+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 55.1 ГрК РФ. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства..

1. Основными целями саморегулируемых организаций являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.

Содержание

Изменения — (ГрК РФ) Градостроительный кодекс РФ

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 01.03.2015)

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 22.01.2015)

Изменение пункта 1 части 4 статья 36. || Изменение части 10 статьи 45. || Дополнение статьи 48 частью 15.1. || Изменение части 6 статьи 49. || Изменение части 4 статьи 51. || Пункт 5 пункт 1 статьи 51 — исключен. || Дополнение статьи 51 частью 5.1. || Изменение абзаца первого части 6 статья 51. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 8. || Пункт 2 части 1 статьи 54 — изложен в новой редакции. || Изменение части 7 статьи 54. || Дополнение части 3 статьи 55 пунктом 11. || Дополнение статьи 55 частью 11.2.

Редакция от 24.11.2014

Редакция от 22.10.2014

(вступающая в силу с 15.11.2014)

Изменение части 1 статьи 32. || Дополнение статьи 63 частью 4.1.

Редакция от 22.10.2014

Изменение части 8 статьи 55.16. || Изменение части 4.1 статьи 55.18. || Часть 2 статьи 55.20 — изложена в новой редакции. || Часть 2.1 статья 55.20 — изложена в новой редакции. || Изменение части 5 статьи 55.20. || Изменение части 5.2 статьи 55.20. || Изменение пункта 6 части 8 статьи 55.20. || Изменение части 1 статьи 55.21. || Пункт 2.1 части 3 статьи 55.21 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 55.21 частью 5. || Изменение пункта 2 части 5 статьи 60. || Дополнение части 5 статьи 60 пунктом 2.1. || Изменение пункта 1 части 11 статьи 60. || Дополнение части 11 статьи 60 пунктом 1.1.

Редакция от 21.07.2014

Дополнение статьями 46.5 — 46.8. || Дополнение главой 6.3.

Редакция от 28.06.2014

Изменение пункта 9 части 1 статьи 48.1. || Изменение наименования статьи 49. || Изменение части 6 статьи 49. || Изменение абзаца первого части 6.1 статьи 49. || Изменение пункта 1 части 6.1 статьи 49. || Изменение части 6.3 статьи 49.

Редакция от 05.05.2014

Редакция от 20.04.2014

Дополнение статьи 2 пунктом 10.1. || Абзац первый статьи 6 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 6 подпунктом 7.4. || Дополнение статьи 6 частями 2 — 3.

Редакция от 02.04.2014

Изменение части 1 статьи 48. || Изменение пункта 6 части 7 статьи 51. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 6.2.

Редакция от 28.12.2013

Изменение пункта 16 статьи 1. || Часть 8 статьи 45 — изложена в новой редакции. || Изменение части 1 статьи 48. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 1.1. || Дополнение части 7 статьи 51 пунктом 6.1. || Изменение части 20 статьи 51. || Дополнение пункта 2 части 5 статьи 54 подпунктом «в».

Редакция от 21.10.2013

(вступающая в силу с 05.12.2013)

Редакция от 21.10.2013

Изменение пункта 4 статьи 1.

Редакция от 23.07.2013

(вступающая в силу с 01.09.2013)

Изменение пункта 4 части 1 статьи 10. || Изменение части 3 статьи 35. || Изменение части 5 статьи 35. || Изменение пункта 1 части 1 статьи 49.1. || Изменение подпункта «б» пункта 1 части 6 статьи 55.5. || Пункт 1 части 8 статьи 55.5 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 2 части 8 статьи 55.5. || Изменение пункта 3 части 8 статьи 55.5. || Изменение пункта 1 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 2 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 3 части 8.1 статьи 55.5. || Изменение пункта 1 части 8.2 статьи 55.5. || Изменение пункта 2 части 8.2 статьи 55.5.

Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и содержание их деятельности

1. Основными целями саморегулируемых организаций являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее — с использованием конкурентных способов заключения договоров).

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.

Комментарий к Ст. 55.1 ГрК РФ

1. В настоящей статье законодатель устанавливает основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ГрСРО). Комментируемая норма согласуется с общими положениями ФЗ «О саморегулируемых организациях», согласно которым под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ст. 2). Саморегулирование в соответствии с данным Законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО (под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности — физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами).

Саморегулируемыми организациями (СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных федеральным законом, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (ст. 3). Как следует из смысла данной нормы, различие в целях создания СРО связано с различием в виде деятельности, благодаря которой субъекты объединяются под началом саморегулирования . В этом смысле совершенно логично, что ФЗ «О саморегулируемых организациях» не устанавливает единой цели создания СРО, поскольку это крайне сложно с точки зрения юридической техники, а, кроме того, в определенной мере может противоречить принципу саморегулирования .
———————————
Необходимо заметить, что в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1021-р, подчеркивается, что институт саморегулирования предполагает наличие у СРО вполне определенного спектра задач и функций, отличающих ее от любого другого предпринимательского или профессионального объединения. Отраслевое законодательство может допускать нормы, учитывающие специфику функционирования СРО в отдельной сфере, только при условии, что это не разрушает фундамент института саморегулирования и не противоречит общим требованиям к таким организациям.

В научной литературе можно встретить прямо противоположную точку зрения (См.: Кванина В.В. Системные недостатки института саморегулирования // Закон. 2014. N 8).

В связи с этим в комментируемой статье определяются две цели, для достижения которых создаются ГрСРО:

1) предупреждение причинения вреда тем или иным благам, защищаемым законом;

2) повышение качества градостроительной деятельности (ее отдельных видов).

Важно иметь в виду, что ГрК РФ определяет два закрытых перечня: перечень тех благ, предупреждение причинения вреда которым входит в содержание целей, ради которых создаются ГрСРО, и перечень видов деятельности, повышение качества которых относится также к целям создания ГрСРО . В первом случае речь идет о причинении вреда:
———————————
По нашему мнению, законодатель создал здесь повод для неопределенности в правоприменительной практике. С одной стороны, перечни и охраняемых благ, и видов деятельности сформулированы как закрытые — поскольку нет указаний на иные объекты, которые могут туда входить. С другой стороны, ГрК РФ говорит об основных целях создания ГрСРО, не исключая тем самым возможность наличия иных целей, буквально не предусмотренных законом. Иные цели, конечно, могут формулироваться, расширяя при этом и данные перечни. Думается, что эта ситуация в целом не запрещена: поименованные цели должны быть в обязательном порядке указаны в учредительных документах ГрСРО, а иные цели также могут быть названы, но их отсутствие никаких правовых последствий не влечет.

— жизни или здоровью физических лиц;

— имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

— жизни или здоровью животных и растений;

— объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ.

Как видно из данного перечня, он содержательно связан с целями принятия Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (хотя и не дублирует его). Среди таких целей — защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений.

Это интересно:  Статья 27.14 КоАП РФ. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Законодатель связывает вероятное причинение вреда с тем, что работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО, содержат недостатки. Нужно учесть, что указание данных обстоятельств носит не декларативный, а нормативный характер, поскольку влечет определенные юридические последствия. В соответствии со ст. 60 ГрК РФ собственник здания, сооружения, концессионер, частный партнер, застройщик, технический заказчик, которые возместили в соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к ГрСРО в пределах средств компенсационного фонда ГрСРО в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой ГрСРО, или к соответствующему Национальному объединению ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра СРО в пределах средств компенсационного фонда указанной ГрСРО, зачисленных на счет такого Национального объединения. Из систематического толкования указанных норм можно сделать вывод, что последствия, предусмотренные ст. 60 ГрК РФ, не наступают как в том случае, когда ни одному из перечисленных в комментируемой статье благ не причинен вред, так и в том, когда этот вред причинен не в связи с недостатками, обнаруженными в работах, осуществляемых членами ГрСРО. Этой же позиции придерживается и судебная практика.

Другая группа целей, для достижения которых создаются ГрСРО, связана с повышением качества градостроительной деятельности и распространяется на:

— выполнение инженерных изысканий;

— осуществление архитектурно-строительного проектирования;

— строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Содержание каждого из названных видов деятельности раскрыто в статьях ГрК РФ и иных законах и подзаконных нормативных правовых актах (например, инженерные изыскания определены в ст. 47 ГрК РФ и конкретизированы в Постановлении Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» и других нормативных актах).

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи в содержание деятельности ГрСРО входят два вида деятельности:

— разработка и утверждение документов;

— контроль за соблюдением членами ГрСРО требований, закрепленных в этих документах.

Перечень документов, разработкой и утверждением которых занимаются ГрСРО, приведен в ст. 55.5 ГрК РФ (см. комментарий к ст. 55.5) . Это положение конкретизирует общую норму ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях», где предусмотрено, что разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности входит в содержание деятельности СРО (на этом уровне законодатель еще не проводит разницы между правилами и стандартами, но в градостроительном законодательстве эта разница уже обозначена).
———————————
Как полагает В.В. Кванина, данные положения ГрК РФ не могут быть восприняты в качестве аналога для всей системы саморегулирования, так как признаком, разграничивающим стандарты и правила СРО строителей, является взаимосвязь с требованиями законодательства о техническом регулировании, нехарактерная для большинства сфер саморегулирования. Кроме того, ФЗ «О саморегулируемых организациях» и многие отраслевые законы о саморегулировании не определяют порядок разработки и принятия стандартов и правил (см. Кванина В.В. Указ. соч.). Позволим себе не согласиться с этой точкой зрения: стандартизации можно подвергнуть любую деятельность, что же касается нормативного разграничения правил и стандартов, то его отсутствие в том или ином законе не запрещает придерживаться его самим СРО в ходе своей работы.

Таким образом, из содержания комментируемой статьи следует, что ГрСРО реализует те функции, которые обычно принадлежат органам публичной власти и управления. При этом, естественно, реализация таких функций ограничена законом. Комитет по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ в одном из своих писем совершенно справедливо указал, что, реализуя права и обязанности, предоставленные СРО законодательством РФ, такая СРО (ГрСРО) участвует не в политической деятельности, а обеспечивает исполнение возложенных на нее государством публично-правовых функций при условии, что реализация указанных функций направлена на достижение целей, поименованных в ГрК РФ (см. письмо Комитета по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ от 11 февраля 2015 г. N 3.31-22/100 «О деятельности саморегулируемых организаций»).

Что касается контроля ГрСРО за деятельностью своих членов в части соблюдения правил и стандартов, то он осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ «О саморегулируемых организациях». Контроль проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами ГрСРО требований стандартов и правил ГрСРО, условий членства в ней. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления ГрСРО. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в ГрСРО жалоба на нарушение членом ГрСРО требований стандартов и правил. ГрСРО могут быть предусмотрены помимо указанных выше оснований иные основания для проведения внеплановой проверки.

3. В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ комментируемая статья дополняется новой ч. 3, вводимой в действие с 1 июля 2017 г. Данный пункт предусматривает, что целью ГрСРО является обеспечение исполнения членами ГрСРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством РФ проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным. Данная норма содержательно связана с законодательной новеллой, содержащейся в ст. 60.1, вводимой в текст ГрК РФ указанным Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ и определяющей, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом ГрСРО обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договора, субсидиарную ответственность несут:

1) ГрСРО в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, размер которого рассчитан в порядке, установленном внутренними документами ГрСРО, в зависимости от количества ее членов на дату предъявления требования о компенсационной выплате и установленного в соответствии с ч. ч. 11 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ размера взноса в такой компенсационный фонд, принятого для каждого члена в зависимости от уровня его ответственности по обязательствам, возникшим на основании такого договора, в случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо на момент заключения указанного договора являлись членами такой ГрСРО;

2) соответствующее Национальное объединение ГрСРО в случае исключения сведений об указанной выше ГрСРО из государственного реестра ГрСРО в пределах одной четвертой доли средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, зачисленных на счет такого Национального объединения ГрСРО, либо ГрСРО, членом которой стало лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее соответствующие обязательства по таким договорам, в случае если такое Национальное объединение ГрСРО перечислило в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 55.16 ГрК РФ, средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на счет указанной ГрСРО.

Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и содержание их деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

1. Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований этих документов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 359-ФЗ.

Комментарий к статье 55.1 ГрК РФ

1. Особенности саморегулирования в градостроительной сфере обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Кодекса.

Этот относительно новый правовой институт пришел на смену лицензированию видов строительной деятельности (сейчас лицензируемые виды деятельности в основном совпадают с видами работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) в соответствии с положениями ст. 3 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ с целью снижения объема государственного регулирования в градостроительной деятельности и эффективной активизации предпринимательства в этой области.

Общественно значимые интересы субъектов градостроительной сферы правоотношений определяются социальной направленностью их деятельности, которая способствует реализации самых разных целей неиндивидуального характера, включая защиту гражданских прав и свобод, прав социально незащищенных слоев населения, прав потребителей, а также деятельность некоммерческих организаций социальной направленности и т.п.

Одной из целей инновационного развития России, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., обозначено взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития. В Концепции отражено, что инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Это интересно:  Статья 1365 ГК РФ. Договор об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец

При этом в Концепции обозначены принципы отношений государства с субъектами предпринимательской деятельности в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию, в том числе:

— создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

— снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;

— формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

— устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов;

— развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

— поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

— расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Также в Концепции обозначена новая модель общества, обеспечивающая:

— эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;

— функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

— применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;

— равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;

— высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;

— широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Немаловажную роль в налаживании диалога государства с представителями бизнеса играют некоммерческие организации в форме саморегулируемых организаций, деятельности которых в градостроительной сфере посвящены нормы гл. 6.1 комментируемого Кодекса.

Положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ о СРО указывается, что федеральными законами могут устанавливаться особенности:

— приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций;

— правового положения саморегулируемых организаций;

— деятельности саморегулируемых организаций;

— порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации;

— порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

— порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующих деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о саморегулируемых организациях.

Комментируемые нормы как изначальные положения о саморегулировании в градостроительной деятельности устанавливают две категории целей этого правового института:

1) недопущение причинения вреда вследствие недостатков работы, выполняемой членами саморегулируемых организаций (обязательность допуска саморегулируемых организаций к деятельности, которая оказывает влияние на безопасность объектов, определена нормами ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 и ч. 4 ст. 55.8 Кодекса);

2) повышение качества видов градостроительной деятельности с участием саморегулируемых организаций.

Отметим, что уже на стадии разработки законодательства о саморегулировании было обозначено, что функционирование этого правового института позволит организациям и индивидуальным предпринимателям создать действенные организационные основы повышения стандартов профессиональной деятельности, а также реализовать свое право на упрощенный контроль со стороны органов государственного контроля (надзора). При этом объединения субъектов предпринимательской деятельности, в основе которых лежит перекрестная субсидиарная ответственность по обязательствам друг друга, предоставят надежный механизм возмещения вреда, который может быть нанесен отдельным членом саморегулируемой организации государству или потребителю. Бремя дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам предпринимателей, которое ложится на каждого члена такой организации, компенсируется для него существенным снижением объема государственного контроля со стороны проверяющих органов и организаций .

Следует добавить, что содержание ч. 1 комментируемой статьи помимо обозначенных целей саморегулирования в градостроительной сфере включает общее определение вреда, порядок возмещения которого регламентирован нормами ст. 60 Кодекса.

2. Как установлено в ч. 2 рассматриваемой статьи, деятельность саморегулируемой организации в градостроительной сфере включает три основных направления, в частности:

— разработку документов саморегулируемой организации в соответствии с нормами ст. 55.5 Кодекса;

— утверждение документов саморегулируемой организации в соответствии с нормами ст. 55.5 Кодекса;

— контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов (см. ст. 55.13 Кодекса).

Комментируемые нормы реализуют общее определение саморегулирования (см. ст. 2 ФЗ о СРО), согласно которому саморегулирование — это самостоятельная инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Разработка представляет собой процесс создания (обновления) правил, которые регламентируют предмет саморегулирования (обозначенные виды градостроительной деятельности).

Утверждение разработанных документов (правил, стандартов и пр.) саморегулируемой организацией в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.5 Кодекса придает им необходимые правовые формы, статус и соответствующую легитимность в установленном действующим законодательством порядке.

Следует добавить, что в порядке ч. 4 ст. 4 Кодекса функционирование саморегулируемых организаций в области градостроительной деятельности регламентируется нормами ГК РФ и ФЗ о СРО, если необходимые вопросы не урегулированы положениями Кодекса.

Вступить в СРО в области архитектурно-строительного проектирования

Стоимость допуска СРО. Новая цена 60 000 руб!

Предоставление специалистов бесплатно!

Страхование на год бесплатно!

При оплате полного компенсационного фона — Сертификат ИСО 9001 в подарок!

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛОВ оказывает помощь по вступлению в саморегулируемые организации для компаний и индивидуальных предпринимателей, находящихся в любом регионе России, аккредитованных филиалов и представительств иностранных организаций, иностранных компаний из любого региона мира.

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛОВ оказывает весь спектр услуг необходимых для оформления допуска СРО на проектные работы «под ключ».

Получить более подробную информацию можно в соответствующих ниже разделах или у наших специалистов!

Саморегулирование (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования (проектной деятельности) введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен проектных лицензий (лицензий на деятельность в области проектирования зданий и сооружений I И II уровня ответственности). Это в свою очередь означает, что для проектирования зданий и сооружений в Российской Федерации проектным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации (СРО).

Саморегулируемая организация (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ — это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих архитектурно-строительное проектирование.

Саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования (проектной деятельности) регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Нормативно-правовые акты.

Некоммерческое партнерство для получения статуса саморегулируемой организации (СРО) в области проектной деятельности должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Некоммерческое партнерство должно объединять не менее 50 профессиональных участников проектного рынка — юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций аттестованных в Российской Федерации;
  2. Некоммерческое партнерство должно разработать и принять стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  3. Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный размер которого должен быть не менее 500 тыс. рублей на каждого члена Некоммерческого партнерства получающего статус СРО в проектировании. Однако в случае страхования членами Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами, минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 150 тыс. рублей на каждого члена некоммерческого партнерства;
  4. Некоммерческое партнерство должно пройти процедуру получения статуса СРО в уполномоченном государственном органе. Уполномоченный государственный орган в случае соответствия Некоммерческого партнерства всем предъявляемым требованиям для получения статуса проектного СРО вносит информацию о Некоммерческое партнерство с присвоением статуса СРО в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО).

Целями деятельности саморегулируемых организаций в проектной сфере (СРО на проектные работы):

  1. Объединение профессиональных участников проектной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия (памятникам культуры и искусства), имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу вследствие недостатков работ в области архитектурно-строительного проектирования выполняемые членами саморегулируемой организации;
  2. Повышение качества выполняемых проектных работ;
  3. Информированию профессиональных участников проектной деятельности

Преимущества СРО проектировщиков:

  • СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
  • Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых проектных работ;
  • Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  • СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования проектной деятельности.

Членство в проектной саморегулируемой организации (СРО), является обязательным требованием для проектных организаций и индивидуальных предпринимателей занимающихся проектной деятельностью позволяющем осуществлять деятельность в области архитектурно-строительного проектирования.

Члены проектной саморегулируемой организации (СРО в области архитектурно-строительного проектирования) для осуществления проектной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области архитектурно-строительного проектирования (допуск к проектным работам).

Свидетельство о допуске к работам:

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность архитектурно-строительного проектирования, выдается саморегулируемой организацией (СРО на проектирование) без ограничения срока и территории его действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО, при выявлении нарушений и в некоторых других случаях.
Свидетельство о допуске к работам выдается на определенные виды работ. Классификатор видов работ (перечень видов работ) введен Приказом Министерства регионального развития.

Перечень видов проектной деятельности (классификатор СРО):

Виды деятельности работ, осуществление которых возможно со вступлением в СРО и получением свидетельства о допуске к работам приводятся в Перечне видов работ, утвержденном Приказом Министерства регионального развития.

Перечень видов работ неоднократно изменялся, первый перечень видов работ был утвержден Приказом Минрегиона от 09 декабря 2008 г. № 274, в последующем в данный Перечень видов работ были внесены изменения утвержденные Приказом Минрегиона от 21 октября 2009 г. № 480. Ныне действующий Перечень видов проектной деятельности утвержден Приказом Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 г. № 624 (с изм. Приказа от 23.06.2010 № 294).

Требования, предъявляемые СРО к проектным организациям и индивидуальным предпринимателям:

Проектные организации и индивидуальные предприниматели для получения членства в СРО проектировщиков и последующего получения свидетельства о допуске к работам, должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством, правилами и стандартами СРО к кандидатом в члены СРО, в частности:

  1. Работники проектной компании, ИП должны иметь образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ;
  2. Индивидуальный предприниматель в случае выполнения определенных видов работ самостоятельно индивидуальный предприниматель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;
  3. Не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование. Стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование.
  4. Индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя или юридического лица должны проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет.
  5. Должно иметься имущество, необходимое для выполнения соответствующих видов работ (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО);
  6. Проверка квалификации ИП, работников ИП или юридического лица должна иметь положительный результат (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО).
Это интересно:  Статья 263 ГПК РФ. Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства

Государственный органом регулирования , надзора и контроль за деятельностью СРО в сфере проектирования и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР).

Государственный реестр саморегулируемых организаций в области проектирования, а также государственный реестр членов саморегулируемых организаций в области проектирования ведет Ростехндазор:

Законодательством о саморегулировании в проектной деятельности предусмотрены обязательные платежи при вступлении в СРО и в последующем при функционировании СРО. В частности предусматриваются следующие платежи:

  • взнос в компенсационный фонд— является разовым платежом (каждая СРО имеет право устанавливать свой размер, однако минимальный размер определяется федеральным законодательством)
  • вступительный взнос– является разовым платежом (каждая СРО устанавливает размер самостоятельно, данный взнос предусматривается учредительными документами СРО)
  • членский взнос на содержание функционирования аппарата СРО– может быть ежегодным, ежеквартальным, ежемесячным (размер определяется СРО самостоятельно)
  • оплата по договору страхования гражданской ответственности– ежегодно (предусматривается СРО самостоятельно, при страховании в соответствии с законодательством компенсационный фонд может быть уменьшен, размер определяется страховыми компаниями)
  • подготовка комплекта документов для вступления в СРО– является разовым платежом (в основном в данный вид платежей включаются расходы по консультированию при вступлении в СРО, помощь специалистов СРО в подготовке документов и иные юридические и консалтинговые услуги кандидатам в члены СРО).

Перечисление средств при вступлении в СРО проектировщиков:

— Денежные средства в счет оплаты взноса в компенсационный фонд, вступительного взноса, целевого взноса (иногда есть, иногда его нет, зависит от СРО) и ежегодного членского взноса перечисляются на расчетный счет саморегулируемой организации строителей;
— Денежные средства по договору страхования перечисляются на расчетный счет страховой компании;
— Денежные средства на повышение квалификации специалистов (обучение специалистов) перечисляются в соответствующие образовательные учреждение;
— Денежные средства для оформления сертификата ИСО, перечисляются в сертификационный центр;
— Денежные средства за подготовку дела кандидата в члены СРО перечисляются на расчетный счет фирмы-представителя саморегулируемой организации.

Вступление в проектное СРО (СРО на проектные работы):

Вступление в проектное СРО — процесс, связанный с подтверждением компании или ИП требованиям установленным законодательством РФ и стандартам СРО. Стоимость вступления в СРО проектировщиков — зависит от каждой конкретной саморегулируемой организации (СРО вправе устанавливать собственный размер взносов: — вступительного взноса; — членского взноса; — в некоторых СРО предусмотрен целевой взнос; — в некоторых СРО предъявляются дополнительные требования к страхованию, что значительно увеличивает стоимость страховки). Взносами предусмотренными законодательством РФ, является взнос в компенсационный фонд. Подробная информация по вступлению в проектное СРО, опубликована в разделе Вступить в СРО/Взносы в СРО на проектирование.

Стоимость вступления в проектное СРО:

  • Вступительный взнос5 000 рублей
  • Ежемесячный членский взнос5 000 рублей
  • Страхование ответственности перед третьими лицами5 000 рублей на 1 год
  • Подготовка дела кандидата в члены СРО (юридическое сопровождение) – БЕСПЛАТНО

Подготовка включает в себя оформление допуска практически на все виды работ, кроме выполнения работ на объектах использования атомной энергии, а также услуги по предоставлению специалистов, оборудование, т.е. вступление в СРО «под ключ»;

  • Подготовка дела при оформлении допуска на выполнение работ на объектах использования атомной энергииот 5 000 рублей;
  • Оформление сертификата ISOот 10 000 рублей.

Перечень документов, необходимых для вступления в проектное СРО (скан-копии):

  • скан-копия Свидетельства ОГРН;
  • скан-копия Свидетельств ИНН;
  • скан-копия Решения о создании и полномочия руководителя (решение или приказ);
  • скан-копия Договора аренды по юридическому и фактическому адресу;
  • полные реквизиты организации.

Порядок работы:

Вам необходимо отправить на электронную почту centr-prof@bk.ru или info@центр-проф.рф скан-копии вышеперечисленных документов;

В ответ мы отправляем Вам счета для оплаты всех необходимых взносов и платежей (вы их оплачиваете);

Мы готовим полный комплект документов, подаем этот комплект в СРО;

Получаем Свидетельство о допуске к работам и передаем Вам.

Перечень видов работ (классификатор СРО):

При оформлении проектного допуска необходимо выбрать проектные работы которые можно будет осуществлять после получения допуска. Работы подразделяются на общестроительные, особо опасные и технически сложные, объекты использования атомной энергии. Перечень видов работ утвержден Минрегионом.

Сроки оказания услуг в области саморегулирования в проектировании:

  • Оформление свидетельства о допуске на общестроительные работы, а также на особо опасные и технически сложные объекты — от 2 часов до 1 дня;
  • Оформление допуска на выполнение работ на объектах использования атомной энергии — от 1 до 3 рабочих дней;
  • Оформление сертификата ИСО — от 1 часа до 1 рабочего дня.

Перечисление средств при вступлении в СРО проектировщиков:

  • Денежные средства в счет оплаты взноса в компенсационный фонд, вступительного взноса, целевого взноса (иногда есть, иногда его нет, зависит от СРО) и ежегодного членского взноса перечисляются на расчетный счет саморегулируемой организации строителей;
  • Денежные средства по договору страхования перечисляются на расчетный счет страховой компании;
    Денежные средства на повышение квалификации специалистов (обучение специалистов) перечисляются в соответствующие образовательные учреждение;
  • Денежные средства для оформления сертификата ИСО, перечисляются в сертификационный центр;
  • Денежные средства за подготовку дела кандидата в члены СРО перечисляются на расчетный счет юридической фирмы – представителя саморегулируемой организации.

Дополнительные услуги, связанные со вступлением в СРО проектировщиков, членством в СРО, покупкой фирм с допусками:

  • Поиск специалистов необходимой квалификации для вступления в проектное СРО (услуга предоставляется для компаний и ИП со всех регионов России) — Стоимость поиска одного специалиста для компаний и ИП, которые вступают в СРО самостоятельно, от 2 500 рублей.
  • Помощь в повышении квалификации специалистов (услуга предоставляется для компаний и ИП из всех регионов России, иностранных компаний и ИП) — в образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Новосибирска, Владивостока, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга для вступления в СРО в строительстве, СРО в проектировании и СРО в изысканиях – от 3 500 рублей. Подробная информация — Обучение и повышение квалификации;
  • Предоставление кредита или займа на оплату компенсационного фонда (услуга предоставляется для компаний и ИП из всех регионов России, иностранных компаний и ИП) — условия предоставления кредита или займа — уточняется индивидуально;
  • Оформление сертификата ISO и OHSAS (при оформлении свидетельства о допуске на особо опасные, уникальные и технически сложные работы, сертификат ИСО требуется в обязательном порядке) — 15 000 рублей. Подробная информация — Сертификация;
  • Страхование гражданской ответственности при вступлении в СРО — Страхование;
  • Оформление допуска на особо опасные, уникальные и технически сложные работы;
  • Оформление допуска на иностранные компании;
  • Вступление в СРО в кратчайшие сроки;
  • Покупка компании с допуском СРО и иными разрешительными документами. Подробная информация — Готовый бизнес;
  • Переоформление допуска СРО: внесение изменений в допуск СРО (в связи со сменой адреса, наименования и другой информации, расширения перечня работ);
  • Оказание помощи при проверках СРО как плановых, так и внеплановых. Подробная информация – Проверки СРО;
  • Перевод из одного СРО в другое СРО с сохранением компенсационного фонда. Подробная информация – Перевод СРО.

Компенсационный фонд саморегулируемой организации создается, и функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации в области саморегулирования и является обязательным элементом функционирования системы СРО.

Минимальный размер компенсационного фонда СРО (размер, меньше которого он не может быть) устанавливается законодательством и определяется в денежном выражении на каждого члена СРО. Саморегулируемые организации общим собранием участников (т.е. внутренней документацией СРО, учредительными документами, правилами и стандартами) могут устанавливать повышенные требования к размеру компенсационного фонда (больше установленных законодательством минимальных требований).

Требования к компенсационному фонду саморегулируемой организации варьируются от профессиональной и предпринимательской деятельности членов (участников) саморегулируемой организации, в зависимости от вида СРО.

Устанавливаются следующие минимальные требования к размеру компенсационного фонда СРО проектировщиков.

Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования должна в обязательном порядке сформировать компенсационный фонд возмещения вреда с минимальными размерами взноса на каждого члена и уровнями ответственности предусмотренными п. 10, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Приложение №1), а так же дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае если не менее чем 15 членов данной СРО подадут заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, с минимальным размером взноса на каждого члена изъявившего в заявлении желание участвовать в таких процедурах в соответствии с уровнем ответственности предусмотренными п. 11, ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ (см. Приложение №2).

Приложение №1: Минимальный размер взноса в компфонд возмещения вреда на одного члена проектного СРО в зависимости от уровня ответственности (в более наглядном виде, представлено ниже в виде таблицы):

1) 50 тыс. руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору подряда не превышает 25 млн. руб. (первый уровень ответственности);
2) 150 тыс. руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 50 млн. руб. (второй уровень ответственности);
3) 500 тыс. руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору не превышает 300 млн. руб. (третий уровень ответственности);
4) 1 млн. руб. в случае, если член СРО планирует выполнять работы, стоимость которых по одному договору составляет 300 млн. руб. и более (четвертый уровень ответственности).

Статья написана по материалам сайтов: city-advokat.ru, stgrkrf.ru, rugrkrf.ru, xn—-itbyfeecmxl.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector