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Указанный контингент лиц содержится под стражей, как правило, в пределах двух месяцев. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду может осуществляться только с их согласия и в пределах учреждения. Все это затрудняет возможность использования подозреваемых и обвиняемых на хозяйственных работах. Привлечение к этим работам лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, также нецелесообразно.

Во-первых, в тюрьмах содержатся лица, представляющие значительную общественную опасность: осуждённые за особо тяжкие преступления и переведённые из исправительных колоний за нарушение порядка отбывания наказания. Во-вторых, использование их труда возможно также только в пределах учреждения.

Четвёртым условием, хотя прямо и не указанным в законе, но вытекающим из его содержания, является тот факт, что до вступления приговора в законную силу осуждённый находился именно в том следственном изоляторе, где остаётся для отбывания наказания.

Необходимо отметить, что оставление осуждённых на работах в следственных изоляторах во многом обусловлено тем обстоятельством, что эти работы не престижны, малооплачиваемы (приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещений, их ремонт и т.п.) и найти для таких работ иных лиц весьма затруднительно. Поэтому, хотя в законе и говорится об исключительности случаев оставления осуждённых в следственных изоляторах или тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тем не менее данная практика распространена повсеместно.

Характер поведения осуждённого в период пребывания в изоляторе законом непосредственно не соотносится с возможностью его оставления, но на практике администрация следственных изоляторов и тюрем оставляет только положительно зарекомендовавших себя осуждённых. Нецелесообразным считается на практике и оставление в следственном изоляторе или в тюрьме тех осуждённых, которым наряду с наказанием назначены принудительные меры медицинского характера.

Решение об оставлении осуждённого для отбывания наказания в следственном изоляторе или в тюрьме принимается начальником соответствующего учреждения, оформляется приказом, один экземпляр которого приобщается к личному делу осуждённого.

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ установлен запрет на привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры. Этот же запрет распространяется и на осуждённых.

Осуждённые, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Такое размещение ограничивает возможности общения, передачи информации, каких-либо предметов подозреваемым, обвиняемым, отбывающим наказание в тюрьмах. Размещение по камерам осуществляется на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утверждаемого начальником учреждения.

Порядок и условия отбывания лишения свободы в следственных изоляторах или тюрьмах определяется статьями 120, 121 УИК РФ, устанавливающими их для исправительных колоний общего режима. Учитывая условия отбывания наказания в следственных изоляторах и тюрьмах, законом специально устанавливается, что осуждённые имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа.

Прогулка проводится преимущественно в светлое время суток по соответствующему графику. Для этого на территории учреждения имеются прогулочные дворы, которые оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. Освобождение от прогулки даётся только врачом (фельдшером).

Статья 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (В редакции Федерального закона от 16.03.99 г. N 49-ФЗ)

1. В исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. (В редакции Федерального закона от 03.04.2006 г. N 46-ФЗ)

2. Осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме.

3. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.

4. (Исключена — Федеральный закон от 16.03.99 г. N 49-ФЗ)

5. (Исключена — Федеральный закон от 16.03.99 г. N 49-ФЗ)

6. (Исключена — Федеральный закон от 16.03.99 г. N 49-ФЗ)

7. (Исключена — Федеральный закон от 16.03.99 г. N 49-ФЗ)

Комментарий к статье 77

1. Возможность оставления осужденных в следственном изоляторе или в тюрьме для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий.

2. Прежде всего обращается внимание на данные, характеризующие личность осужденного и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу этих данных закон относит: а) осуждение к лишению свободы впервые; б) срок назначенного наказания, который не должен превышать пяти лет; в) вид исправительного учреждения — исправительная колония общего режима. Наличие перечисленных обстоятельств в определенной мере свидетельствует о том, что осужденный не представляет особой общественной опасности и не повлияет негативно на оперативную обстановку в следственном изоляторе или в тюрьме.

3. Вторым условием оставления осужденного в следственном изоляторе или в тюрьме является наличие его согласия, которое должно быть выражено в письменной форме. Необходимость согласия осужденного обусловлена тем, что отбывание наказания в следственном изоляторе или в тюрьме связано с наличием специфических условий этих учреждений, которые существенно отличаются от условий, существующих в исправительных колониях общего режима. Поэтому оставление осужденного без его согласия являлось бы нарушением его прав и законных интересов. В случае если осужденный, дав согласие на оставление в следственном изоляторе или тюрьме, в дальнейшем меняет свое решение и обращается с просьбой направить его для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, администрация учреждения обязана удовлетворить такую просьбу.

4. Третье условие оставления осужденного в следственном изоляторе или тюрьме — необходимость в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Привлечение осужденных к этой деятельности вызвано невозможностью возложения работ по хозяйственному обслуживанию на содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указанный контингент лиц содержится под стражей, как правило, в пределах двух месяцев. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду может осуществляться только с их согласия и в пределах учреждения. Все это затрудняет возможность использования подозреваемых и обвиняемых на хозяйственных работах. Привлечение к этим работам лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, также нецелесообразно. Во-первых, в тюрьмах содержатся лица, представляющие значительную общественную опасность: осужденные за особо тяжкие преступления и переведенные из исправительных колоний за нарушение порядка отбывания наказания. Во-вторых, использование их труда возможно также только в пределах учреждения.

5. Четвертым условием, хотя прямо и не указанным в законе, но вытекающим из его содержания, является тот факт, что до вступления приговора в законную силу осужденный находился именно в том следственном изоляторе, где остается для отбывания наказания.

6. Необходимо отметить, что оставление осужденных на работах в следственных изоляторах во многом обусловлено тем обстоятельством, что эти работы не престижны, малооплачиваемы (приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещений, их ремонт и т.п.) и найти для таких работ иных лиц весьма затруднительно. Поэтому, хотя в законе и говорится об исключительности случаев оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тем не менее данная практика распространена повсеместно.

Это интересно:  Статья 1341 ГК РФ. Действие исключительного права публикатора на произведение на территории Российской Федерации

7. Характер поведения осужденного в период пребывания в изоляторе законом непосредственно не соотносится с возможностью его оставления, но на практике администрация следственных изоляторов и тюрем оставляет только положительно зарекомендовавших себя осужденных. Нецелесообразным считается на практике и оставление в следственном изоляторе или в тюрьме тех осужденных, которым наряду с наказанием назначены принудительные меры медицинского характера.

8. Решение об оставлении осужденного для отбывания наказания в следственном изоляторе или в тюрьме принимается начальником соответствующего учреждения, оформляется приказом, один экземпляр которого приобщается к личному делу осужденного.

9. Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ установлен запрет на привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры. Этот же запрет распространяется и на осужденных.

10. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Такое размещение ограничивает возможности общения, передачи информации, каких-либо предметов подозреваемым, обвиняемым, отбывающим наказание в тюрьмах. Размещение по камерам осуществляется на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утверждаемого начальником учреждения.

11. Порядок и условия отбывания лишения свободы в следственных изоляторах или тюрьмах определяется ст. ст. 120, 121 УИК РФ, устанавливающими их для исправительных колоний общего режима. Учитывая условия отбывания наказания в следственных изоляторах и тюрьмах, законом специально устанавливается, что осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа. Прогулка проводится преимущественно в светлое время суток по соответствующему графику. Для этого на территории учреждения имеются прогулочные дворы, которые оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером).

Об оставлении осужденных лиц для хозяйственных работ

П еред тем как суд вынесет свое решение, подозреваемые находятся в следственном изоляторе, если была выбрана такая мера пресечения в виде заключения под стражу. После того, как суд огласит свое решение и назначит наказание, осужденный может отправиться в место отбывания наказания. Либо осужденное лицо может отбывать наказание в следственном изоляторе, выполняя хозяйственные работы.

Общие правила таковы: если виновному лицу вынесли наказание в виде лишения свободы, то после вступления в действие судебного приговора, преступник должен отбывать наказание в исправительном учреждении. Если же осужденное лицо ранее не отбывало наказание в виде лишения свободы, то виновного могут оставить в тюрьме или следственном изоляторе с целью выполнения хозяйственных работ.

Какие должны быть соблюдены условия, чтобы оставить осужденных выполнять работы в СИЗО

В пункте первом 77 статьи УИК РФ говорится о том, что должно быть письменное согласие осужденного на оставление.

Получить такое согласие нужно из-за того, что условия содержания в СИЗО, тюрьмах, колониях совершенно разные. Если осужденное лицо оставили в изоляторе без его согласия, в таком случае нарушаются его законные права. Осужденный, который дал «добро», чтобы остаться в изоляторе или тюрьме, далее может принять совершенно другое решение и послать письменную просьбу перевести его в исправительную колонию общего режима для последующего отбывания срока наказания. Администрация такого учреждения обязана рассмотреть это прошение и удовлетворить его. Настоятельно рекомендуем перед тем как подавать какие либо заявления в СИЗО — проконсультируйтесь со своим адвокатом по уголовным делам !

В законе нет конкретных указаний на то, что осужденное лицо к лишению свободы должно оставаться выполнять хозяйственные работы в том изоляторе, где он был до начала действия приговора, то есть до вступления его в силу.

Если следственный изолятор нуждается в рабочих, то при таком условии осужденное лицо оставляют там. Осужденных привлекают к таким работам в связи с тем, что подозреваемых и обвиняемых, которые находятся в следственном изоляторе, привлекать к подобной деятельности нельзя. Время пребывания в СИЗО обычно бывает до двух месяцев. Обвиняемых по закону могут привлекать к труду по хозяйственному обслуживанию на территории учреждения, в связи с этим подозреваемые могут выполнять только определенный вид работ.

Те, кто отбывает срок в тюрьме, также привлекаются к работам хозяйственного характера только при их согласии. Заключенные могут работать в пределах того учреждения, где отбывают срок.

Итак, остаться в следственном изоляторе или тюрьме могут те осужденные к лишению свободы, которые отбывают срок первый раз и не представляют угрозу обществу. Также те лица, у которых срок не больше пяти лет или которым еще нет восемнадцати. Остаться в подобного рода учреждениях могут лица, которые не окажут отрицательного воздействия на обстановку в тюрьме.

О хозяйственных работах и условиях содержания заключенных

К хозяйственным работам привлекают осужденных по той причине, что этот труд дешевый. Хозяйственное обслуживание включает в себя мытье посуды, уборку помещений, готовку и раздачу еды, проведение ремонтных работ и другое.

Из-за того, что на такую работу пойдет не каждый, а также из-за нехватки кадров, в следственных изоляторах, тюрьмах привлекают осужденных к лишению свободы к такому труду почти по всей России, хоть в законе упоминается об исключительных случаях оставления осужденных для работ.

Категорически запрещено привлекать обвиняемых, осужденных к работе в спецотделах следственного изолятора (фотолаборатории, радиотрансляционные узлы) и по ремонту эксплуатации инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи.

Во втором пункте 77 статьи УИК РФ написано о том, что осужденного оставляют для хозяйственных работ по решению начальника СИЗО, тюрьмы. А вот согласно третьему пункту той же статьи осужденные люди должны находиться обособленно, то есть отдельно от обвиняемых.

Осужденные пребывают в общей камере, которая не запирается. Осужденные имеют право на прогулку в течение двух часов каждый день. Прогулочные территории снабжены скамейками и оснащены навесами от дождя. Прогулки проводятся зачастую в светлое время суток. Отменяют прогулку осужденных только врачи.

Хозяйственными работами в тюрьмах и СИЗО занимаются оставленные осужденные независимо от их половой принадлежности. Такой труд оплачивается, и после вступления приговора в силу рабочий стаж заносится в трудовую.

В общем-то, в такой ситуации есть взаимная выгода, которую получают как осужденные, так и тюрьма. Осужденные проживают в не запирающейся камере, официально работают, получают деньги за свою работу. Тюрьма или изолятор довольны тем, что хозяйственная работа выполняется осужденными.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Клименко Таужан Микаиловна, Лавёрычева Светлана Александровна

В статье раскрываются некоторые проблемы, связанные с регламентацией порядка исполнения и отбывания уголовного наказания осужденными , оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе . Предлагается внести в УК и УИК РФ ряд изменений и дополнений, которые четко определят правовой статус следственного изолятора уголовно-исполнительной системы.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Клименко Таужан Микаиловна, Лавёрычева Светлана Александровна,

The problems of enforcement of the punishment against the convicted left to perform household activities in the remand prison

The article describes some of the problems associated with the regulation of the procedure of execution and serving of criminal punishment of convicts, left to perform household activities in the remand prison . It is proposed to make a number of changes and additions to the Criminal Code and the Penal Executive Code of the Russian Federation, which will clearly define the legal status of the detention center of the penal system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ, ОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ»

Клименко Таужан Микаиловна

доктор юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: tatyanaklimencko@yandex.ru)

Лавёрычева Светлана Александровна

НИИ ФСИН России (e-mail: laver85@bk.ru)

Проблемы правоприменения наказания в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе

В статье раскрываются некоторые проблемы, связанные с регламентацией порядка исполнения и отбывания уголовного наказания осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе. Предлагается внести в УК и УИК РФ ряд изменений и дополнений, которые четко определят правовой статус следственного изолятора уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: наказание, следственный изолятор, хозяйственные работы, осужденные, проблемы правоприменения.

T.M. Klimenko, Doctor of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: tatyanaklimencko@yandex.ru;

S.A. Lavericheva, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; e-mail: laver85@bk.ru

The problems of enforcement of the punishment against the convicted left to perform household activities in the remand prison

The article describes some of the problems associated with the regulation of the procedure of execution and serving of criminal punishment of convicts, left to perform household activities in the remand prison. It is proposed to make a number of changes and additions to the Criminal Code and the Penal Executive Code of the Russian Federation, which will clearly define the legal status of the detention center of the penal system.

Key words: punishment, remand prison, chores, convicted, law enforcement issues.

Ныне действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый в 1997 г. [1], должен был максимально помочь правоприменителям при исполнении порядка отбывания уголовного наказания. Достоинства данного Кодекса, по сравнению с предыдущим Уголовно-трудовым кодексом РСФСР 1970 г. [2], несомненны. Многие положения УИК РФ раскрывают как теоретические, так и практические вопросы, возникающие при исполнении и отбывании видов наказаний, как связанных, так и не связанных с ограничением и лишением свободы. Тем не менее, к сожалению, ряд вопросов при правоприменении того или иного вида наказания не получил должного освещения в нормах ныне действующего Уголовно-исполнительного кодекса.

В рамках данной статьи мы рассмотрим только некоторые достаточно дискуссионные проблемы, связанные с порядком регламентации исполнения наказания лишения свободы осужденными, оставленными для выполне-

ния работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе. Порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы предусматривается в нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ (разд. IV, гл. 11 «Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы», ст. 73-81.1 [1]). А порядок оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию определен ст. 77 УИК. Однако при правоприменении данного вида наказания возникает ряд вопросов. В частности, не определен правовой статус следственного изолятора в учреждениях уголовно-исполнительной системы, нечетко обозначены основания и условия оставления осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО.

В статье авторы не только обозначают круг рассматриваемых проблем, но и предлагают свое видение их решения.

Так как при исполнении рассматриваемого вида наказания затрагивается достаточно широкий круг правоотношений, то нормы, составляющие его правовую основу, зафиксированы, помимо Уголовно-исполнительного кодекса, еще в ряде различных законов и ведомственных нормативных актов (см., например, Европейские пенитенциарные правила от 11 января 2006 г.; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, одобренные Экономическим и Социальным Советом ООН в резолюциях 663 С (ХХ!У) от 31 июля 1957 г. и 2076 (ьХП) от 13 мая 1977 г.; Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-! (в редакции от 28 декабря 2016 г. № 503-ФЗ) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Это интересно:  Статья 397 ГПК РФ. Определение суда о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

Нормативно-правовую основу практики исполнения анализируемого вида наказания, согласно положениям теории права, составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, нормативные акты Министерства юстиции РФ, нормативные акты Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России.

Учитывая, что, естественно, помимо Конституции, УК и УИК РФ, регламентация данного института уголовно-исполнительного права включает значительный законодательный массив, структуру соответствующих юридических актов целесообразно рассматривать в трех уровнях — международном, федеральном и подзаконных нормативных правовых актах. И как следствие, при их правоприменении неизбежно возникают юридические коллизии. Хотя в Конституции нет прямого указания на исследуемые нами правоотношения, но есть нормы, с которыми корреспондируются положения многих нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения наказания. Например, равенство граждан перед законом и судом [3, ст. 19], уважение человеческого достоинства, неприменение пыток, насилия, другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания [3, ст. 21], соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права [3, ст. 15]. Конституцией РФ закрепляется также и право каждого гражданина на труд, выбор рода деятельности, профессии [3, ст. 37] и образование [3, ст. 43].

Несомненно, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, поэтому законы и иные правовые акты не должны противоречить ей. Тем не менее, при конкуренции норм национального и международного законодательства предпочтение отдается нормам международного права [3, ст. 15, ч. 4], что нашло соответствующее отражение и в Уголовно-исполнительном кодексе (ч. 2 ст. 3 «Уголовно-

исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты» [1]). Следует отметить, что среди ученых эта норма вызывает до сих пор неоднозначное отношение. Так, по утверждению профессора А.И. Зубкова, она явилась «ареной жарких баталий и споров» [4, с. 67].

На сегодняшний день правовой статус следственного изолятора не имеет четкого определения ввиду юридической коллизии между нормами УК РФ и УИК РФ. Так, несмотря на то, что ст. 44 УК РФ включает исчерпывающий перечень видов наказаний за совершенные преступления, ни в одной из норм Общей части Кодекса не указаны основания и условия отбывания наказания в следственном изоляторе (см. ст. 46-59) [5]. В нормах же УИК РФ следственные изоляторы отнесены к учреждениям, в которых исполняется уголовное наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения (см.: ч. 9 ст. 16 «Учреждения и органы, исполняющие наказание»; ч. 1 ст. 74 «Виды исправительных учреждений»; ч. 1 ст. 77 «Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию» [1]).

Далее. Федеральный закон «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» однозначно определяет функцию следственных изоляторов -содержание лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу [6, ст. 8]. Получается, что базовый Закон в осуществлении деятельности следственных изоляторов, как и УК РФ, также оставляет вне рамок правового поля порядок исполнения и отбывания анализируемого вида уголовного наказания. И, как следствие, возникает вопрос: какова основная функция и правовой статус следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы? То ли это только место предварительного заключения под стражу, то ли это также и место отбывания наказания в виде лишения свободы [7, с. 43].

Здесь целесообразно отметить, что хотя в Федеральном законе «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» отсутствует перечень учреждений, исполняющих данный вид наказания [8], но в нем присутствует указание на то, что «виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом» [8, ст. 6, ч. 1]. Следовательно, можно к исправительным учреждениям отнести и следственные изоляторы. Однако в таком случае необходимо внести соответствующие дополнения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодекс, а именно в ст. 56 и 58 УК РФ, а также в ст. 74 и 77 УИК РФ.

Как представляется, ч. 1 ст. 56 УК целесообразно изложить в следующей редакции: «Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, тюрьму, а в случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, в следственный изолятор».

Следует также отметить, что в ст. 77 УИК РФ «Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию» отсутствуют четкие указания на основания и условия порядка оставления осужденных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Редакция указанной статьи носит слишком общий характер — «осужденные оставляются для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию решением начальника следственного изолятора или тюрьмы при наличии согласия осужденного в письменной форме» [8, ст. 77, ч. 2]. Это не только не согласуется с нормами Уголовного кодекса, но еще и может выступать одной из коррупционных составляющих. На основании опять-таки решения администрации следственного изолятора осуществляется, в случае подачи осужденным заявления о направлении его в исправительную колонию общего режима для дальнейшего отбывания наказания, его перевод из СИЗО. Разница лишь в том, что в первом случае оставление осужденного в СИЗО для администрации является правом, а при переводе в исправительную колонию общего режима -обязанностью. «Приказной» порядок применяется и в отношении злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания из числа осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию СИЗО.

Как показывает анализ, в настоящее время в отечественной пенитенциарной практике устоялся внесудебный порядок принятия решения об изменении вида исправительного учреждения в отношении осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Мы согласны с мнением ученых, что это ставит в некую зависимость возможность отбывания наказания осужденными в СИЗО от воли администрации этого учреждения УИС, а также предоставляет довольно «широкий простор административному усмотрению» [9, с. 75].

В сложившейся ситуации следует признать справедливость утверждения о том, что «только суд наделен правом определять степень изоляции осужденных и режим отбывания на-

казания. Эти требования отражены в ст. 58 УК РФ» [10, с. 168]. Данное положение закреплено и в УИК РФ (п. 5 ст. 78). В противном случае решение начальника следственного изолятора противоречит приговору суда в части определения вида учреждения, исполняющего наказание, и режима его отбывания, что и наблюдается на практике. По данному вопросу справедливо замечание В.В. Петрова о том, что «приговор суда и приказ начальника следственного изолятора являются нормативными актами разного порядка. Акт низшего порядка (приказ начальника СИЗО) игнорирует акт высшего порядка (приговор суда)» [11, с. 19]. По нашему мнению, такая процедура приводит к существенному нарушению законодательства в указанной части. Кроме того, формирование отряда по хозяйственному обслуживанию находится в прямой зависимости от усмотрения и воли администрации учреждения, на которые можно оказать влияние со стороны заинтересованных лиц. Это и происходит порой на практике, в результате чего в СИЗО трудятся осужденные, которые по своим правовым критериям не подходят для зачисления в отряд хозяйственного обслуживания. По логике закона, оставление осужденных к лишению свободы в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения, как и перевод их в исправительную колонию общего режима, должны относиться к исключительному судебному ведению и производиться на основании документов, подготовленных администрацией следственных изоляторов.

В связи с этим представляется необходимым законодательно закрепить за судами право принимать решение об оставлении осужденных в следственном изоляторе по основаниям, предусмотренными в ч. 1 ст. 74 УИК РФ. Исходя из этого, на наш взгляд, следует дополнить п. «б» ч. 2 ст. 58 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Отбывание лишения свободы назначается: . б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, — в исправительных колониях общего режима. В случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, суд может назначить отбывание наказания указанным лицам в следственных изоляторах».

В случае реализации вышеизложенных предложений о поправках в УК РФ ч. 1 ст. 77 УИК РФ необходимо будет дополнить словами: «.на основании соответствующего ходатайства администрации СИЗО перед судом и при

наличии письменного согласия осужденного выполнять эти работы», тогда норма, предусмотренная ч. 2 указанной статьи, окажется излишней. Как представляется, предлагаемые дополнения в нормативные правовые акты будут не только соответствовать принципиальному положению уголовно-исполнительного законодательства (ст. 78 УИК РФ «Изменение вида исправительного учреждения») [1], но и позволят сократить обозначенный выше «простор административного усмотрения», существующий в настоящее время.

УИК РФ регламентирует порядок и условия отбывания наказания в следственных изоляторах осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию: осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц и на условиях, предусмотренных для исправительной колонии общего режима. Согласно ст. 120 УИК РФ для исправительной колонии общего режима предусмотрено три вида условий: обычные, строгие и облегченные. Таким образом, и в следственном изоляторе для осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, они должны быть соответствующими. При этом изначально все лица рассматриваемой нами категории осужденных находятся на обычных условиях. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и по отбытии не менее шести месяцев лишения свободы они переводятся на облегченные (улучшенные) условия. Увеличение количества свиданий, посылок (передач), бандеролей, появление права расходования денежных средств без ограничения выступает также и воспитательной мерой исправления осужденных. В случае же признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания его переводят для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, так как в СИЗО отсутствуют строгие условия. Указанное обстоятельство послужило толчком к формированию в науке взглядов о необходимости установления в СИЗО трехступенчатой системы условий содержания осужденных: «первоначальные» («обычные»), «облегченные» и специальные». В частности, такое мнение высказывают Е.В. Нечаева [12, с. 15] и А.К. Садреев [13, с. 6]. На наш взгляд, подобное нововведение в следственном изоляторе вряд ли будет работать в полном объеме, а предлагаемая терминология только внесет путаницу в понятийный аппарат уголовно-исполнительного права. Как видно даже из проведен-

ного анализа, вопросы, связанные с условиями и порядком отбывания наказания осужденными, оставленными в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, не нашли своего полного и всестороннего освещения в нормативных правовых актах федерального уровня. Необходима разработка специальных норм относительно порядка и условий отбывания наказания в СИЗО для включения их в раздел «Исполнение наказания в виде лишения свободы» Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в главу, посвященную особенностям исполнения наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах. Также представляется необходимым внести дополнение в ст. 8 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изложив ее в следующей редакции: «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее — следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для отбывания уголовного наказания осужденными по основаниям, предусмотренным статьями 77, 77.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Это интересно:  Статья 318 ГПК РФ. Прекращение производства по делу о восстановлении утраченного судебного производства

Что касается основных задач, которые стоят перед следственным изолятором, то следует согласиться с точкой зрения С.Б. Ботоева, согласно которой «. следственные изоляторы в настоящее время выполняют две функции -основную и субсидиарную. . По отношению к лицам, оставленным для хозяйственного обслуживания — место отбывания наказания в виде лишения свободы — как дополнительная функция» [11, с. 43].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что в настоящее время правовой статус следственного изолятора уголовно-исполнительной системы не имеет своего четкого определения, так как нормы различных законодательных актов относительно этого вопроса нередко противоречат друг другу. Для устранения юридических коллизий необходимо внести изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, которые четко определят правовой статус следственного изолятора уголовно-исполнительной системы, а также регламентируют основания и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными, оставленными для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО и тюрьмах. Более того, указанные меры способны, помимо прочего, свести к минимуму коррупционную составляющую при формировании отряда осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2017.

2. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР: утв. Верховным Советом РСФСР 18 дек. 1970 г. М, 1996.

3. Конституция Российской Федерации. М., 2017.

4. Зубков А. И. Принцип гуманизации исполнения наказания — в ранге закона // Журн. рос. права. 1997. № 2.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М, 2017.

6. О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 103 (в ред. от 28 дек. 2016 г. № 503) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; система «Гарант». URL: http://base.garant.ru

7. Ботоев С. Б. Деятельность следственных изоляторов нуждается в совершенствовании // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Иркутск, 2009. Ч. 1.

8. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I (в ред. от 28 дек. 2016 г. № 503-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316; система «Гарант». URL: http://base.garant.ru

9. Жилко И.А., Корсаков К.В. Криминологическая характеристика осужденных, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию // Криминологический журн. Байкальск. гос. унта экономики и права. 2013. № 3(25).

10. Зубова А.О. Проблемы правового регулирования исполнения лишения свободы в следственном изоляторе // Право и образование. 2010. № 3.

11. Петров В. В. Исполнение (отбывание) лишения свободы в следственном изоляторе: история и современность: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

12. Нечаева Е.В. Организационно-правовые аспекты исполнения наказания в отношении осужденных, содержащихся в следственных изоляторах: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Самара, 2007.

13. Садреев А.К. Проблемы осуществления карательно-воспитательного процесса в отношении осужденных, занятых хозяйственным обслуживанием ИТУ: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 1991.

1. Penal Code of the Russian Federation. Moscow, 2017.

2. Corrective-labour Code of RSFSR: approved by the Supreme Council of RSFSR on Dec. 18, 1970. Moscow, 1996.

3. Constitution of the Russian Federation. Moscow, 2017.

4. Zubkov A.I. The principle of a humanization of execution of the punishment — in the rank of the law // Journal of Russian law. 1997. № 2.

5. Criminal Code of the Russian Federation. Moscow, 2017.

6. About detention of defendants and suspected in commission of crimes: fed. lawd.d. July 15,1995 № 103 (as amended on Dec. 28, 2016 № 503) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 29. Art. 2759; «Garant» system. URL: http://base.garant.ru

7. Botoyev S.B. Activity of remand prisons needs improvement // Activity of law enforcement agencies and the public fire service in modern conditions: problems and prospects of development: proc. of Intern. sci.-practical conf.: in 2 pt. Irkutsk, 2009. Pt. 1.

8. About the institutions and bodies executing criminal penalties in the form of imprisonment: law of the Russian Federation d.d. July 21, 1993 № 5473-I (as amended on Dec. 28, 2016 № 503-FL) // Bull. of the Congress of People’s Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. № 33. Art. 1316; «Garant» system. URL: http://base.garant.ru

9. Zhilko I.A., Korsakov K.V. The criminological characteristic of the convicts left in remand prisons for work on economic service // Criminological magazine of Baykal state university of economics and law. 2013. № 3(25).

10. Zubova A.O. Problems of legal regulation of execution of imprisonment in remand prison // Law and education. 2010. № 3.

11. Petrov V.V. Execution (serving) of imprisonment in remand prisons: history and present: auth. abstr. . Candidate of Law. Yekaterinburg, 1999.

12. Nechayeva E. V. Organizational and legal aspects of execution of the punishment concerning the convicts who are contained in pretrial detention centers: auth. abstr. . Candidate of Law. Samara, 2007.

Комментарий к СТ 77 УИК РФ

Статья 77 УИК РФ. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию

Комментарий к статье 77 УИК РФ:

1. Возможность оставления осужденных в следственном изоляторе или в тюрьме для отбывания наказания закон связывает с наличием ряда условий.

2. Прежде всего обращается внимание на данные, характеризующие личность осужденного и степень общественной опасности совершенного им деяния. К числу этих данных закон относит: а) осуждение к лишению свободы впервые; б) срок назначенного наказания, который не должен превышать пяти лет; в) вид исправительного учреждения — исправительная колония общего режима. Наличие перечисленных обстоятельств в определенной мере свидетельствует о том, что осужденный не представляет особой общественной опасности и не повлияет негативно на оперативную обстановку в следственном изоляторе или в тюрьме.

3. Вторым условием оставления осужденного в следственном изоляторе или в тюрьме является наличие его согласия, которое должно быть выражено в письменной форме. Необходимость согласия осужденного обусловлена тем, что отбывание наказания в следственном изоляторе или в тюрьме связано с наличием специфических условий этих учреждений, которые существенно отличаются от условий, существующих в исправительных колониях общего режима. Поэтому оставление осужденного без его согласия являлось бы нарушением его прав и законных интересов. В случае если осужденный, дав согласие на оставление в следственном изоляторе или тюрьме, в дальнейшем меняет свое решение и обращается с просьбой направить его для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима, администрация учреждения обязана удовлетворить такую просьбу.

4. Третье условие оставления осужденного в следственном изоляторе или тюрьме — необходимость в рабочей силе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Привлечение осужденных к этой деятельности вызвано невозможностью возложения работ по хозяйственному обслуживанию на содержащихся в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Указанный контингент лиц содержится под стражей, как правило, в пределах двух месяцев. Привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду может осуществляться только с их согласия и в пределах учреждения. Все это затрудняет возможность использования подозреваемых и обвиняемых на хозяйственных работах. Привлечение к этим работам лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, также нецелесообразно. Во-первых, в тюрьмах содержатся лица, представляющие значительную общественную опасность: осужденные за особо тяжкие преступления и переведенные из исправительных колоний за нарушение порядка отбывания наказания. Во-вторых, использование их труда возможно также только в пределах учреждения.

5. Четвертым условием, хотя прямо и не указанным в законе, но вытекающим из его содержания, является тот факт, что до вступления приговора в законную силу осужденный находился именно в том следственном изоляторе, где остается для отбывания наказания.

6. Необходимо отметить, что оставление осужденных на работах в следственных изоляторах во многом обусловлено тем обстоятельством, что эти работы не престижны, малооплачиваемы (приготовление пищи, мытье посуды, уборка помещений, их ремонт и т.п.) и найти для таких работ иных лиц весьма затруднительно. Поэтому, хотя в законе и говорится об исключительности случаев оставления осужденных в следственных изоляторах или тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, тем не менее данная практика распространена повсеместно.

7. Характер поведения осужденного в период пребывания в изоляторе законом непосредственно не соотносится с возможностью его оставления, но на практике администрация следственных изоляторов и тюрем оставляет только положительно зарекомендовавших себя осужденных. Нецелесообразным считается на практике и оставление в следственном изоляторе или в тюрьме тех осужденных, которым наряду с наказанием назначены принудительные меры медицинского характера.

8. Решение об оставлении осужденного для отбывания наказания в следственном изоляторе или в тюрьме принимается начальником соответствующего учреждения, оформляется приказом, один экземпляр которого приобщается к личному делу осужденного.

9. Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ установлен запрет на привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной аппаратуры. Этот же запрет распространяется и на осужденных.

10. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Такое размещение ограничивает возможности общения, передачи информации, каких-либо предметов подозреваемым, обвиняемым, отбывающим наказание в тюрьмах. Размещение по камерам осуществляется на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утверждаемого начальником учреждения.

11. Порядок и условия отбывания лишения свободы в следственных изоляторах или тюрьмах определяется ст. ст. 120, 121 УИК РФ, устанавливающими их для исправительных колоний общего режима. Учитывая условия отбывания наказания в следственных изоляторах и тюрьмах, законом специально устанавливается, что осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью два часа. Прогулка проводится преимущественно в светлое время суток по соответствующему графику. Для этого на территории учреждения имеются прогулочные дворы, которые оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером).

Статья написана по материалам сайтов: xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai, fkurf.ru, pravoforyou.ru, cyberleninka.ru, uikod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector