+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 71.1. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов

В системе российского законодательства не так давно появилось новое понятие – реестр границ. Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено ведение указанного реестра в отношении ряда особых территорий, имеющих природоохранное, культурное и иное значение для государства и общества. Данный закон по настоящее время не вступил в силу, датой начала действия большинства положений 218-ФЗ определено 1 января 2017 года.

Понятие реестра границ

Главной целью введения нового реестра является выделение в отдельную базу данных сведений о границах территорий, отнесенных законодательством к категории особо важных зон для осуществления государственной деятельности. Перечень сведений, подлежащих внесению в реестр границ, определен статьей 10 ФЗ-218 и не подлежит расширительному толкованию.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) содержит сведения о правах на объекты недвижимости, о любых изменениях в субъектном составе таких прав. Информация в отношении особых зон, содержащаяся в реестре границ, будет дополнять сведения ЕГРП по данным объектам, однако в ряде случае (например, описание границ Российской Федерации) будет являться уникальной. Тем не менее, статья 7 ФЗ-218 регламентирует, что реестр границ является составной частью ЕГРП, как единого свода данных.

Какие сведения содержатся в реестре границ?

Статья 10 Федерального закона № 218-ФЗ определяет следующие виды особых зон, сведения о которых будут вноситься в реестр границ:

  • Зоны с особыми условиями использования территории.
  • Территориальные зоны особого значения.
  • Территории под объектами культурного наследия.
  • Территории игорных зон.
  • Территории лесничеств, лесопарков, особо охраняемых территорий.
  • Территории особых экономических зон.
  • Территории охотничьих условий.
  • Сведения об административно-территориальном делении.
  • Сведения о прохождении государственной границы.
  • Сведения о межевании территорий.
  • Сведения о береговых линиях.
  • Ряд иных территорий, указанных в статье 10 ФЗ-218.

В отношении каждой из этих зон законодательство предусматривает перечень сведений, подлежащих внесению в реестр границ:

  • Информация, позволяющая идентифицировать особую зону или территорию по видам, типам и иным индивидуальным признака.
  • Информацию о местоположения границ территорий с их подробным описанием.
  • Информацию об органах власти, чьи решением была создана особая зона или территория.
  • Информация об ограничениях в пользовании особыми зонами или территориями.
  • Иная информация, содержащаяся в ФЗ-218.

В отношении объектов административно-территориального деления также указывается описание границ субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов страны. Также в реестр вносится информация о правовых актах, которыми были утверждены указанные границы.

Для описания Государственной границы Российской Федерации в реестре будут указываться сведения о международных договорах и соглашениях, которыми они определены.

В отношении береговых линий реестр будет содержать сведения о границах этих объектов, а также идентифицирующий признаки данного объекта (тип и вид, а также описание объекта).

Для сведений о проекте межевания территории указывается информация о земельных участках, которые будут предметом образования в рамках межевания. Описание границ участков, которые подлежат межеванию, будет указано в соответствие с решением уполномоченного органа, реквизиты которого также будут внесены в реестр границ.

Внесение сведений в реестр границ будет осуществляться органами Росреестра в порядке, предусмотренном ФЗ-218.

Как можно узнать сведения из реестра границ?

Так как реестр границ является частью ЕГРП, порядок получения сведений из данных баз будет совпадать. Электронный или письменный запрос заинтересованного лица, направленный в территориальный орган Росреестра, предусматривает выдачу выписки, содержащей публичные и открытые сведения, содержащиеся в реестре. Перечень сведений, в отношении которых доступ к сведениям органичен или закрыт, устанавливается федеральным законодательством.

Информация, полученная по запросу заинтересованного лица, может быть использована в практической хозяйственной деятельности по следующим направлениям:

  • Установление границ зон, на территории которых требуется соблюдение особых условий хозяйственной деятельности и ограничений, определенных законодательством.
  • Определение границ административно-территориальных единиц Российской Федерации, что имеет значение для определения территориальной принадлежности объектов правоотношений.
  • Определение основных параметров, установленных в ходе межевания территории, будет иметь значение для дальнейших правоотношений с объектами земли.

ФЗ-218 устанавливает платный принцип предоставления сведений из ЕГРП и, в частности, из реестра границ.

Порядок внесения и изменения сведений в реестр границ

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, вносят сведения в реестр границ либо изменения в таких ведениях в следующем порядке:

  • В результате регистрационного кадастрового учета либо регистрации прав. В этом случае при осуществлении кадастрового учета могут создаваться, изменяться либо ликвидироваться территории, что влечет изменение их границ. Внесение данных в ЕГРП будет сопровождаться внесением сведений в реестр границ.
  • В ходе межведомственного информационного взаимодействия между уполномоченными органами государственной власти. В этом случае может поступать дополнительная информация, которая отсутствовала на момент внесения первоначальных сведений.
  • В уведомительном порядке. Органы государственной регистрации, в определенных законом случаях, будут вносить сведения либо их изменение в реестр границ по факту получения дополнительной информации, не влекущей изменение прав.

Порядок проведения регистрационных действий при внесении сведений в реестр границ будет соответствовать единой формализованной процедуре регистрации прав. Процесс внесения сведений в реестр границ будет включать в себя следующие этапы:

  • Прием документов от заинтересованных лиц, получение данных в уведомительном порядке, либо информации в рамках межведомственного обмена.
  • Правовая экспертиза документов (проверка на законность и достоверность данных).
  • Совершение регистрационного действия, внесение данных в реестр границ и ЕГРП.
Это интересно:  Статья 1249 ГК РФ. Патентные и иные пошлины

Статья 71.1. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов

О внесении в ЕГРН сведений о границах магистральных трубопроводов и волокно-оптических линий связи

Как сообщает itogi74.ru, филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области продолжает рубрику «Это полезно знать». Эксперт Кадастровой палаты Екатерина Белоскирко объясняет, какие документы понадобятся кадастровым инженерам при внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах охранных зон магистральных трубопроводов и волоконно-оптических линий связи.

– В первую очередь, необходимо прояснить, что такое зоны с особыми условиями использования территории. Это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны и ряд других видов земель. Каждая из таких зон имеет свои границы и правовой режим, которые устанавливаются законодательством.

К таким землям относятся и зоны с магистральными трубопроводами и волоконно-оптическими линиями связи (например, телефонные или интернет-кабели). По требованиям действующего законодательства, органы государственной власти и местного самоуправления при установлении или изменении границ таких зон, а также в случае прекращения их существования, должны направить документы для внесения данных в реестр недвижимости. Также возможно внесение в ЕГРН сведений о таких зонах по заявлению заинтересованного лица.

Отмечу, что по требованию Земельного кодекса, ограничения хозяйственной деятельности в охранных зонах может быть установлено только на основании таких актов органов госвласти или местного самоуправления, или по решению суда.

Вместе с тем, действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 08.09.2107 г. №1083 и от 09.06.1995 №578) не разграничены полномочия между органами государственной власти и местного самоуправления по принятию актов об установлении охранных зон магистральных трубопроводов или ВОЛС. Также у собственников недвижимого имущества (в отношении которых устанавливаются соответствующие зоны) отсутствует возможность направления в Кадастровую палату документов о таких охранных зонах без принятия соответствующего акта органами власти.

Добавлю, что в настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части совершенствования порядка архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства», который предусматривает единый порядок установления зон с особыми условиями использования территории, то есть законодательно будет закреплено установление «особых зон» только через принятие уполномоченным органом соответствующего решения или на основании решения суда.

В настоящее время для внесения в ЕГРН сведений об установлении, изменении или прекращении существования зон магистральных трубопроводов или волоконно-оптических линий связи в Кадастровую палату необходимо предоставить следующие документы:

— документ, воспроизводящий сведения содержащиеся в акте (решении) уполномоченного органа об установлении, изменении или прекращении существования ЗОУИТ (в формате .XML);
— документ, содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ ЗОУИТ (в формате .XML);
— образы вышеуказанных документов в формате .PDF.

Напоминаем, что все приложенные документы должны быть подписаны электронной подписью подготовившего и направившего их органа (лица).

Порядок внесения сведений в ЕГРН о границах магистральных трубопроводов и линий связи

Согласно нормам действующего законодательства, магистральные трубопроводы и волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), в том числе телефонные и интернет-кабели относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

Наряду с ВОЛС и магистральными трубопроводами, к охранным зонам также относятся следующие объекты: зоны культурного наследия народов России, санитарно-защитные зоны, водоохранные территории и другие категории земель. Причем, к каждой из зон в пределах ее границ применяется особый правовой режим, регламентированный действующим законодательством.

В частности, при установлении или изменении границ пролегания ВОЛС и магистральных трубопроводов, а также в случае прекращения их существования органы государственной власти и местного самоуправления должны направить документы для внесения соответствующих сведений в ЕГРН. Одновременно с этим законом допускается и внесение таких сведений на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.

В то же время, согласно положениям Земельного кодекса РФ, ограничения в хозяйственной деятельности на таких территориях может быть введено только на основании решения органов государственной власти (местного самоуправления) или постановления суда.

Вместе с тем, нормы действующего законодательства не разграничивают полномочия органов местного самоуправления и государственной власти по принятию документов об установлении зон пролегания магистральных трубопроводов или ВОЛС. Тогда как собственники недвижимости, в отношении которой была установлена такая зона, лишены возможности представления документов напрямую в Кадастровую палату без принятия соответствующего решения уполномоченными органами власти.

Однако в ближайшем будущем собственники недвижимости будут лишены и такой возможности. Согласно информации, распространенной Росреестром, в перспективе порядок и требования к внесению соответствующих сведений будет изменен. В частности, согласно планируемым поправкам в Градостроительный кодекс РФ, будет установлен единый порядок определения ЗОУИТ, закрепляющий исключительные полномочия органов государственной власти и судебных инстанций при их установлении.

В данный момент для внесений сведений в ЕГРН об установлении, прекращении или изменении зон магистральных трубопроводов или ВОЛС в Кадастровую палату следует представить следующее:

  • документ, воспроизводящий сведения, которые содержатся в решении уполномоченного органа об установлении, прекращении или измени ЗОУИТ (формат .xml);
  • документ, включающий текстовое и графическое описание границ ЗОУИТ (формат .xml).
  • образы вышеперечисленных документов (формат .pdf).

Все представляемые документы должны быть подписаны электронной подписью заинтересованного лица или представителем уполномоченного органа власти, подготовившего и направившего их.

Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия

Ст. 34 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в последней действующей редакции от 1 января 2017 года.

Это интересно:  Статья 11.8 КоАП РФ. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия

1. Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии следующих оснований:

  • 1) решения (акты), указанные в частях 1, 3 — 11, 13 и 15 статьи 32 настоящего Федерального закона, приняты органами государственной власти или органами местного самоуправления, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов);
  • 2) в составе направленных документов отсутствует карта (план) объекта землеустройства, если её представление необходимо в соответствии с частью 18 статьи 32 настоящего Федерального закона, или отсутствует предусмотренное частью 18.1 или 19 статьи 32 настоящего Федерального закона описание местоположения границ соответствующих территорий или зон;
  • 3) поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленному в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона, в том числе не подписаны электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 1) перечень объектов недвижимости, адрес или описание местоположения которых изменились в связи с изменением прохождения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенного пункта;
  • 2) перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ зоны с особыми условиями использования территорий, границ территории объекта культурного наследия, а также местоположение границ частей земельных участков, если зона с особыми условиями использования территорий, границы территории объекта культурного наследия пересекают границы земельного участка.

5. Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Письмо 22066-ИМ/Д23. О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий

«О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий»

В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России, по вопросам, связанным с внесением в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастр) сведений об установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе охранных и санитарно-защитных зонах (далее — зоны), сообщаем следующее.

1. Состав сведений кадастра о зонах определен статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре). К указанным сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон (далее — решение об установлении зон), реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 Закона о кадастре установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.

Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствуют единые подходы к правовому регулированию порядка установления зон. В частности, для отдельных видов зон не определены органы, уполномоченные принимать решения об установлении зон.

В этой связи необходимо отметить, что применительно к землям промышленности и иного специального назначения пунктом 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Полагаем, что органы, уполномоченные принимать решения об установлении соответствующих зон, могут быть определены в актах Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, изданных в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса.

Кроме того, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 24 апреля 1992 г. № 9).

Это интересно:  Статья 77 ФЗ № 229-ФЗ. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц

При таких обстоятельствах, по мнению Минэкономразвития России, в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.

2. Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618 (далее — Положение).

При этом необходимо отметить, что участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако в ряде случаев лицами, заинтересованными во внесении в кадастр сведений о зонах, являются правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны (далее — заинтересованное лицо).

В связи с чем, по мнению Минэкономразвития России, предусмотренные Положением документы, необходимые для внесения в кадастр сведений о зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным лицом. Полномочия указанного лица на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа. При этом нотариального удостоверения указанной доверенности не требуется.

3. В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно части 3 статьи 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права.

Кроме того, исходя из положений Закона о кадастре, внесение сведений о зоне в кадастр не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета частей земельных участков, входящих в границы такой зоны.

Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, государственный кадастровый учет частей земельных участков может быть осуществлен в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона о кадастре на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, при условии наличия в указанных документах необходимых сведений об образуемых частях земельных участков, либо в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о кадастре на основании заявлений о государственном кадастровом учете частей земельных участков и необходимых для такого учета документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре.

4. По вопросу предоставления сведений кадастра о зонах и земельных участках, включенных в границы таких зон, полагаем необходимым отметить следующее.

В соответствии со статьей 14 Закона о кадастре сведения, внесенные в кадастр, предоставляются в виде:

— копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в кадастр;

— кадастровой выписки об объекте недвижимости;

— кадастрового паспорта объекта недвижимости;

— кадастрового плана территории;

Указанные документы, за исключением кадастрового плана территории, содержат сведения только об объектах недвижимости.

Таким образом, сведения о зоне могут быть предоставлены в виде кадастрового плана территории в границах кадастрового квартала (в том числе в виде кадастрового плана территории в границах условного кадастрового квартала).

Сведения о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобного) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке «16» указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, www.gisa.ru, xn--c1ad5ad.xn--p1ai, dogovor-urist.ru, snipov.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector