+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

Комментарий к Ст. 144 ТК РФ

1. Установление в бюджетных учреждениях федерального, регионального и муниципального уровней различных систем оплаты труда работников (в том числе и тарифных систем) путем коллективно-договорного и локального регулирования влечет соблюдение определенных требований.

2. В числе таких требований — учет положений соответствующих нормативных правовых актов (РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления), положений ЕКТС и ЕКС, государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

3. Минимальный уровень оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, обеспечиваемый за счет средств соответствующего бюджета, не может быть ниже базового уровня оплаты труда, устанавливаемого Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам работников.

4. Определение профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения к ним профессий рабочих и должностей служащих возложено на Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2898).

5. Правительство РФ в Постановлении от 22 сентября 2007 г. N 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4893) предусматривало для лиц, указанных в данном документе, введение в период с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. новых систем оплаты труда.

Для реализации положений данного документа должен был быть принят целый ряд нормативных правовых актов, однако многие из таких актов приняты не были.

6. С 1 декабря 2008 г. действует Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3852).

7. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г., утвердив Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, возложило на Минздравсоцразвития России обязанность принять ряд нормативных правовых актов по вопросам введения новых систем оплаты труда и дать разъяснения по этим вопросам.

8. Действуют следующие основные Приказы Минздравсоцразвития России:

— от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 3);

— от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 2);

— от 27 августа 2008 г. N 450н «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда работающих в них и в их территориальных органах работников» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 14 августа 2008 г. N 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10);

— от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 10);

— от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 29 мая 2008 г. N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 7);

— от 8 апреля 2008 г. N 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 6);

— от 14 августа 2008 г. N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной формы» (Бюлл. трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10) и др.

9. Федеральные государственные органы и учреждения — главные распорядители средств федерального бюджета утверждают по согласованию с Минздравсоцразвития России:

— перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений;

— примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утв. Минздравсоцразвития России.

10. Минздравсоцразвития России своими приказами утвердило профессиональные квалификационные группы по отдельным группам должностей в зависимости от сферы экономической деятельности.

11. Необходимо отметить, что регулирование вопросов оплаты труда ряда категорий работников бюджетного сектора экономики (федеральных государственных гражданских служащих, судей, прокурорских работников и др.) происходит по особым правилам, устанавливаемым нормативными правовыми актами различного уровня (федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ), при отсутствии в целом какой-либо упорядоченной системы.

Второй комментарий к Статье 144 Трудового кодекса

1. Изменено название статьи и ее содержание. В прежней редакции статья предусматривала право всех работодателей устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. В ней также закреплялся порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета.

В новой редакции данная статья предусматривает порядок установления как систем оплаты, так и стимулирования труда, но только работников государственных и муниципальных учреждений. О порядке установления тарифных систем оплаты и стимулирования труда работников государственных и муниципальных учреждений говорится и в ст. 143, в соответствии с которой эти системы устанавливаются для работников федеральных государственных учреждений Правительством РФ, государственных учреждений субъектов РФ — органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений — органами местного самоуправления.

Статья 144 предусматривает, что системы оплаты и стимулирования труда (в том числе тарифные системы оплаты и стимулирования труда) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами (федеральными и субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами. Представляется, что содержание указанных двух статей не согласуется и не дает ответа на вопрос, что же устанавливается Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, а что — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Данная статья закрепляет ряд гарантий для работников государственных и муниципальных учреждений. К ним относятся общие для всех работников государственные гарантии по оплате труда, закрепленные в ТК РФ, и дополнительные: заработная плата указанных работников не может быть ниже базовых окладов, ставок соответствующих квалификационных групп, установленных Правительством РФ. Это означает, что Правительство должно устанавливать определенный минимальный размер ставки (оклада), обязательный как для субъектов РФ, так и органов местного самоуправления. Поскольку устанавливать размеры ставок (окладов) ниже этого размера закон запрещает, то на соответствующем уровне он может либо совпадать с установленным Правительством РФ, либо превышать его.

Это интересно:  Статья 19.2 Основ. Лица, обеспечивающие деятельность нотариуса

3. Впервые в оборот правового регулирования вводится новое понятие «профессиональные квалификационные группы». Однако законодатель указывает лишь на самые общие признаки данного понятия и делегирует федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, установить критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к соответствующим профессиональным квалификационным группам.

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

СТ 144 ТК РФ.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников
государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые
должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным
группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может
быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных
квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы,
установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

  • федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;
  • государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий
рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате
труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов
(объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей
служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню
квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной
деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих
и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса РФ

1. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов РФ, на уровне субъектов РФ — также и нормативные правовые акты субъектов РФ, а на муниципальном уровне — и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений устанавливаются в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

3. Часть 2 комментируемой статьи вводит понятие базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные Правительством РФ базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 5 комментируемой статьи: это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. N 525. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, приняли около 40 актов, утверждающих профессиональные квалификационные группы должностей работников разных сфер.

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарии к ст. 144 ТК РФ

1. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. указанным Постановлением.

Названное Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, а также на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с п. п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Это интересно:  Статья 363 КАС РФ. Порядок разрешения судом иных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

2. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 425н утв. Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений.

Приказом Минздравсоцразвития России

от 14 августа 2008 г. N 425н

ПО РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ — ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ

СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЛАТЕ

ТРУДА РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

3. В настоящее время порядок введения новых систем оплаты труда регламентируется Приказами Минздравсоцразвития России:

касающимися оплаты труда руководителей федеральных бюджетных учреждений:

от 27 ноября 2008 г. N 666н «Об утверждении разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера»; от 2 апреля 2008 г. N 158н «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»; от 8 апреля 2008 г. N 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»;

утверждающими состав профессиональных квалификационных групп:

от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»; от 6 августа 2007 г. N 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»; от 31 августа 2007 г. N 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»; от 14 марта 2008 г. N 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии»; от 31 марта 2008 г. N 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг»; от 29 апреля 2008 г. N 201н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов»; от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»; от 5 мая 2008 г. N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»; от 12 мая 2008 г. N 225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта»; от 21 мая 2008 г. N 235н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников военизированной и сторожевой охраны»; от 27 мая 2008 г. N 241н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов»; от 27 мая 2008 г. N 242н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»; от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»; от 29 мая 2008 г. N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»; от 6 июня 2008 г. N 262н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников геологии и разведки недр»; от 7 июня 2008 г. N 264н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников государственных природных заповедников и национальных парков»; от 30 июня 2008 г. N 303н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников гидрометеорологической службы»; от 3 июля 2008 г. N 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок»; от 17 июля 2008 г. N 339н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства»; от 18 июля 2008 г. N 341н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников телевидения (радиовещания)»; от 18 июля 2008 г. N 342н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников печатных средств массовой информации»; от 24 июля 2008 г. N 350н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников государственного материального резерва»; от 28 июля 2008 г. N 357н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников ведомственной охраны Минфина России»; от 28 июля 2008 г. N 358н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России»; от 30 июля 2008 г. N 364н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих пробирный надзор»;

утверждающими перечни видов выплат стимулирующего и компенсационного характера:

от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»; от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».

4. В настоящее время установлены следующие профессиональные квалификационные группы должностей работников и руководителей.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 402н.

Профессиональная квалификационная группа должностей работников культурно-просветительных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 401н.

Профессиональная квалификационная группа должностей специалистов и руководителей структурных подразделений (маяков, групп, партий, участков, станций, телеуправляемых подводных аппаратов и других) вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 400н.

Профессиональные квалификационные группы должностей и профессий командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 399н.

Профессиональная квалификационная группа должностей работников учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Министерства обороны Российской Федерации третьего уровня, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 398н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников Студии военных художников имени М.Б. Грекова и Военно-художественной студии писателей Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 397н.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 396н.

Профессиональные квалификационные группы должностей и профессий работников уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 395н.

Профессиональные квалификационные группы должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 394н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников воздушного транспорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 393н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 392н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников морского транспорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 391н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников лесного хозяйства, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 390н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 389н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, осуществляющих пробирный надзор, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 июля 2008 г. N 364н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2008 г. N 358н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников ведомственной охраны Минфина России, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2008 г. N 357н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников государственного материального резерва, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24 июля 2008 г. N 350н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников печатных средств массовой информации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 июля 2008 г. N 342н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников телевидения (радиовещания), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 июля 2008 г. N 341н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников сельского хозяйства, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 июля 2008 г. N 339н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников сферы научных исследований и разработок, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2008 г. N 305н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников гидрометеорологической службы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 июня 2008 г. N 303н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников государственных природных заповедников и национальных парков, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июня 2008 г. N 264н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников геологии и разведки недр, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 6 июня 2008 г. N 262н.

Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 248н.

Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 247н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2008 г. N 242н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2008 г. N 241н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников военизированной и сторожевой охраны, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 мая 2008 г. N 235н.

Это интересно:  Статья 397 ГПК РФ. Определение суда о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

Профессиональные квалификационные группы должностей работников физической культуры и спорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2008 г. N 225н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н.

Профессиональные квалификационные группы должностей гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 апреля 2008 г. N 201н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2008 г. N 149н.

Профессиональные квалификационные группы профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 г. N 121н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570.

Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526.

5. Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 424н.

6. Приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н утв. Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

См. также Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 248н.

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Ст 144 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

  • федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;
  • государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 144 ТК РФ:

1. Ст 144 ТК РФ посвящена системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Работников государственных и муниципальных учреждений следует отличать от государственных гражданских служащих, которые проходят службу в государственных органах, и от муниципальных служащих, проходящих службу в муниципальных органах. Условия оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих определены специальными законами: Законом о государственной гражданской службе (ст. ст. 50, 51) и Законом о муниципальной службе.

2. Части 1 и 2 статьи 144 ТК РФ уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила — закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наряду с общими правилами для указанной категории работников устанавливаются специальные требования. Системы оплаты труда работников учреждений должны устанавливаться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, определяющими условия оплаты их труда и принимаемыми на соответствующем уровне. При их разработке учитываются единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии (см. коммент. к ст. 135) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Надо отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере до последнего времени не создавались.

3. Применяя ст 144 ТК РФ следует учитывать, что для работников учреждений установлена дополнительная гарантия — базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы для каждой профессиональной квалификационной группы. Заработная плата каждого работника, отнесенного к определенной профессиональной квалификационной группе, не может быть ниже установленных базовых величин. При установлении базовых окладов будет учтено различие между профессиональными квалификационными группами и установлены обоснованные соотношения между размером заработной платы отдельных групп профессий с учетом сложности труда и других факторов.

Базовые оклады будут установлены Правительством РФ, а перечень профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

4. Особенности установления систем оплаты труда для работников учреждений предопределяют характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта. Учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени связаны предписаниями нормативных правовых актов, нежели работодатели реального сектора экономики. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере.

Трудовой кодекс ( ст 144 ТК РФ 2018 )

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья написана по материалам сайтов: sttkrf.ru, www.trudkod.ru, rulaws.ru, trud-kodeks.ru, www.assessor.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector