+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 14 ЗК РФ. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами..

Статья 14 ЗК РФ. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Комментарий к статье 14 ЗК РФ:

Основными законами, регулирующими нормирование допустимой концентрации, являются ФЗ от 09.01.1996 N 3-ФЗ О радиационной безопасности населения» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141); ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»; ФЗ «Об охране окружающей среды». На Правительство РФ возложен контроль за реализацией специальных экологических программ по переработке отработанного ядерного топлива, ввозимого в Россию, и их финансированием.

Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, для различных нужд населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 N 112 (СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 866). Использование таких земель определяется с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия, установленных федеральными законами, регулирующими обеспечение радиационной безопасности населения, меры производственного и общественного контроля, лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

Решение вопросов и регулирование мероприятий по инвентаризации мест и объектов добычи, по транспортировке, переработке, использованию, сбору, хранению и захоронению радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ регламентируются в указанной области также Постановлением Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 20. Ст. 1669) и Инструкцией, разработанной на его основе.

3. В п. 3 комментируемой статьи устанавливается принцип полного возмещения убытков по правилам ст. 57 лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель. В размер возмещения включаются потери, образовавшиеся в связи с досрочным прекращением использования земель, убытки по обязательствам перед третьими лицами, упущенная выгода, затраты по восстановлению качества земель. Помимо этого виновные лица компенсируют затраты на дезактивацию этих земель и затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а в случае перевода загрязненных земель в земли запаса для консервации возмещают правообладателям земельных участков их стоимость. Правила возмещения убытков правообладателям земельных участков утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 (СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843).

Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Комментарий к статье 14 Земельного Кодекса РФ

Основными законами, регулирующими нормирование допустимой концентрации, являются ФЗ от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141); ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»; ФЗ «Об охране окружающей среды». На Правительство РФ возложен контроль за реализацией специальных экологических программ по переработке отработанного ядерного топлива, ввозимого в Россию, и их финансированием.

Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, для различных нужд населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 N 112 (СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 866). Использование таких земель определяется с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия, установленных федеральными законами, регулирующими обеспечение радиационной безопасности населения, меры производственного и общественного контроля, лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

Решение вопросов и регулирование мероприятий по инвентаризации мест и объектов добычи, по транспортировке, переработке, использованию, сбору, хранению и захоронению радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ регламентируются в указанной области также Постановлением Правительства РФ от 12.11.1992 N 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 20. Ст. 1669) и Инструкцией, разработанной на его основе.

3. В п. 3 комментируемой статьи устанавливается принцип полного возмещения убытков по правилам ст. 57 лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель. В размер возмещения включаются потери, образовавшиеся в связи с досрочным прекращением использования земель, убытки по обязательствам перед третьими лицами, упущенная выгода, затраты по восстановлению качества земель. Помимо этого виновные лица компенсируют затраты на дезактивацию этих земель и затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а в случае перевода загрязненных земель в земли запаса для консервации возмещают правообладателям земельных участков их стоимость. Правила возмещения убытков правообладателям земельных участков утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 (СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843).

Статья 14 Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

1. В ЗК 1991г. содержалось правило о том, что в случаях невозможности в ближайшее время восстановить плодородие земель, загрязненных химическими и радиоактивными веществами свыше допустимой концентрации предусматривается консервация таких земель (ст.101). Остальные положения ст.14 Кодекса аналогов в ЗК 1991г. не имеют.

Пункт 1 ст.14 Кодекса устанавливает два обязательных и одно факультативное правовые последствия на случай, если определенная территория подверглась радиоактивному и химическому загрязнению и на ней не обеспечивается производство экологически качественной продукции. Обязательные последствия, которые наступают в таком случае, это: а) ограничение использования загрязненных земель и б) исключение их из категории земель сельскохозяйственного назначения. В необходимых случаях может быть применено и последствие, не являющееся обязательным в силу закона, — перевод загрязненных земель в земли запаса для их консервации (о землях запаса см. ст.103 Кодекса и комментарий к ней).

Императивная норма последнего предложения комментируемого пункта категорически запрещает производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на загрязненных землях. Нарушение данного запрета влечет возникновение правоотношения юридической ответственности в соответствии с правилами ст.74-76 Кодекса.

Это интересно:  Статья 23.7 КоАП РФ. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

2. Оценка характера и уровня радиоактивного и химического загрязнения земель, а также определение показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека или окружающую среду, обусловленного таким загрязнением, осуществляются на основании нормативов, установленных в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения[92], радиационной безопасности и охраны окружающей среды.

Общие правила нормирования в области охраны окружающей среды определяются ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»[93]. Согласно ст.19 указанного Федерального закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности населения осуществляется в соответствии с ФЗ от 09.01.1996г. «О радиационной безопасности населения»[94].

При регулировании отношений по поводу установления порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения объектов на загрязненных землях и проведения на таких землях мелиоративных и культуртехнических работ Правительство РФ, в силу требования п.2 ст.14 Кодекса, обязано руководствоваться нормативами предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов — этом нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем (см. ст.1 ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с требованием п.2 ст.14 Кодекса постановлением Правительства РФ от 27.02.2004г. N 112 утверждены Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения[95].

Правила определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее — загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;

используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;

используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

С целью установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов земельных участков, а также на основании данных государственного мониторинга земель, государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга, мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды и иных наблюдений и исследований организуют специальные обследования.

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

В целях снижения уровня неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, рационального использования и улучшения качества загрязненных земель, состояние которых требует проведения специальных мероприятий и введения ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной и иной деятельности, разрабатываются программы, проекты землеустройства или планы реабилитационных мероприятий, в соответствии с которыми проводятся в зависимости от характера и уровня загрязнения земель мелиоративные, культуртехнические и другие реабилитационные работы.

После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиационному загрязнению, разрабатываются специальные экологические программы в соответствии с ФЗ от 10.07.2001г. «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»[96]. Положение о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 14.06.2002г. N 421[97]. Положение о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 22.09.2003г. N 588.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает принцип полного возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее невозможность их использования по целевому назначению или ухудшения их качества.

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства осуществляется по правилам ст.57 и 58 Кодекса (см. указанные статьи и комментарии к ним). Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц утверждены постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. N 262[98] в соответствии с требованием ст.57 Кодекса.

Это интересно:  Статья 20.26 КоАП РФ. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по согласованию с Минэкономразвития РФ и Минимуществом РФ.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Порядок возмещения потерь лесного хозяйства утверждается Правительством РФ. Целесообразно иметь в виду, что Правила возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) при изъятии земель лесного фонда, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.12.2002г. N 887[99], утратили силу одновременно с утверждением постановлением Правительства РФ от 17.11.2004г. N 647 Правил расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий[100].

Помимо возмещения названных убытков и потерь лица, деятельность которых повлекла указанные в п.3 ст.14 Кодекса последствия, обязаны: а) компенсировать затраты, связанные с дезактивацией загрязненных земель, с приведением их в состояние, пригодное для использования по целевому назначения, или б) возместить собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость. При этом возмещение стоимости земельных участков, как следует из буквального толкования нормы, осуществляется только в случае перевода соответствующих загрязненных земель в земли запаса для консервации (см.: комментарий к п.2 ст.14; ст.103 Кодекса и комментарий к ней).

Субъектами юридической ответственности, предусмотренной в комментируемом пункте, могут быть граждане и юридические лица. Их ответственность наступает независимо от того, повлекла загрязнение земель предпринимательская или иная деятельность указанных лиц.

Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.
3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями статьи 57 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Комментарий к статье 14 ЗК РФ

Предупреждение и ликвидация радиоактивного загрязнения земель регулируется в ФЗ от 9 января 1996 года «О радиационной безопасности населения» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.141), в котором предусматриваются: принципы обеспечения радиационной безопасности; мероприятия, производственный и общественный контроль по обеспечению радиационной безопасности; государственное нормирование и лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

В регулировании предупреждения и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения земель участвуют ФЗ от 10 июля 2001 года «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст.2947), от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 апреля 1999 года «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст.2208), ФЗ от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ФЗ от 10 июля 2001 года N 92-ФЗ предусматривается порядок использования средств, полученных от завоза из-за рубежа и переработки отработанного ядерного топлива, а на Правительство РФ возложены определение порядка и сроков разработки специальных экологических программ, очередности их финансирования; разработка и обеспечение выполнения федеральных специальных программ; определение лимитов на ежегодно ввозимые в Россию облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов; осуществление контроля за реализацией специальных экологических программ.

Принимались постановления Правительства РФ от 27 февраля 2004 года N 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов», от 23 февраля 1994 года N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (САПП. 1994. N 10. Ст.779) и от 2 октября 2002 года N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» (СЗ РФ. 2002. N 47. Ст.4676).

Субъекты РФ разрабатывают и реализуют специальные экологические программы (с участием органов местного самоуправления), согласовывают порядок и очередность финансирования специальных экологических программ. На Федеральное Собрание, в том числе на Счетную палату РФ, возложен контроль за поступлением и использованием соответствующих средств целевого бюджетного фонда.

В федеральном законодательстве предусматриваются меры охраны и ограниченного использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению в результате чернобыльской катастрофы в 1986 году, аварии на производственном объединении «Маяк» в Челябинской области в 1957 году (см.: Е.А.Белокрылова. Комментарий к Федеральному закону «Об уничтожении химического оружия». 2008).

Минздрав России 7 февраля 1999 года утвердил Методические указания «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест. МУ 2.1.7.730-99», где устанавливается безвредная для человека, предельно допустимая концентрация химического вещества в почве.

Это интересно:  Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

Консультации и комментарии юристов по ст 14 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 14 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 14 ЗК РФ. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами..

AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX — EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.»> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению

Согласно ст. 14 ЗК РФ з емли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат

1) обязательные последствия:

    • ограничению в использовании,
    • исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения;

2) факультативное последствие:

    • могут переводиться в земли запаса для их консервации.

Порядок использования таких земель, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия (см. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов»).

Правила, утвержденные ППРФ от 27 февраля 2004 г. N 112, определяют порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и (или) химическому загрязнению (далее — загрязненные земли), проведения на них мелиоративных, культуртехнических работ и других реабилитационных мероприятий, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, в том числе находящихся на стадии строительства.

Загрязненные земли в зависимости от характера и уровня загрязнения или показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением:

    • переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;
    • используются по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности с целью обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции;
    • используются по целевому назначению без установления особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, если уровень загрязнения и показатели неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением, не превышают установленные нормативы.

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом результатов специальных обследований в зависимости от характера и уровня загрязнения, а также показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны . Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

После завершения рекультивационных и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании данных специальных обследований федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший решение о введении ограничений, связанных с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, принимает решение о дальнейшем использовании восстановленных земель в соответствии с требованиями градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, природоохранных нормативов и правил.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиационному загрязнению, разрабатываются специальные экологические программы в соответствии со следующими НПА:

    • ФЗ от 10.07.2001 г. » О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории » ;
    • Положением о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 г. N 421;
    • Положением о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 22.09.2003 г. N 588.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Кодекса лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества,

    1. полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 Кодекса, а также
    2. компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или
    3. возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Иными словами, установлен принцип полного возмещения убытков лицами, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее невозможность их использования по целевому назначению или ухудшения их качества .

Субъектами юридической ответственности, предусмотренной в п. 3 ст. 14 Кодекса, могут быть граждане и юридические лица. Их ответственность наступает независимо от того, повлекла загрязнение земель предпринимательская или иная деятельность указанных лиц.

Статья написана по материалам сайтов: zemkod.ru, www.gk-rf.ru, law.wikireading.ru, ozkrf.ru, jurkom74.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector