+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 359 ТК РФ. Независимость государственных инспекторов труда

Текущая редакция ст. 359 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону .

Комментарий к статье 359 ТК РФ

Положения комментируемой статьи призваны гарантировать государственному инспектору труда возможность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ТК РФ и иных нормативных актов без какого-либо вмешательства в нее и воздействия на инспектора. В своей деятельности он руководствуется исключительно собственным убеждением, построенным на основе правовых норм и практики их реализации. Любое воздействие на инспектора со стороны его коллег или руководителей, а также третьих лиц является нарушением общего принципа деятельности федеральной инспекции труда — принципа независимости.

В целях обеспечения независимости государственного инспектора труда закон гарантирует ему защиту государства, при этом положения комментируемой статьи не предусматривают порядка реализации такой защиты при осуществлении профессиональной деятельности. В частности, на государственного инспектора распространяют свое действие общие нормы о порядке защиты прав и законных интересов. В то же время он может отказаться от исполнения незаконного приказа вышестоящего руководителя, непосредственно направленного на принятие инспектором того или иного решения.

Реализация принципа независимости государственных инспекторов труда обусловлена реализацией принципа самостоятельности их деятельности, т.е. инспектор не должен и не может получать каких-либо руководящих указаний вышестоящего руководителя, а также согласовывать принятое им решение с иными должностными лицами Роструда и ее территориальных органов. Государственный инспектор самостоятельно принимает решение по вопросам, отнесенным к его компетенции, и несет персональную ответственность за законность и обоснованность такого решения.

Независимость государственных инспекторов труда проявляется в следующих аспектах:
— при осуществлении должностных обязанностей инспектор руководствуется только Конституцией РФ и федеральными законами, следует им и применяет их точно и неуклонно;
— устанавливая фактические обстоятельства нарушения норм трудового законодательства, оценивая доказательства и принимая решение по выявленным фактам и обстоятельствам, инспектор действует по своему внутреннему убеждению, по своей совести;
— никто не может допускать вмешательства в порядок деятельности государственного инспектора труда, понуждать его к принятию того или иного решения.

Консультации и комментарии юристов по ст 359 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 359 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 359 ТК РФ. Независимость государственных инспекторов труда

Новая редакция Ст. 359 ТК РФ

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Комментарий к Статье 359 ТК РФ

Если работодатель нарушает права своего сотрудника, то последнему не стоит терпеть столь возмутительное» поведение своего начальника, а надо требовать восстановление справедливости. Благо Кодекс предоставляет работникам несколько способов защиты своих нарушенных прав.

Если работодатель откажется выполнять законные требования сотрудника, то, как один из вариантов, работнику следует написать заявление в комиссию по трудовым спорам или в профсоюз. Напомним, что если же работник не согласится и с их решениями, он может обратиться в суд (см. комментарий к ст. 391 ТК).

Возможен и иной порядок действий. Со своей жалобой работник вправе сразу же обратиться в федеральную инспекцию труда. При этом работнику не стоит опасаться «репрессий» со стороны работодателя.

Во-первых, потому, что инспекторы являются полномочными представителями государства, находятся под его защитой, независимы в своих действиях и подчиняются только закону.

Это интересно:  Превышение самообороны статья 108 УК РФ: срок за убийство в 2019 году

Во-вторых, если работника останавливают возможные неблагоприятные для него последствия такого обращения, то он может заранее попросить инспекторов не сообщать, кто именно пожаловался на руководителя. Если в ходе проверки подтвердятся изложенные в жалобе факты, то инспекция заставит работодателя устранить их, а заодно и привлечет его к ответственности (ст. ст. 356, 357, 362 ТК).

Другой комментарий к Ст. 359 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Для надлежащей реализации государственными инспекторами труда своих прав и исполнения своих обязанностей государство должно обеспечить их независимость от работодателей и местных властей. Обеспечению независимости инспекторов труда уделяется особое внимание в Конвенции МОТ N 81.

Конвенция устанавливает, что персонал инспекции должен состоять из государственных служащих, статус и условия работы которых обеспечивают стабильность занятия ими должности и делают их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. При этом инспекторам труда запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем.

2. Несмотря на то что государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей являются представителями государства, они не зависят от изменений в политической обстановке, состава правительства и продолжают исполнять свои обязанности, невзирая на кадровые изменения, происходящие среди лиц, замещающих государственные должности.

Прохождение государственными инспекторами труда федеральной государственной гражданской службы обеспечивает их независимость от органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 Конвенции МОТ N 81 компетентный орган власти (применительно к условиям России — Федеральная служба по труду и занятости) должен предоставить для нужд инспекции труда местные бюро (служебные помещения), оборудованные в соответствии с нуждами инспекционной службы и доступные для всех заинтересованных лиц, и транспортные средства, необходимые для осуществления их функций (при отсутствии общественного транспорта). Инспекторам труда должны возмещаться все расходы по передвижению и иные расходы, произведенные в служебных целях.

3. Независимость государственных инспекторов труда от работодателей обеспечивается их защитой со стороны государства и системой ограничений (см. п. 5 комментария к ст. 358 ТК РФ).

Защите государственных инспекторов труда служит установление ответственности за воспрепятствование их деятельности (см. ст. 363 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Комментарий к статье 359 Трудового Кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит принципиальные положения, обязательные для соблюдения всеми государственными органами и должностными лицами, и конкретизирует применительно к государственным инспекторам труда принцип независимости, закрепленный в отношении федеральной инспекции труда в ст. 355 ТК (см. комментарий к ней).

Закрепленное в комментируемой статье положение о независимости государственных инспекторов труда при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда является, по существу, правовым принципом, обязательным для всех должностных лиц федеральной инспекции труда.

Независимость государственных инспекторов труда заключается в том, что, реализуя свои надзорно-контрольные полномочия, они руководствуются только Конституцией РФ, трудовым законодательством и иными федеральными законами, действуя исключительно в рамках прав и обязанностей, установленных законодательством РФ.

2. Для надлежащей реализации государственными инспекторами труда предоставленных полномочий и эффективного исполнения своих обязанностей государство должно обеспечить их независимость от любого нежелательного внешнего влияния, и в первую очередь от влияния работодателей и местных властей.

Обеспечению независимости инспекторов труда уделяется особое внимание в Конвенции N 81 МОТ. В частности, ст. 6 Конвенции устанавливает, что персонал инспекции должен состоять из государственных служащих, поскольку именно этот статус и условия работы обеспечивают стабильность занятия ими должности и делают их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. Это означает, что государственные инспекторы труда, являясь представителями государства, в своей деятельности не зависят от изменений в политической обстановке, в составе правительства и как государственные гражданские служащие продолжают исполнять свои обязанности, несмотря на кадровые изменения, происходящие среди лиц, замещающих государственные должности.

В соответствии со ст. 11 Конвенции компетентный орган власти должен предоставить для нужд инспекции труда местные бюро (служебные помещения), оборудованные в соответствии с нуждами инспекционной службы и доступные для всех заинтересованных лиц, и транспортные средства, необходимые для осуществления их функций (при отсутствии общественного транспорта). Инспекторам труда должны возмещаться все расходы по передвижению и иные расходы, произведенные в служебных целях.

Это интересно:  Статья 115 АПК РФ. Последствия пропуска процессуальных сроков

3. Независимость государственных инспекторов труда обеспечивается гарантиями, предоставляемыми им в связи с занятием должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, согласно ст. 4 указанного Федерального закона основными принципами гражданской службы являются стабильность гражданской службы и защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В соответствии со ст. ст. 14 и 52 названного Федерального закона гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения, а также на защиту его самого и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

4. Формами правовой защиты государственных инспекторов труда являются также установленные в законодательстве РФ меры ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (см. комментарий к ст. 363 ТК).

5. Воздействие в какой-либо форме на государственных инспекторов труда со стороны государственных органов или должностных лиц влечет установленную законом ответственность (см. ст. 363 ТК и комментарий к ней).

Статья 359 ТК РФ. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Комментарии к ст. 359 ТК РФ

1. Комментируемая статья содержит принципиальные положения, обязательные для соблюдения всеми государственными органами и должностными лицами, и конкретизирует применительно к государственным инспекторам труда принцип независимости, закрепленный в отношении федеральной инспекции труда в ст. 355 ТК (см. комментарий к ней).

Закрепленное в комментируемой статье положение о независимости государственных инспекторов труда при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда является, по существу, правовым принципом, обязательным для всех должностных лиц федеральной инспекции труда.

Независимость государственных инспекторов труда заключается в том, что, реализуя свои надзорно-контрольные полномочия, они руководствуются только Конституцией РФ, трудовым законодательством и иными федеральными законами, действуя исключительно в рамках прав и обязанностей, установленных законодательством РФ.

2. Для надлежащей реализации государственными инспекторами труда предоставленных полномочий и эффективного исполнения своих обязанностей государство должно обеспечить их независимость от любого нежелательного внешнего влияния, и в первую очередь от влияния работодателей и местных властей.

Обеспечению независимости инспекторов труда уделяется особое внимание в Конвенции N 81 МОТ. В частности, ст. 6 Конвенции устанавливает, что персонал инспекции должен состоять из государственных служащих, поскольку именно этот статус и условия работы обеспечивают стабильность занятия ими должности и делают их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. Это означает, что государственные инспекторы труда, являясь представителями государства, в своей деятельности не зависят от изменений в политической обстановке, в составе правительства и как государственные гражданские служащие продолжают исполнять свои обязанности, несмотря на кадровые изменения, происходящие среди лиц, замещающих государственные должности.

В соответствии со ст. 11 Конвенции компетентный орган власти должен предоставить для нужд инспекции труда местные бюро (служебные помещения), оборудованные в соответствии с нуждами инспекционной службы и доступные для всех заинтересованных лиц, и транспортные средства, необходимые для осуществления их функций (при отсутствии общественного транспорта). Инспекторам труда должны возмещаться все расходы по передвижению и иные расходы, произведенные в служебных целях.

3. Независимость государственных инспекторов труда обеспечивается гарантиями, предоставляемыми им в связи с занятием должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, согласно ст. 4 указанного Федерального закона основными принципами гражданской службы являются стабильность гражданской службы и защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В соответствии со ст. ст. 14 и 52 названного Федерального закона гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения, а также на защиту его самого и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

Это интересно:  Статья 112.1 закона о банкротстве

4. Формами правовой защиты государственных инспекторов труда являются также установленные в законодательстве РФ меры ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (см. комментарий к ст. 363 ТК).

5. Воздействие в какой-либо форме на государственных инспекторов труда со стороны государственных органов или должностных лиц влечет установленную законом ответственность (см. ст. 363 ТК и комментарий к ней).

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону .

Комментарий к статье 359 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Статья 359 конкретизирует принцип независимости деятельности государственных инспекторов труда. Поскольку согласно Конвенции МОТ N 81 все инспекторы труда являются государственными гражданскими служащими, этот правовой статус делает их независимыми от какого-либо внешнего влияния на их деятельность. Они руководствуются только Конституцией РФ и в первую очередь своими правами и обязанностями, предусмотренными отечественным законодательством (см. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

§ 2. Независимость государственных инспекторов труда состоит прежде всего в том, что они осуществляют свои полномочия только на основе закона, своего внутреннего убеждения и соответствующих материалов проверок, проведенных в установленном порядке, руководствуясь общими принципами российского права: законностью, объективностью и др.

Воздействие (в любой форме) государственных органов или должностных лиц на государственных инспекторов труда влечет юридическую ответственность согласно законодательству РФ.

Одним из средств защиты государственных инспекторов труда служит предусмотренная ст. 363 ТК ответственность за воспрепятствование их деятельности. Эта норма трудового законодательства предусматривает, что лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявляемые им предписания, применяющие угрозу насилием или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Другой комментарий к статье 359 ТК РФ

1. Для надлежащей реализации государственными инспекторами труда своих прав и исполнения своих обязанностей государство должно обеспечить их независимость от работодателей и местных властей. Обеспечению независимости инспекторов труда уделяется особое внимание в Конвенции N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.), которая устанавливает, что персонал инспекции должен состоять из государственных служащих, статус и условия работы которых обеспечивают стабильность занятия ими должности и делают их независимыми от любых изменений в правительстве или любого недолжного внешнего влияния. При этом инспекторам труда запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем.

2. Несмотря на то что государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей являются представителями государства, они не зависят от изменений в политической обстановке, состава правительства и продолжают исполнять свои обязанности, несмотря на кадровые изменения, происходящие среди лиц, замещающих государственные должности.

Прохождение государственными инспекторами труда федеральной государственной гражданской службы обеспечивает их независимость от органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11 указанной Конвенции МОТ компетентный орган власти должен предоставить для нужд инспекции труда местные бюро (служебные помещения), оборудованные в соответствии с нуждами инспекционной службы и доступные для всех заинтересованных лиц, и транспортные средства, необходимые для осуществления их функций (при отсутствии общественного транспорта). Инспекторам труда должны возмещаться все расходы по передвижению и иные расходы, произведенные в служебных целях.

Статья написана по материалам сайтов: otkrf.ru, tkodeksrf.ru, www.gk-rf.ru, rulaws.ru, tkrf24.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector