+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 7.10 КоАП РФ. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом

Новая редакция Ст. 7.10 КоАП РФ

Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Статье 7.10 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере права собственности на природные ресурсы и порядок пользования ими.

Право собственности на природные ресурсы осуществляется посредством Конституции РФ, Водного, Лесного, Земельного кодексов РФ, Закона РФ О недрах», содержащих запреты самовольной переуступки права пользования природными ресурсами и совершения иных сделок.

Объекты, указанные в комментируемой статье, подпадают под действие ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которая указывает, что к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении: самовольной переуступки права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а также самовольного обмена земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта.

Самовольной является такая переуступка (передача) права пользования, при которой собственник, владелец, арендатор (иной пользователь) отдал это право другому лицу, не оформив его переход юридически, а в ряде случаев — не получив соответствующего разрешения.

3. Субъекты правонарушения — граждане и юридические лица — пользователи объектами, перечисленными в ст. 7.10.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья направлена на защиту права собственности на землю, недра, лес, водные объекты. Право пользования указанными объектами установлено действующим законодательством: Земельным кодексом РФ, Законом РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах», Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ. Такое право у пользователя появляется на основе лицензии, договора, специального разрешения в зависимости от объекта пользования. Переуступка права пользования указанными объектами должна осуществляться в установленном порядке.

Объективом правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, являются собственность на указанные объекты и порядок пользования ими.

2. Объективную сторону правонарушения составляют действия по самовольной, т.е. без надлежащего оформления, переуступке права пользователя другому лицу. Так, ст.24 ЛК устанавливается, что переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет; ст.47 ВК закрепляет, что право пользования водным объектом может переходить от одного лица другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не меняются; в ст.17 Федерального закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами не может быть передано пользователями третьим лицам.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане и юридические лица — пользователи землей, недрами, участками лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, водными объектами.

4. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Комментарии к СТ 7.10 КоАП РФ

Статья 7.10 КоАП РФ. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом

Комментарий к статье 7.10 КоАП РФ:

1. Цель статьи — охрана прав собственников на природные ресурсы — водные объекты, недра, земельные и лесные участки, а также обеспечение надлежащего порядка их оборота. Сфера ее действия охватывает интересы законных собственников, в первую очередь государства, а также граждан и юридических лиц — собственников, владельцев, арендаторов и других законных пользователей земельными участками и объектами.

2. Регулирование права собственности на природные ресурсы осуществляется многочисленными актами российского законодательства на основе ст. ст. 9 и 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральным законодательством не могут находиться в частной собственности. Статья 16 ЗК РФ определяет, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Земельное законодательство регулирует вопросы государственной, муниципальной собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования и др. Сделки с земельными участками подлежат обязательной регистрации в случаях, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп.), а права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с этим Законом. Объектами сделок не могут быть земельные участки, изъятые из оборота, например занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности подразделения Вооруженных Сил РФ, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.п. Установлены также многочисленные ограничения оборота земельных участков, предоставленных для нужд транспорта, связи, расположенных под объектами гидротехнических сооружений; предоставленных для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшихся биогенному загрязнению, иных подвергшихся деградации земель и др.

Это интересно:  Ликвидация предприятия статья тк рф

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.) установлены правила и ограничения в отношении сделок, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

3. Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях, например самовольной уступке права пользования земельным участком, в частности для извлечения связанных с этим преимуществ и выгод ненадлежащим лицом либо лицом, не оформившим соответствующие документы на уступку права пользования земельным участком.

4. Самовольная мена земельного участка представляет собой разновидность незаконных сделок, прямо запрещенных законодательством. С объективной стороны — это деяние в виде активных действий, заключающихся в фактической смене собственника, владельца, арендатора, иного пользователя без прохождения установленной законом процедуры юридического оформления и получения надлежащего правоустанавливающего документа.

5. Все указанные действия не могут повлечь правовых последствий в смысле изменения субъекта права собственности в целом и отдельных правомочий. Наступления фактических последствий не требуется. В связи с этим правовым основанием наступления ответственности считаются действия, направленные и предпринятые для совершения незаконной сделки (объективная сторона правонарушения). Сама же незаконная сделка влечет ответственность по ГК РФ.

6. Субъективная сторона правонарушения — умышленная вина.

7. Субъекты правонарушения указаны в санкции данной статьи.

8. Дела (с учетом компетенции) рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21), а также органов, осуществляющих в пределах своей компетенции государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. ст. 23.22, 23.22.1); органов, осуществляющих федеральные и региональные государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных ресурсов (ст. ст. 23.23, 23.23.1), государственные лесной контроль и надзор (ст. ст. 23.24, 23.24.1), контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25).

Протоколы об административных правонарушениях составляют в пределах установленной компетенции должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 7.10 КоАП РФ. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом

Текущая редакция ст. 7.10 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ
Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 7.10 КоАП РФ

1. Цель статьи — охрана прав собственников на природные ресурсы — водные объекты, недра, земельные и лесные участки, а также обеспечение надлежащего порядка их оборота. Сфера ее действия охватывает интересы законных собственников, в первую очередь государства, а также граждан и юридических лиц — собственников, владельцев, арендаторов и других законных пользователей земельными участками и объектами.

2. Регулирование права собственности на природные ресурсы осуществляется многочисленными актами российского законодательства на основе ст. ст. 9 и 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральным законодательством не могут находиться в частной собственности. Статья 16 ЗК РФ определяет, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Земельное законодательство регулирует вопросы государственной, муниципальной собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования и др. Сделки с земельными участками подлежат обязательной регистрации в случаях, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп.), а права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с этим Законом. Объектами сделок не могут быть земельные участки, изъятые из оборота, например занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности подразделения Вооруженных Сил РФ, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.п. Установлены также многочисленные ограничения оборота земельных участков, предоставленных для нужд транспорта, связи, расположенных под объектами гидротехнических сооружений; предоставленных для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшихся биогенному загрязнению, иных подвергшихся деградации земель и др.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.) установлены правила и ограничения в отношении сделок, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Это интересно:  Статья 254 КАС РФ. Возвращение административного искового заявления о присуждении компенсации

3. Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях, например самовольной уступке права пользования земельным участком, в частности для извлечения связанных с этим преимуществ и выгод ненадлежащим лицом либо лицом, не оформившим соответствующие документы на уступку права пользования земельным участком.

4. Самовольная мена земельного участка представляет собой разновидность незаконных сделок, прямо запрещенных законодательством. С объективной стороны — это деяние в виде активных действий, заключающихся в фактической смене собственника, владельца, арендатора, иного пользователя без прохождения установленной законом процедуры юридического оформления и получения надлежащего правоустанавливающего документа.

5. Все указанные действия не могут повлечь правовых последствий в смысле изменения субъекта права собственности в целом и отдельных правомочий. Наступления фактических последствий не требуется. В связи с этим правовым основанием наступления ответственности считаются действия, направленные и предпринятые для совершения незаконной сделки (объективная сторона правонарушения). Сама же незаконная сделка влечет ответственность по ГК РФ.

6. Субъективная сторона правонарушения — умышленная вина.

7. Субъекты правонарушения указаны в санкции данной статьи.

8. Дела (с учетом компетенции) рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21), а также органов, осуществляющих в пределах своей компетенции государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. ст. 23.22, 23.22.1); органов, осуществляющих федеральные и региональные государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных ресурсов (ст. ст. 23.23, 23.23.1), государственные лесной контроль и надзор (ст. ст. 23.24, 23.24.1), контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25).

Протоколы об административных правонарушениях составляют в пределах установленной компетенции должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 7.10 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 7.10 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 7.10 КоАП РФ. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (действующая редакция)

Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.10 КоАП РФ

1. Предоставление недр в пользование осуществляется на основе выданных лицензий. Пользование недрами субъектами, не имеющими статуса лицензиата, является разновидностью самовольного пользования (см. комментарий к ст. 7.3).

При лицензировании деятельности по использованию природных ресурсов, в том числе недр и лесного фонда, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не применяется (см. п. 5 комментария к ст. 14.1).

2. По смыслу п. 3 ст. 209 ГК пользование землей представляет собой одно из правомочий права собственности.

Согласно ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом в соответствии с правомочиями собственника, определенными ст. 209 ГК, постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Особенности купли-продажи земельных участков определены ст. 37 ЗК, согласно п. 1 которой объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

3. Осуществление гражданами водопользования без лицензии либо с нарушениями ее требований и условий квалифицируется как самовольное водопользование.

Переход права пользования водными объектами от одного лица к другому допускается только на основе распорядительской лицензии, переуступка права пользования без ее получения влечет за собой меры административной ответственности, предусмотренные комментируемой статьей.

4. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета (см. комментарий к ст. 7.9).

Лесопользователь в случаях и на условиях, которые определены лесным законодательством РФ, вправе с согласия собственника передать право пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, лицу, не являющемуся его правопреемником, в соответствии с договором.

Переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет.

Запрещается переход от одного лица к другому права пользования участком лесного фонда, предоставленным в пользование в соответствии с договором концессии участка лесного фонда.

5. Нарушение указанного порядка передачи права лесопользования рассматривается в качестве самовольной переуступки права. Сделки, предусматривающие использование древесины и других объектов лесной растительности, полученных без лесорубочного билета, ордера или лесного билета либо с нарушением предоставленных ими прав, также содержат признаки правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

В случаях самовольной переуступки права пользования землей рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях отнесено к ведению должностных лиц Росземкадастра (см. комментарий к ст. 23.21).

Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (статья 7.10 КоАП РФ)

Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (статья 7.10 КоАП РФ)

Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка – влечет наложение административного штрафа:

Это интересно:  Статья 22.1 закона о банкротстве

на граждан в размере от 500 до 1000 рублей;

на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей;

Статья 7.10 КоАП РФ предусматривает один вид административного правонарушения – самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом.

Данный вид административного правонарушения имеет место при выполнении двух условий: земельный участок должен быть надлежащим образом оформлен и обязательно должен использоваться лицом (лицами), не имеющим(и) права на пользование земельным участком.

Меры ответственности, предусмотренные ст. 7.10 КоАП РФ применяются к лицам, совершившим действия по самовольной уступке, то есть к правообладателям земельных участков.

Состав правонарушения составляют: действия по самовольной, то есть без надлежащего оформления уступке права пользователя земельного участка другому лицу, действия по уступке права пользователя лицом, которое не имеет права на такие действия в соответствии с законом, либо договором (например, договором аренды земельного участка).

В соответствии со ст. ст. 209, 260 Гражданского кодекса РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. Таким образом, действия лиц, имеющих на праве собственности земельный участок, не подпадают под действие ст. 7.10 КоАП РФ и привлечь их к ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в самовольной уступке права пользования землей не представляется возможным.

Статьей 22 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется. Также арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

При проведении проверок соблюдения земельного законодательства в случае использования земельного участка на правах аренды или субаренды госземинспекторами проверяется соответствие сроков действия договоров аренды и субаренды, наличие в договоре аренды пунктов, ограничивающих возможность передачи прав по договору третьим лицам (п. п. 5, 6 ст. 22 ЗК РФ). При обнаружении нарушений госземинспектор обязан составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.10 КоАП РФ.

Земельным кодексом РФ предусмотрены также права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. К ним относятся: право постоянного бессрочного пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Земельным и Гражданским кодексами РФ вопрос о таком полномочии, как распоряжение земельным участком при наличии на него права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения, решен различным образом.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В силу ст. 270 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование (а следовательно, распоряжаться им), но только с согласия собственника участка.

В отношении пожизненного наследуемого владения также имеет место различный подход. На основании п. 2 ст. 21 ЗК РФ распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Согласно ст. 267 ГК РФ, напротив, допускается распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении. Так, владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 267 ГК РФ). Между тем в соответствии с названной статьей не допускаются продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка. Таким образом, по ГК РФ ограничения в распоряжении земельным участком на праве пожизненно наследуемого владения связаны с невозможностью отчуждения данного объекта.

При проведении проверок соблюдения земельного законодательства госземинспекторы руководствуются нормами Земельного кодекса РФ. В случае обнаружения фактов предоставления лицами, имеющими земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования каких-либо прав на него третьим лицам, необходимо привлекать лиц, допустивших самовольную уступку права пользования земельным участком к административной ответственности в соответствии со ст. 7.10 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности владельцев, арендаторов либо пользователей земельных участков в соответствии со ст. 7.10 КоАП РФ не освобождает от административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ лиц, допустивших самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

, начальник отдела государственного земельного контроля

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, www.kodap.ru, okoaprf.ru, www.zakonrf.info, pandia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector