+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Регистрация незаконных сделок с землей. Квалификация преступления. Комментарии адвоката по уголовным делам — Статьи и очерки по уголовному праву

Содержание

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Русанов Георгий Александрович

Статья посвящена вопросам уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей. Исследуются элементы состава преступления, приводятся различные позиции по данному вопросу

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Русанов Георгий Александрович,

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

за регистрацию незаконных сделок с землей

Статья посвящена вопросам уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей. Исследуются элементы состава преступления, приводятся различные позиции по данному вопросу.

Ключевые слова: регистрация, сделка с землей, законодательство, уголовная ответственность

The article deals with criminal responsibility for registration of illegal land transactions. The author studies elements of the offence, considers different points of view on this problem.

Key words: registration, land transactions, legislation, criminal liability

Общественная опасность незаконных сделок с землей заключается в том, что они нарушают законный порядок оформления сделок с землей, в результате страдают права собственников земли и интересы государства.

Объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие законный порядок оформления сделок с землей. Дополнительным объектом признаются общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательской или иной деятельности и государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления.

Иной точки зрения придерживается И. А. Клепицкий: он утверждает, что «регистрация незаконных сделок с землей и иные деяния, указанные в ст. 170 УК, влекут ответственность независимо от того, связаны ли эта сделка или иные деяния с предпринимательской или иной экономической деятельностью лиц, их совершивших. Поэтому ст. 170 помещена в гл. 22 УК без необходимых для этого оснований. По существу, это должностное преступление, место которому в гл. 30 УК»1.

Предметом преступления является земля2.

Преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, нечасто регистрируется компетентными органами, на что обращают внимание ряд ученых, в частности Н. А. Лопашенко, подробно исследовавшая статистику данного деяния и указавшая, что с 1997 по 2005 г. в России по ст. 170 УК РФ возбудили 106 уголовных дел в отношении 44 человек3. Причина невысоких показателей — высокая степень латентности названного преступления, обусловленная прежде всего механизмом незаконной регистрации сделок с землей, основанном на сложном порядке регистрации таких сделок, что создает трудности для выявления факта и доказывания преступления4.

Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из следующих действий:

регистрация заведомо незаконных сделок с землей;

искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости;

умышленное занижение размеров платежей за землю.

Сделка признается незаконной, если она совершена с нарушением требований законодательства РФ (гражданского или земельного). Под регистрацией незаконных сде-

* Русанов Георгий Александрович — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (Томск). E-mail: georgiyr@mail.ru.

лок с землей понимается совершение действий, образующих процедуру регистрации и завершающихся внесением сведений о праве собственности на землю и иных правах в Государственный реестр, выдачей свидетельства о праве собственности на землю5.

Согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе его продавать, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В установленном законом порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением6. Статья 27 ЗК РФ7 гласит, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций Федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»8.

Относительно регистрации заведомо незаконных сделок с землей под заведомостью следует понимать достоверную осведомленность о регистрации сделки, которая не соответствует действующему гражданскому и земельному законодательству.

В ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»9 государственный кадастр недвижимости понимается как систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Госу-

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

дарственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом сведений.

Если речь идет об искажении сведений, то имеется в виду внесение неверных сведений в документы Государственного кадастрового учета недвижимого имущества относительно местоположения, размера, кадастровой стоимости земельного участка и т. д.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы — земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Под умышленным занижением платежей за землю подразумевается совершение действий, влекущих уменьшение платежей за землю, их несоответствие установленным законодательством ставкам.

Состав рассматриваемого преступления формальный, т. е. он считается оконченным с момента совершения любого из трех перечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: лицо осознает незаконность своих действий, связанных с незаконной регистрацией сделок с землей, искажением сведений государственного кадастра недвижимости, умышленным занижением размеров платежей за землю, и желает их совершить.

Обязательным элементом субъективной стороны данного преступления выступает его совершение из корыстной или иной личной заинтересованности.

Корыстная заинтересованность заключается в стремлении должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.).

Личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в разрешении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п. (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 октября 2009 г. № 12 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»10).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

В примечании к ст. 285 УК РФ под должностными лицами понимаются лица, постоянно временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административнохозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях России.

Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, определяются как лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Аналогично определение лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации (должности устанавливаются конституциями или уставами субъектов РФ).

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

организационно-распорядительные функции включают руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины и т. д. К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, принятие решений и начисление заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и пр.11

Необходимо отметить, что круг субъектов данного преступления различен для каждого из перечисленных в ст. 170 УК РФ деяний: ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей несут должностные лица Федеральной регистрационной службы12; за искажение учетных данных — должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; при занижении налоговых платежей за землю — работники налоговых органов; в случае занижения арендной платы за землю — соответствующие должностные лица органов исполнительной власти.

1 Клепицкий И. А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 509.

2 Например, объясняя свою позицию, Ю. Г. Васин замечает, что земля является предметом указанного преступления, «поскольку любое из деяний, предусмотренных в диспозиции ст. 170 УК РФ, совершается в связи с землей или по поводу ее» (Уголовное право. Особенная часть: учеб. / под ред. Л. Д. Гаухмана, С. В. Максимова. М., 2004. С. 242—243).

3 Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики. М., 2006. С. 265—266.

4 В литературе трудности применения данной статьи связываются со следующими причинами: недостаточная четкость и полнота правового регулирования сделок с землей, порядка регистрации и учета данных; недооценка общественной опасности деяния; высокая латентность и ресурсоемкость собирания доказательств (Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А. Э. Жалинского. С. 513).

5 Уголовный закон в практике районного суда / под ред. А. В. Галаховой М., 2007. С. 270.

6 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

7 Там же. 2001. № 44. Ст. 4147.

8 Там же. 2002. № 30. Ст. 3018.

9 Там же. 2007. № 31. Ст. 4017.

10 Бюл. Верховного Суда РФ. 2009. № 12.

11 Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам / отв. ред. В. И. Радченко, науч. ред. А. С. Михлин. М., 2008. С. 407.

Это интересно:  Статья 1513 ГК РФ. Порядок оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку

12 В литературе вопрос о том, считается ли государственный регистратор должностным лицом, вызвал небольшую дискуссию. Представляется, что в данном случае следует согласиться с Б. В. Волженкиным, указывающим, что государственный регистратор безусловно является должностным лицом — представителем власти (Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2007. С. 170).

Незаконные сделки с землей

42 . уголовная ответственность: регистрация незаконных сделок с землей

Регистрация сделки с земельным участком осуществляется органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и одна из функций этих органов – проверка законности совершаемой сделки. Несоответствие сделки, предметом которой является земельный участок, требованиям законодательства представляет собой основание для отказа или приостановления ее государственной регистрации;

б) искажение учетных записей земельного кадастра, т.

Земельная и садоводческая мафия — сегодня это страшная реальность в нашей стране.

Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. В начале года губернатор Подмосковья Борис Громов, говоря о крупных приобретателях сельхозземель заявил, что «практически все они имеют проблемы с документами на землю». Аналогичная ситуация складывается в Карелии, Свердловской области, Красноярском крае, Архангельской области.

Мэру Сыктывкара инкриминируют незаконные сделки с землей

Информацию о задержании Поздеева агентству подтвердил и источник в городской администрации. В то же время в региональном управлении Следственного комитета заявляют, что данных о задержании мэра Сыктывкара у них пока нет.

Иван Поздеев возглавляет администрацию Сыктывкара с января 2011 года. Его предшественник Роман Зенищев является фигурантом нескольких коррупционных дел.

Незаконные сделки с землей

Эти деяния считаются преступлениями небольшой тяжести.

Конституция РФ установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности (ст. 9). Земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество), право собственности и другие вещные права на которые подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК). Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Регистрация незаконных сделок с землей. Квалификация преступления. Комментарии адвоката по уголовным делам

У граждан появилось право на приватизацию земли и проведение с ней сделок. Это привело к изменениям в общественном сознании по вопросу землепользования.

На сегодняшний день проблема регистрации незаконных сделок с землей состоит в отсутствии опыта противодействия данным деяниям и сложности в доказательстве рассматриваемого преступления. Организованная преступность, теневая экономика, недостаточность правового обеспечения – основные проблемы данного вопроса.

Регистрация незаконных сделок с землей

Данная статья является новой. Она предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступлений по данной статье являются: их совершение должностным лицом, т. е, наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения.

Статья 170 УК РФ. Регистрация незаконных сделок с землей

Отказать в признании недействительным ненормативного правового акта, решение (действие, бездействие) незаконным (ч.3 ст.201 АПК РФ) (04.06.2015, АС Рязанской области)

Постановление (определение) суда кассационной инстанции: Отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции полностью, и передать дело на новое рассмотрение (25.03.2015, ФАС Московского Округа)

Постановление (определение) суда кассационной инстанции: Отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции полностью, и передать дело на новое рассмотрение (25.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей Комментарий к статье 170

Право собственности и другие вещные права (постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда, безвозмездное срочное пользование) на землю, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (кроме договоров аренды и субаренды, безвозмездного пользования, заключенных на срок менее одного года).

Регистрация незаконных сделок с землей как объект частной криминалистической методики Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Руденко Татьяна Александровна

В данной статье рассматриваются вопросы криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных ст. 170 Регистрация незаконных сделок с землей» УК РФ.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Руденко Татьяна Александровна,

Текст научной работы на тему «Регистрация незаконных сделок с землей как объект частной криминалистической методики»

Руденко Татьяна Александровна

Регистрация незаконных сделок с землей как объект частной криминалистической методики

В данной статье рассматриваются вопросы криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей» УК РФ.

In given article questions criminalistic’s characteristics of the crimes provided by item 170 «Registration of illegal transactions with the earth» the criminal code of Russian Federation are considered.

Ключевые слова: криминалистическая характеристика, механизм следообразования, криминалистические версии, методика расследования, следственные ситуации.

Key words: criminalistics characteristics, the mechanism of traces formation, criminalistics versions, an investigatory situations.

По мнению P.C. Белкина «методика расследования отдельных категорий преступлений (частные криминалистические методики) являются конечным «продуктом» криминалистической науки, поступающим на вооружение следственной практики, «в содержании которых на основе положений и выводов общей и частных криминалистических теорий комплексируются криминалистические рекомендации по осуществлению судебного исследования и предотвращения преступлений» [1].

Как считает Л.Я. Драпкин, «методика расследования преступлений представляют собой мыслительный образ процесса расследования, понятие и содержание которых зависят прежде всего от общего современного представления о криминалистической методике, понятие которой в настоящее время рассматривается в двух значениях: во-первых, как часть науки криминалистики; во-вторых, как практическая деятельность по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений» [2].

Нельзя не согласиться с О.Я. Баевым полагающим, что в основе создания криминалистической методики должен лежать механизм следообразования, это обусловливается тем, что при установлении факта преступного деяния происхо-

дит процесс реконструкции действий, которые совершил преступник, и его облечения в процессуальные формы, что применимо даже при расследовании подготавливаемых преступлений, этот процесс возможен только при анализе и переработке следов [3].

Типовые действия, совершаемые преступником, направленные на исполнение и сокрытие преступления, связанного с регистрацией незаконных сделок с землей приводят к возникновению характерных следов соответствующих данному преступлению, что обусловливает механизм следообразования как объективно возникающего отражения (отображения) механизма самого совершения преступления. Результаты этого процесса отражения возникают и существуют объективно, вне воли и сознания воспринимающих их субъектов.

Исходя из смысла уголовного закона субъектом предусмотренных ст. 170 УК РФ преступных деяний является должностное лицо, которое, используя свое служебное положение, регистрирует заведомо незаконные сделки с земельными участками или умышленно искажает учетные данные государственного земельного кадастра либо умышленно занижает размеры платежей за землю. Таким образом, субъект данного преступления — специальный.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №1

Необходимо подчеркнуть, что регистрация заведомо незаконных сделок с землей может быть осуществлена только тем должностным лицом, в компетенцию которого входит регистрация сделок с землей.

Поэтому при производстве по уголовным делам, возбуждаемым по ст. 170 УК РФ, в первую очередь устанавливается, является ли лицо, предположительно совершившее данное деяние, его субъектом. В противном случае в действиях такого лица либо вообще отсутствует состав какого-либо уголовно-наказуемого деяния, либо это лицо совершило иное преступление, уголовнопроцессуальное исследование которого должно основываться на других методических посылках, чем исследование преступления, совершенного по должности или службе. А потому, как верно замечает Е.Ю. Фролова, установление правового статуса заподозренного в совершении подобного преступления лица, как правило, происходит до возбуждения уголовного дела, что связано как с определением основания для возбуждения уголовного дела, так и со специальным порядком привлечения отдельных категорий должностных лиц к ответственности [4].

Это, в свою очередь, определяет то, что данные деяния при всем разнообразии возможных ситуаций расследования предполагают совершение действий и (или) принятие решений по должности или службе их субъектами, что, как правило, требует их облечения в письменную, установленную соответствующими законами и инструкциями, форму. Специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к организованной преступности. Несмотря на то что эти посягательства в основном совершаются с использованием таких несложных на первый взгляд способов, как подделка документов, мошенничество, вымогательство и т.п., значительный рост в последнее время рынка недвижимости обусловил реальную возможность для криминального мира быстрого преступного обогащения. Данное обстоятельство, в свою очередь, неизбежно привело, с одной стороны, к появлению более ухищренных, замаскированных и дерзких способов, а с другой — к распространению данных преступных посягательств, позволяющему говорить в целом о специфическом направлении преступной деятельности в рамках «криминального рынка». К преступлениям этой группы можно отнести: совершение незаконных сделок с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи, аренды земельного участка; подкуп должностных лиц с

целью незаконного получения земельного участка; мошеннические действия с земельными участками; принуждение к совершению сделки с земельным участком или к отказу от ее совершения; вымогательство земельного участка либо отчуждения права собственности на него; получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения; умышленные действия, имеющие целью завладения имущества, в т.ч. земельным участком; регистрация незаконных сделок с землей и т.д. Потому, как правило, данные деяния фиксируются в соответствующих документах.

Единство этих факторов предопределяет и единство типового механизма следообразования в результате совершения данными субъектами этих преступлений. Ими же во многом обусловливается единство и методических следственных ситуаций, возникающих на различных стадиях и этапах уголовно-процессуального исследования этих преступлений.

К типовым объектам следообразования (в данном случае под ними мы понимаем объекты, на которых остаются следы) можно отнести следующие:

Документы, которые подтверждают тот факт, что субъектами данных преступлений являются должностные лица (в смысле определения должностного лица, данного в примечании к ст. 285 УК РФ).

Документы имеют особое значение при расследовании преступлений в сфере экономики в целом и при расследовании регистрации незаконных сделок с землей, именно через них можно проследить придание сделки с землей юридического значения без надлежащих к тому оснований (внесение неверных данных в учетные документы, занижение размера участка земли, его качества, правового режима), занижение размеров платы за землю, которое выражается во внесении в бюджет государства более низких сумм платежей за землю, чем положено.

На мой взгляд, именно в документах содержится преобладающее количество следов уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, типовой объект следообразования при совершении таких уголовно наказуемых деяний, выраженный в письменной форме, будет содержаться в документах, отражающих деятельность субъекта преступления.

Бесспорным является тот факт, что в настоящее время в сфере экономики не существует видов деятельности, в которой не применялись средства высоких технологий. Повсеместная компьютеризация жизнедеятельности человека

г) следователю в результате оперативной информации известно об уже имевшем место факте совершения преступления рассматриваемой группы.

Проведение указанных мероприятий позволит собрать сведения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту регистрации незаконных сделок с землей. Таким образом, исходные следственные ситуации служат базой для планирования расследования. Важным условием, предопределяющим успех расследования регистрации незаконных сделок с землей , является умение следователя правильно анализировать и оценивать сложившуюся по уголовному делу следственную ситуацию. Это способствует, в свою очередь, полноте и правильности версий, выдвигаемых при расследовании уголовного дела.

1. Белкин Р.С. Курс советской криминалистики: в 3 т. М., 1979. Т. 3. С. 176.

2. Драпкин Л.Я. Понятие и структура криминалистической методики //Драпкин Л.Я., Ка-рагодин В.Н. Методика расследования отдельных видов преступлений: учебное пособие. Выпуск 1. Екатеринбург, 1998. С. 3.

3. Баев О.Я. Основы методики уголовного преследования и профессиональной защиты от него. М., 2009. С.47.

4. Фролова Е.Ю. Методика расследования коррупционной деятельности в правоохранительных и судебных органах: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2005. С. 11.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №1

предполагает использование компьютерной техники в различных целях: от выполнения каких-либо работ непосредственно на ней (изготовление чертежей, работа с фотографиями в специальных редакторах).

Это интересно:  Статья 108 ТК РФ. Перерывы для отдыха и питания

Следует отметить, что возможности переработки следователем этого механизма следообразо-вания во многом обусловливаются складывающейся следственной ситуацией в ее методическом значении.

Следственные ситуации, возникающие при расследовании регистрации незаконных сделок с землей (особенно на первоначальном его этапе), зависят от того, свидетельствует ли поступившая в распоряжение следователя из предусмотренных УПК источников информация о том, что преступление уже имело место быть либо что лицо, занимающее должностное или служебное положение, намеревается его совершить, а также тот факт, осведомлен ли преступник о том, что в отношении его проводится проверка или возбуждено уголовное дело. К ним можно отнести:

а) следователю известно о подготовке к совершению преступления из средств массовой информации или в результате проведения официальных проверок;

б) следователю известно об уже имевшем место факте совершения преступления рассматриваемой группы из средств массовой информации или в результате проведения официальных проверок.

в) следователю на основании результата оперативно-розыскной деятельности известно об информации о подготовке к совершению преступления;

Незаконные сделки с землей: уголовно-правовая оценка

Определенные проблемы может вызвать юридическая оценка сокрытия объекта недвижимости на земельном участке: виновный изменяет данные кадастра, уничтожая сведения о таком объекте, или не вносит сведения при обязанности это сделать. Логично предположить, что действия должны охватываться составом искажения сведений государственного кадастра недвижимости (ст. 170 УК РФ). Однако термин «искажение сведений государственного кадастра недвижимости» предполагает изменение уже фактически наличных данных. Искажение в форме бездействия невозможно. Поэтому невнесение новой информации в кадастр, по сути, не предусмотрено уголовным законом. Выхода здесь, как представляется, два: первый – квалифицировать невнесение необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости по общей норме как злоупотребление должностными полномочиями; второй – заменить в ст. 170 УК РФ слово «искажение» другим, имеющим более широкое значение, например, фальсификация. Последний путь более предпочтителен, поскольку не ведет к искусственному разделению квалификации однородных деяний: включение заведомо ложных сведений в кадастр (ст. 170 УК) и невключение таковых (ст. 285 УК). Соответственно следует в ст. 170 УК РФ предусмотреть вместо искажения фальсификацию сведений государственного кадастра недвижимости.

Четвертая схема преступных нарушений рассматриваемых сделок выражается в незаконном изменении правового режима земельного участка. В процессе незаконного завладения земельным участком либо скрывается факт его нахождения в какой-либо зоне, наличие ограничений оборотоспособности, либо незаконно устраняются подобного рода препятствия для совершения сделки (например, осуществляется перевод в другую категорию, изменяется режим использования, вносятся изменения в градостроительные регламенты). Одним словом, совершаются действия, нарушающие требования ст. 27 Земельного кодекса РФ. Чаще всего данное деяние как разновидность должностного злоупотребления совершается при попытке скрыть правовой режим участка кадастровыми инженерами, работниками органов кадастрового учета и органов архитектуры. Незаконно изменить правовой режим участка могут также должностные лица органов местного самоуправления, обладающие соответствующими полномочиями в указанной области. Данными действиями причиняется ущерб государству и гражданам, проживающим на определенной территории, в связи с нарушением режима территории.

Пятая схема совершения рассматриваемого преступления заключается в нарушении правил проведения торгов по продаже земельного участка или продаже права аренды либо непроведение их вообще, когда это необходимо. Участки предоставляются либо в обход торгов (с имитацией таковых), либо искажается процедура торгов (отсутствуют публикации в прессе, не допускаются к аукциону иные участники и т.д.). Начальная (стартовая) цена и выкупная цена при этом, как правило, занижается. Исходя из сущности нарушения, их могут совершить сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления (подведомственных структур), проводящих торги и предоставляющих земельные участки, а также оценщики, проводящие оценку.

Шестая схема в виде незаконного изъятия земель для государственных нужд основывается в том числе на несовершенстве законодательства, регулирующего эту процедуру, поэтому вызвана не только криминологическими, но и правовыми проблемами. Так, гражданское законодательство позволяет изымать земельные участки для государственных нужд (строительство инфраструктурных и военных объектов, доступ к залежам полезных ископаемых и т.д.). Выкуп в данном случае свидетельствует о гражданско-правовой природе изъятия земли. Однако существенной особенностью рассматриваемой меры, отличающей ее, скажем, от договора купли-продажи, является неизбежность выкупа. Соглашение с владельцем выкупаемой недвижимости возможно, но и отсутствие такового не является препятствием для изъятия. Причем условия выкупа в таком случае устанавливаются инициатором, т.е. государством.

В рамках этой схемы может совершаться ряд коррупционных действий, выражающихся в принятии необоснованного решения о включении земельных участков в перечень изымаемых; в формировании маневренного фонда для предоставления жилых помещений гражданам, которые являлись собственниками изъятых из неравноценного жилья, например, в ветхом жилищном фонде, подлежащем ремонту или сносу; в ненадлежащем формировании перечней земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Федерации или муниципального образования, в целях размещения объектов или развития территорий, прилегающих к этим объектам; в ненадлежащем исчислении убытков, подлежащих возмещению в случае изъятия земель и находящихся на них построек, и т.п.

Во втором параграфе рассматриваются проблемы квалификации незаконных сделок с землей, совершенных путем обмана или злоупотребления доверием. Данная разновидность незаконных действий с землей не имеет такого разнообразия, как совершаемых путем злоупотребления по службе. Их отличием выступает способ совершения, он же представляет и основную сложность для квалификации. Применительно к незаконным сделкам с земельными участками, совершенным мошенническим путем, это означает, что у виновного в результате обмана или злоупотребления доверием появляется документ, позволяющий обратить предмет сделки в свою пользу или пользу третьих лиц. Подобного рода документом может быть договор дарения, завещание, доверенность на реализацию и т.д.

В своем конкретном проявлении мошеннический обман разнообразен по форме и содержанию. Ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности, к юридическим фактам (например, о категории земель) и событиям, качеству, стоимости участка земли, личности виновного, его полномочиям, намерениям. Следует заметить, что последнее обстоятельство наиболее часто встречается в судебной практике и предполагает обман потерпевшего относительно действительных намерений виннового. При этом способ совершения отдельного преступления практически всегда определяется особенностями сделки с землей и заключается в придании ей видимости законности. Как правило, он выражается в подделке документов. Обман может быть соединен с заведомо ложными обещаниями. Заведомо ложные обещания могут восприниматься потерпевшим как истинные намерения только исходя из сложившихся отношений с виновным, другого представить просто достаточно сложно. Потерпевший доверяет мошеннику, а последний пользуется этим, обманывает его. В связи с этим ложные обещания – ни что иное как конкретное проявление злоупотребления доверием.

Злоупотребление доверием достаточно часто встречается в судебной практике по делам о мошенничестве с земельными участками. Мошенниками используются схемы, которые внешне придают сделке законный характер. Например, мошенник заключает с престарелыми одинокими людьми фиктивные договоры ренты (ст. 583 ГК РФ) или пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ).

Следует заметить, что способ данного преступления своеобразен в силу его правовой мимикрии. В силу этого на практике зачастую возникают серьезные проблемы квалификации подобных деяний и их отграничения от правомерных сделок с землей. Отличием мошенничества от гражданской сделки является то, что похитивший имущество его собственником не становится. Хищение не влечет за собой утраты потерпевшим права собственности на земельный участок. Умысел при мошенничестве направлен на незаконное завладение земельным участком. Наиболее типичной схемой, используемой мошенниками, является незаконное завладение земельными участками граждан-землевладельцев. Разновидностью данной схемы выступает незаконное завладение землями сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, других организаций и физических лиц, занимающихся сельскохозяйственной и иной предпринимательской деятельностью. Участниками данной схемы могут быть представители органов местного самоуправления и органов регистрации прав на имущество.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в ходе незаконных сделок с землей может осуществляться как последующая операция после мошенничества либо как самостоятельное преступление, предусмотренное ст. 165 УК РФ. Так, примером последнего может быть получение в собственность или аренду у государства или муниципального образования земли под предлогом их использования для сельского хозяйства с последующей застройкой коммерческой недвижимостью либо перепродажей. В подобных случаях, как правило, также используются подложные документы, необходимые для подтверждения статуса приобретателя, его возможностей и намерений.

В третьем параграфе анализируются проблемы квалификации незаконных сделок с землей, совершенных путем принуждения. Данная разновидность незаконных сделок характеризуется тем, что создается видимость добровольности их совершения одной из сторон. На самом же деле на нее оказывается воздействие путем угрозы применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества либо распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Уголовно-право­вая норма, содержащаяся в ст. 170 УК РФ, имеет гражданско-право­вую основу, исходит из запрета совершения сделки при отсутствии признака добровольности хотя бы у одной из сторон. Принуждение к сделке искажает желание потерпевшего приобрести, изменить или утратить какие-либо гражданские права и обязанности путем подавления его воли преступником. Желаемый потерпевшим результат искажается, он вынужден нести убытки, которые бы не понес, если бы заключал сделку по собственной воле.

Правильная квалификация содеянного в немалой степени зависит от определения социальной направленности деяния, установления круга общественных отношений, которым причинен вред вследствие сделки, совершенной по принуждению. При определении объекта преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, не получившего единообразного толкования в теории уголовного права, надо исходить из сути нарушения – совершения сделки, которая не основана на воле и волеизъявлении одной из ее сторон (см. положение 7, вынесенное на защиту). Автором выделяется и дополнительный объект принуждения к сделке (см. раздел I автореф.).

Виды угроз, указанные в ст. 179 УК РФ, не отражают криминологическую характеристику преступлений, совершаемых с применением угрозы, вообще и принуждения к совершению сделки в частности из-за их ограниченного перечня. По другим уголовно-правовым нормам это упущение законодателя уже отмечалось рядом авторов.

В работе предлагаются правила отграничения принуждения к совершению сделки от вымогательства (см. раздел I автореф.), присвоения и растраты, самоуправства, раскрываются содержание квалифицированных видов рассматриваемого преступления, формулируются предложения по изменению редакции ст. 179 УК РФ (см. раздел I автореф.).

В четвертом параграфе анализируются вопросы квалификации регистрации незаконных сделок с землей. В преступной схеме заключения сделок с землей данное деяние выступает завершающим этапом, значимым звеном в теневом рынке недвижимости вообще и земельных участков в частности, что обусловлено российским законодательством, так как рассматриваемые сделки подлежат государственной регистрации. Регистрация незаконных сделок с землей – это специальное должностное преступление, т.е. деяние, которое может быть совершено лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и только должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками. Исходя из этого, в работе уточнен объект преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ (см. раздел I автореф.).

При определении предмета рассматриваемого преступления следует исходить из характера деяния. Так, при регистрации незаконной сделки с землей таковым будет признаваться Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В качестве предмета преступления при искажении сведений государственного кадастра недвижимости признаются следующие документы: 1) реестр объектов недвижимости – систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах; 2) кадастровые дела – совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости; 3) кадастровые карты – составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории РФ, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. При занижении платежей за землю предметом преступления выступают документы, исходя из которых исчисляются платежи за землю; при занижении арендной платы за землю – договор аренды; при занижении нормативной цены земли – документы, характеризующие стоимость земельного участка, которая определяется с учетом его качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Сделка с земельным участком будет являться незаконной, если при ее заключении были нарушены требования гражданского и земельного законодательства. Функция проверки законности сделки с землей осуществляется независимо от того, влечет ли несоответствие сделки гражданскому и земельному законодательству признание ее недействительной. Должностное лицо, осуществляющее эту функцию, определяет ее соответствие законодательству. Следовательно, суть анализируемого преступления заключается в том, что данное лицо, выявив незаконность сделки, тем не менее осуществляет ее государственную регистрацию.

Это интересно:  Статья 16 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

Искажение сведений государственного кадастра недвижимости, по сути, представляет собой специальный вид подлога. Внесение в документы, в соответствии с которыми определяется облагаемая база земельного налога или размер арендной платы за пользование земельным участком, заведомо ложных сведений, искажающих их подлинное содержание, или подмена данных документов так же, как и в предыдущем случае, образует специальный вид подлога (материального или интеллектуального).

Круг должностных лиц, которые могут нести ответственность за их совершение, различен. За регистрацию заведомо незаконных сделок с землей и искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости субъектом преступления выступает должностное лицо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальных органов, в служебные обязанности которого входит осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведение кадастра. Ответственность за занижение размеров платежей за землю могут нести две группы лиц: во-первых, должностные лица налоговых органов, которые незаконно уменьшили налоговую базу либо незаконно применили налоговые льготы по земельному налогу для отдельных налогоплательщиков; во-вторых, субъектом данного деяния может быть должностное лицо органов исполнительной власти, незаконно уменьшившее размеры арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности.

В работе рассматриваются вопросы соотношения преступлений, предусмотренных ст. 170 и 2853 УК РФ.

В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования, уточняется ряд теоретических положений, формулируются предложения по совершенствованию соответствующих норм уголовного законодательства.

В приложении приводятся анкеты опроса и обобщенные результаты анкетирования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. В изданиях, рекомендованных ВАК

1. Ильин Д.В. Преступные посягательства на порядок оборота земель: понятие и классификация / Д.В. Ильин // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1 (68). – 0,2 п.л.

2. Ильин Д.В. Преступления, нарушающие условия сделок с землей и их регистрации: субъективные признаки / Д.В. Ильин // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 11. – 0,3 п.л.

3. Ильин Д.В. Криминальные схемы завладения землей и правами на нее / Д.В. Ильин // Российский криминологический взгляд. 2010. № 3. – 0,2 п.л.

4. Ильин Д.В. Выявление, пресечение и раскрытие коррупционных преступлений, совершаемых в составе организованных преступных групп с использованием длящегося оперативного эксперимента (на примере г. Орла) / Д.В. Ильин // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. – 0,2 п.л.

5. Ильин Д.В. Уголовно-правовая оценка незаконных сделок с землей / Д.В. Ильин // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2012. № 1. – 0,5 п.л.

II. В других изданиях

6. Ильин Д.В. Уголовно-правовые гарантии законности предоставления земель под строительство олимпийских объектов «Сочи-2014» / Д.В. Ильин // Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Обеспечение эффективного инвестирования, бюджетирования и целевого использования средств при реализации государственных экономических проектов в условиях финансово-экономических кризисов» (апрель 2010 г.) / под общей науч. ред. А.Г. Хабибулина. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. – 0,5.

7. Ильин Д.В. Преступное завладение земельными участками путем обмана или злоупотребления доверием / Д.В. Ильин // Сб. материалов межвузовской научно-практической конференции «Механизмы обеспечения экономической безопасности государства и крупнейших финансово-экономических проектов» (май 2010 г.) / под общей науч. ред. А.Г. Ха-бибулина. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010. – 0,3 п.л.

8. Ильин Д.В. Незаконное завладение землей в ходе легализации преступных доходов / Д.В. Ильин // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых при Академии экономической безопасности МВД России «Инвестиционная безопасность РФ: правовое регулирование и применение экономических мер» / под общ. ред. В.Н. Анищенко. М., 2011. – 0,4 п.л.

9. Ильин Д.В. Земельный участок как предмет сделки и его место в механизме преступления / Д.В. Ильин // Актуальные проблемы права и экономики в XXI веке. Владимир, 2013. – 0, 75 п.л.

10. Ильин Д.В. Незаконные сделки с землей, совершенные путем мошенничества / Д.В. Ильин // Актуальные проблемы взаимосвязи уголовного права и процесса: Сб. материалов Международной заочной научно-практической конференции (Уфа, Институт права БашГУ, 17–18 апреля 2013 г.). Уфа, 2013. – 0,75 п.л.

научная статья по теме О КВАЛИФИКАЦИИ РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «О КВАЛИФИКАЦИИ РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ»

В связи с этим апелляционная инстанция правомерно признала договор мены от 6 февраля 1998 г. недействительным как сделку по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, совершенную истцом, у которого это имущество находилось в хозяйственном ведении, в

нарушение ч. 2 ст. 295 ГК РФ без согласия собственника.

1 Постановление Президиума ВАС РФ № 1125/00 от 18.12.2001 г. // Вестник ВАС РФ. 2002. № 4.

2 Постановление Президиума ВАС РФ № 7833/00 от 05.12.2000 г. // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3.

4 Абрамова М.В. К вопросу о понятии недвижимого имущества // Юрист. 2002. № 4. С. 23.

5 См.: Информационное письмо ВАС РФ от 01.06.2000 г. № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений».

6 Постановление Президиума ВАС РФ № 2061/99 от 12.10.1999 г. // Вестник ВАС РФ. 2000. № 1.

О КВАЛИФИКАЦИИ РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ

М.А. ГОНОВ, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности

Аннотация. В статье приводятся рекомендации по квалификации преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, выявляются юридико-технические недостатки ст. 170 УК РФ и предлагаются варианты их преодоления.

In article recommendations on qualification of crimes in the from registration of illegal transactions with ground will be useful, legal-technical lacks st,170 RF come to light and variants of their overcoming are offered.

Ключевые слова: регистрация незаконных сделок, момент регистрации сделки, оборот недвижимости, незаконно возникшие права (registration of illegal transactions, the moment of registration of the transaction, turn of the real estate, illegally arisen rights).

Из рецензии на статью: «Статья обладает несомненной научной новизной, поскольку в ней приводятся не только рекомендации по квалификации преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, но и выявляются юридико-технические недостатки ст. 170 УК РФ, для преодоления которых вносится конкретное предложение по изменению диспозиции ч. 1 этой статьи уголовного законодательства. Может быть опубликована».

Р.Н. Шумов, зам. нач. кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук

Обращаясь к вопросам квалификации преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, необходимо обратить внимание на то, что состав рассматриваемого преступления является формальным и преступление считается оконченным с момента регистрации незаконной сделки независимо от наступления последствий.

Моментом совершения регистрации является внесение записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ «О государ-

ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в данный реестр. Но несмотря на это, в правоприменительной практике и в научной литературе момент окончания данного преступления определяется не так однозначно.

В частности, бытует мнение, что рассматриваемое преступление оканчивается с момента завершения процедуры государственной регистрации в том

Закон и право 06 • 2009

виде, в каком она предусмотрена Законом1. В соответствии с вышеназванным Федеральным законом процедура государственной регистрации завершается совершением надписей на правоустанавливающих документах и выдачей удостоверений о произведенной государственной регистрации.

По этому поводу А.Т. Булавинцев справедливо замечает, что не следует отождествлять запись в Едином государственном реестре прав о регистрации сделки с земельным участком и свидетельство о регистрации права. Свидетельство только подтверждает проведенную регистрацию в соответствии с указанной в ней датой. Ответ же на вопрос о том, является ли зарегистрированная сделка с земельным участком законной, а также приобрело ли лицо, предъявившее свидетельство, соответствующее право на данный земельный участок, можно получить, лишь обратившись к Единому государственному реестру прав, содержащему соответствующие записи2.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что ст. 170 УК РФ содержит лишь запрет на регистрацию незаконных сделок с землей. В то же время регистрации подлежат далеко не все сделки с землей. К сделкам, подлежащим регистрации, относятся следующие: договор дарения земельного участка, договор ренты земельного участка, договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок один год и более, и договор ипотеки земельного участка.

А в отношении таких сделок с земельными участками, как сделки купли-продажи и мены, в гражданском законодательстве отсутствуют прямые указания о необходимости их государственной регистрации. В данных случаях государственной регистрации подлежит не сделка, а вновь возникшее право собственности на земельный участок. Если при этом указанные сделки купли-продажи и мены будут являться незаконными, то состава преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, исходя из существующей формулировки нормы в таких действиях не будет, поскольку статьей запрещается лишь регистрация заведомо незаконных сделок с земельными участками, а не регистрация прав на земельные участки, в основе которых лежат незаконные сделки с последними.

Выявленное противоречие вызвано тем, что в период работы над проектом Уголовного кодекса РФ действовавший порядок оборота недвижимости предусматривал регистрацию всех без исключения сделок с объектами недвижимого имущества. С принятием Гражданского кодекса РФ данное правило было отменено.

Описанную ситуацию нельзя назвать пробелом права в полном смысле этого слова, поскольку согласно п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации относятся, среди прочего, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Таким образом, в случае совершения умышленных действий по регистрации незаконно возникших прав на земельные участки, если данные деяния были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, данные деяния должны квалифицироваться по ст. 285 УК РФ как злоупотребление должностными полномочиями.

В случае же совершения подобных действий без умысла и корыстной заинтересованности, а вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, такие деяния будут квалифицироваться по ст. 293 УК РФ как халатность.

Если данные деяния не повлекли указанных последствий либо это невозможно доказать, то в соответствии с уголовным законом они не наказываются.

В связи с этим, исходя из целей установления уголовного запрета на совершение регистрации незаконных сделок с землей, регистрация прав на земельные участки, полученных в результате совершения незаконных сделок, также должна запрещаться. В противном случае охраняемой данной уголовно-правовой нормой объект будет защищен не в полной мере. Обрисованная правовая ситуация не раз критиковалась в научной литературе.

Поэтому мы предлагаем внести изменения в ст. 170 УК РФ, направленные на криминализацию действий по регистрации незаконно возникших прав на земельные участки.

1 Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.Э. Жалинский. М., 2005. С. 514.

2 Булавинцев А.Т. Регистрация незаконных сделок с землей: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 130.

Закон и право 06 • 2009

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, likvidaciya-ooo-balashiha.ru, cyberleninka.ru, dislib.ru, naukarus.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector