+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 15.26 КоАП РФ. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

Новая редакция Ст. 15.26 КоАП РФ

1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), —

влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 15.26 КоАП РФ

См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2007. N 1. Ст. 10.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Этот запрет превращает банки в коммерческие юридические лица со специальной компетенцией, поскольку они могут совершать только те операции и сделки, которые прямо предусмотрены законом, либо обеспечивающие операции и сделки. Установленный действующим законодательством запрет имеет чисто экономический аспект, так как в данном случае решается проблема о допустимости или недопустимости смешивания промышленного и финансового капитала.

В статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», где содержится данный запрет, речь идет не о фактическом осуществлении деятельности, а о ее юридическом оформлении. Кредитная организация не вправе от своего имени и за свой счет заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью, т.е. осуществлять ее непосредственно.

Однако действующее законодательство не запрещает кредитной организации создавать дочерние и зависимые общества, осуществляющие указанные виды деятельности. Тем самым кредитная организация получает возможность выполнять запрещенные виды деятельности опосредованно, владея частью уставного капитала хозяйственного общества. С правовых позиций такая деятельность будет вполне законной.

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

— максимальный размер крупных кредитных рисков;

— нормативы ликвидности кредитной организации;

— нормативы достаточности собственных средств (капитала);

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Интересным представляется факт наличия коллизии в некоторых нормах КоАП и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». За нарушение организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований в соответствии с ч. 2 ст. 15.26 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. В случае если подобные действия создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), то размер административного штрафа согласно ч. 3 комментируемой статьи увеличивается до сорока тысяч и даже пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 15.26 КоАП).

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрены иные меры ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, в том числе предписаний Банка России.

За нарушение кредитной организацией законодательства РФ, в том числе предписаний Банка России, а также за непредставление или представление недостоверной информации, Банк России в порядке ст. 74 названного Закона имеет право наложить на кредитную организацию штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала. Если же предписания ЦБ РФ не были выполнены в срок либо совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе применять санкции к кредитной организации в виде штрафа в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала

В качестве аргументов в поддержку применения ст. 15.26 КоАП, как правило, приводятся следующие суждения:

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не может устанавливать административную ответственность, поскольку законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. При этом нельзя рассматривать ответственность по ст. 74 указанного Закона как специальную публично-правовую санкцию, поскольку аналогичный состав уже предусмотрен в КоАП, устанавливающем административный вид ответственности.

Другим обстоятельством, подтверждающим неприменение норм ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» служит ужесточение им административной ответственности. Между тем в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. То есть распространяется в том числе на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Таким образом, для ужесточения ответственности требовалось внести изменения в КоАП, а не принимать другой законодательный акт, вступающий в противоречие с административным кодексом. Даже в случае внесения соответствующих изменений в КоАП ужесточение наказания не могло бы иметь обратной силы.

Другой комментарий к Ст. 15.26 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются установленные действующим законодательством правила осуществления банковской деятельности.

Банковская деятельность представляет собой систему постоянно осуществляемых коммерческими банками и иными кредитными организациями сделок и операций, установленных действующим законодательством.

Действующее законодательство предусматривает целую систему правил, определяющих надлежащую деятельность кредитных организаций. В качестве специальных банковских законов выступает Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности».

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 настоящей статьи, характеризуется действием и выражается в осуществлении кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности.

В Федеральном законе о банках и банковской деятельности сформулирован запрет на осуществление производственной, торговой и страховой деятельности кредитными организациями.

Это означает, что провозглашение какого-либо юридического лица кредитной организацией предполагает ограничение его правоспособности. Этот запрет превращает банки в коммерческие юридические лица со специальной компетенцией, поскольку они могут совершать только те операции и сделки, которые прямо предусмотрены законом, либо обеспечивающие операции и сделки. Установленный действующим законодательством запрет имеет чисто экономический аспект, так как в данном случае решается проблема о допустимости или недопустимости смешивания промышленного и финансового капитала.

В статье 5 Закона о банках и банковской деятельности, где содержится данный запрет, речь идет не о фактическом осуществлении деятельности, а о ее юридическом оформлении. Кредитная организация не вправе от своего имени и за свой счет заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью, т.е. осуществлять ее непосредственно.

Однако действующее законодательство не запрещает кредитной организации создавать дочерние и зависимые общества, осуществляющие указанные виды деятельности. Тем самым кредитная организация получает возможность выполнять запрещенные виды деятельности опосредованно, владея частью уставного капитала хозяйственного общества. С правовых позиций такая деятельность будет вполне законной.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, выражается в следующих деяниях (действии или бездействии): нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов; нарушение кредитной организацией иных обязательных требований.

Это интересно:  Статья 17.1 КоАП РФ. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

4. В соответствии со ст.61 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций (см. Указание ЦБ РФ от 24 июля 1999 г. «О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, а также для кредитных организаций, ходатайствующих об изменении вида с небанковской кредитной организации на банк»); предельный размер неденежной части уставного капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); нормативы достаточности капитала; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения и т.д.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ Банк России издал Инструкцию «О порядке регулирования деятельности банков» от 1 октября 1997 г. Данная Инструкция содержит детальные требования применительно к порядку расчета и содержания отдельных экономических нормативов.

5. Часть 3 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.2, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). В данном случае имеет место материальный состав. Правонарушение считается оконченным, если создана реальная угроза интересам кредиторов (вкладчиков).

6. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

7. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются кредитные организации.

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом о банках и банковской деятельности.

Среди кредитных организаций различаются банки и небанковские кредитные организации.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом о банках и банковской деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Статья 15.26 КоАП РФ. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), —

влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 15.26 КОАП РФ

1. Правовые основы функционирования банковской системы в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ (с изм. и доп.)). В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Кредитными организациями являются создаваемые на основе любой формы собственности в форме хозяйственных обществ юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности имеют право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять предусмотренные законом банковские операции. Статья 5 указанного Федерального закона определяет виды операций.

2. В зависимости от объема совершения банковских операций кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Банки имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются для них Банком России.

3. Наряду с банковскими операциями кредитные организации вправе осуществлять также выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, приобретать право требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ, предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам для хранения документов и ценностей специальные помещения или находящиеся в них сейфы, осуществлять лизинговые операции, а также оказывать консультационные и информационные услуги.

Кредитные организации вправе осуществлять и иные сделки, поскольку это соответствует законодательству РФ, однако на осуществление ими производственной, торговой и страховой деятельности ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлен запрет, нарушение которого образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи.

4. Перечень обязательных нормативов, устанавливаемых Банком России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, закреплен в ст. 62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.).

5. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют нарушения перечисленных обязательных нормативов, а также нарушение иных обязательных для исполнения требований, устанавливаемых Банком России (см., например, ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

6. В случаях если нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований создает реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), в ч. 3 комментируемой статьи установлена повышенная ответственность.

Под реальной угрозой интересам кредиторов (вкладчиков) может пониматься ухудшение финансового положения кредитной организации, в результате которого становится затруднительным исполнение кредитной организацией своих обязанностей по возврату вкладов либо по выполнению иных обязательств, предусмотренных законом или договором.

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются кредитные организации. Административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, совершаются с прямым умыслом. В отношении последствий, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, возможна также вина в форме косвенного умысла или неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют уполномоченные должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 15.26 КоАП РФ. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

Текущая редакция ст. 15.26 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности —
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), —
влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 15.26 КоАП РФ

1. Правовые основы функционирования банковской системы в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ (с изм. и доп.)). В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Кредитными организациями являются создаваемые на основе любой формы собственности в форме хозяйственных обществ юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности имеют право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять предусмотренные законом банковские операции. Статья 5 указанного Федерального закона определяет виды операций.

Это интересно:  Похищение человека. Комментарии адвоката по уголовным делам — Статьи и очерки по уголовному праву

2. В зависимости от объема совершения банковских операций кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Банки имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются для них Банком России.

3. Наряду с банковскими операциями кредитные организации вправе осуществлять также выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, приобретать право требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ, предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам для хранения документов и ценностей специальные помещения или находящиеся в них сейфы, осуществлять лизинговые операции, а также оказывать консультационные и информационные услуги.

Кредитные организации вправе осуществлять и иные сделки, поскольку это соответствует законодательству РФ, однако на осуществление ими производственной, торговой и страховой деятельности ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлен запрет, нарушение которого образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи.

4. Перечень обязательных нормативов, устанавливаемых Банком России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, закреплен в ст. 62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.).

5. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют нарушения перечисленных обязательных нормативов, а также нарушение иных обязательных для исполнения требований, устанавливаемых Банком России (см., например, ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

6. В случаях если нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований создает реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), в ч. 3 комментируемой статьи установлена повышенная ответственность.

Под реальной угрозой интересам кредиторов (вкладчиков) может пониматься ухудшение финансового положения кредитной организации, в результате которого становится затруднительным исполнение кредитной организацией своих обязанностей по возврату вкладов либо по выполнению иных обязательств, предусмотренных законом или договором.

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются кредитные организации. Административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, совершаются с прямым умыслом. В отношении последствий, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, возможна также вина в форме косвенного умысла или неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют уполномоченные должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 15.26 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 15.26 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 15.26 КоАП РФ. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (действующая редакция)

1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), —

влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15.26 КоАП РФ

Запрет на осуществление кредитной организацией производственной, торговой и страховой деятельности установлен ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Применительно к ст. 209 Трудового кодекса РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

2. Обязательные нормативы, устанавливаемые Банком России для кредитных организаций, определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

К указанным нормативам относятся:

— минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка (ст. 63 указанного Федерального закона);

— предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (ст. 64);

— максимальный размер крупных кредитных рисков (ст. 65);

— нормативы ликвидности кредитной организации (ст. 66);

— нормативы достаточности собственных средств (капитала) (ст. 67);

— размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков (ст. 68);

— минимальный размер резервов, создаваемых под риски (ст. 69);

— нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц (ст. 70);

— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) (ст. 71 рассматриваемого Федерального закона).

Указанные обязательные нормативы могут устанавливаться Банком России для банковских групп.

3. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи к иным обязательным требованиям, устанавливаемым Банком России, относятся методики определения собственных средств (капитала), активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из указанных обязательных нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами. Согласно ст. 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.

В целях определения величины собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.

К иным обязательным требованиям, устанавливаемым Банком России и упомянутым в ч. 2 комментируемой статьи, относятся предписания Банка России кредитным организациям об устранении выявленных в их деятельности нарушений. Указанные предписания принимаются по результатам проверки деятельности кредитных организаций и обусловлены функциями Банка России в области банковского надзора (см. ст. 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

4. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

Исчерпывающий перечень санкций, применяемых Банком России к кредитным организациям в случае невыполнения ими в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершенные кредитной организацией операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), определен ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Это интересно:  Статья 214 ук рф вандализм

Согласно ст. 75 указанного Федерального закона в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), наряду с указанными санкциями Банк России вправе по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Согласно п. 1.5 вышеназванного Положения нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом.

Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

В соответствии с п. 7.1 вышеназванного Положения нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, после регистрации в Банке России должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации нормативных актов федеральных министерств и ведомств.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, вступают в силу после государственной регистрации в Минюсте России и опубликования в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Распорядительные акты, выносимые Банком России применительно к выявленному факту правонарушения кредитной организации, в том числе и предусматривающие применение санкций к нарушителям (см. п. 4 комментария к данной статье), не относятся к нормативным правовым актам.

Распорядительные акты Банка России, так же как и принимаемые им нормативные акты, обязательны для исполнения кредитной организацией.

7. Согласно п. 2 письма ЦБ России от 2 июля 2002 г. N 84-Т «О Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 15.26 КоАП вводит особый состав административного правонарушения — нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

В ст. 15.26 КоАП не выделяются специальные субъекты административной ответственности. С учетом п. 2 и 3 ст. 2.1, ст. 2.4 и п. 1 ст. 2.10 КоАП ст. 15.26 КоАП может применяться как к кредитным организациям, так и к должностным лицам кредитных организаций.

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

Статья 15.26. КоАП РФ. Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности

1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности

  • влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков)

  • влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 15.26 КОАП РФ

1. Правовые основы функционирования банковской системы в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ (с изм. и доп.)). В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Кредитными организациями являются создаваемые на основе любой формы собственности в форме хозяйственных обществ юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности имеют право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять предусмотренные законом банковские операции. Статья 5 указанного Федерального закона определяет виды операций.

2. В зависимости от объема совершения банковских операций кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Банки имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются для них Банком России.

3. Наряду с банковскими операциями кредитные организации вправе осуществлять также выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, приобретать право требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ, предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам для хранения документов и ценностей специальные помещения или находящиеся в них сейфы, осуществлять лизинговые операции, а также оказывать консультационные и информационные услуги.

Кредитные организации вправе осуществлять и иные сделки, поскольку это соответствует законодательству РФ, однако на осуществление ими производственной, торговой и страховой деятельности ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлен запрет, нарушение которого образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи.

4. Перечень обязательных нормативов, устанавливаемых Банком России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, закреплен в ст. 62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.).

5. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют нарушения перечисленных обязательных нормативов, а также нарушение иных обязательных для исполнения требований, устанавливаемых Банком России (см., например, ст. 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

6. В случаях если нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований создает реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), в ч. 3 комментируемой статьи установлена повышенная ответственность.

Под реальной угрозой интересам кредиторов (вкладчиков) может пониматься ухудшение финансового положения кредитной организации, в результате которого становится затруднительным исполнение кредитной организацией своих обязанностей по возврату вкладов либо по выполнению иных обязательств, предусмотренных законом или договором.

7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются кредитные организации. Административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, совершаются с прямым умыслом. В отношении последствий, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, возможна также вина в форме косвенного умысла или неосторожности.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют уполномоченные должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, rulaws.ru, okoaprf.ru, www.zakonrf.info, consultant-mos.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector