+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 765 ГК РФ. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Новая редакция Ст. 765 ГК РФ

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 765 ГК РФ

1. Государственные и муниципальные контракты заключаются в результате размещения заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд (ст. 5 ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

2. Основным способом размещения заказов на выполнение работ является проведение торгов в форме конкурса или аукциона. В исключительных случаях допускается размещение заказов на выполнение работ без проведения торгов следующими способами: размещение путем запроса котировок, размещение у единственного поставщика (подробнее см. комментарий к ст. 527 ГК РФ). Сущность подрядных отношений исключает размещение заказа на товарных биржах.

3. Порядок заключения государственного и муниципального контракта — это процедура согласования условий и разрешения разногласий между заказчиком и подрядчиком.

Порядок заключения контракта на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд полностью идентичен порядку заключения контракта на поставку товаров для тех же нужд (ст. 528 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 765 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье нашло отражение единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров.

Согласно комментируемой статье нормы об основаниях и порядке заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд применяются также к основаниям и порядку заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Это правило призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

При этом важно подчеркнуть, что, в отличие от законодательства советского периода, отправная идея, пронизывающая все современное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд, состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется исполнителем на добровольной основе. Принуждение подрядчика к вступлению в договорные отношения на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и при условии, что ему будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2 и 3 ст. 527 ГК РФ).

Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Под государственным или муниципальным заказом понимается задание государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядчиком строительных либо проектных и изыскательских работ.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов (п. 2 ст. 72 БК, ст. 2 Закона о размещении заказов).

При размещении заказа посредством проведения конкурса контракт заключается с лицом, выигравшим конкурс, т.е. с победителем конкурса. Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Предусматриваются следующие виды конкурсов: закрытый — с заранее определенным числом потенциальных участников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; открытый — с заранее не определенным кругом участников (извещение о проведении такого конкурса адресуется любому потенциальному участнику); предварительный — конкурс наилучшего технического задания; основной — конкурс, предметом которого выступает предоставление наилучших условий выполнения работ; первоначальный и повторный конкурс; конкурс с использованием обеспечительных мер в виде внесения денежных средств и конкурс без использования данных мер; совместный конкурс — проводится двумя и более заказчиками при размещении заказов на выполнение одноименных работ.

Путем проведения аукциона размещение заказов осуществляется через торги, победителем на которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. В этом отличие такого аукциона от обычного, в котором победителем признается лицо, предложившее наибольшую цену. Виды аукционов: открытый и закрытый. По своей сути они похожи на открытый и закрытый конкурсы. Законом предусматриваются возможность проведения аукциона с использованием обеспечительных мер в виде внесения денежных средств и аукцион без использования данных мер. По форме участия аукционы можно подразделить на аукционы с электронной, обычной и смешанной формой. Смешанная форма предполагает возможность непосредственного личного участия в аукционе и наличие электронной формы участия. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов, и по цене, предложенной победителем торгов.

Размещение заказов посредством проведения запроса котировок — способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для публичных нужд сообщается неопределенному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации и на официальном сайте.

Контракт заключается с победителем. Победителем признается лицо, подавшее котировочную заявку, отвечающее всем требованиям и предложившее наиболее низкую цену.

Путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера размещение заказов проводится через предварительный отбор участников размещения заказов, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты либо с отсрочкой платежа осуществить выполнение необходимых работ. Перечень работ, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством РФ. Гуманитарной помощью являются выполняемые на безвозмездной основе для иностранных государств, международных и иностранных учреждений, некоммерческих организаций, а также для иностранных физических лиц работы, производимые в целях оказания помощи социально незащищенным, пострадавшим от чрезвычайных происшествий группам населения, в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. Заключение государственного или муниципального контракта с победителем проводится на условиях, содержащихся в запросе котировок, и по цене, предложенной в котировочной заявке. Особенностью является невозможность понуждения победителя к заключению контракта, если по каким-то причинам он отказался.

Размещение заказа у единственного подрядчика — это такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт лишь одному подрядчику. Закон о размещении заказов (ст. 55) содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе: отнесение выполняемых работ к сфере деятельности субъектов естественных монополий; возникновение потребности в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно, и др.

В течение трех дней после заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют сведения о нем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для внесения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, в реестр государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, в реестр муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Для осуществления функций по размещению заказа путем проведения конкурса или аукциона заказчик вправе на основе договора привлечь юридическое лицо — специализированную организацию, действующую от имени и в интересах заказчика (ст. 6 Закона о размещении заказов). Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком исключительно путем проведения торгов. Специализированная организация осуществляет действия фактического характера, такие, как: разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение соответствующих извещений, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций. Полагаем, что поскольку услуги, оказываемые специализированной организацией, не включают совершение юридических действий, то по правовой природе такой договор может быть квалифицирован как договор возмездного оказания услуг. При этом заказчик и специализированная организация несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных ею в пределах полномочий, переданных заказчиком.

2. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Так, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов, названных в п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Среди таких фактов: проведение ликвидации участников размещения заказа или проведение в отношении их процедур банкротства, предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений и др.

Для подрядчика заключение государственного контракта является обязательным, как уже отмечалось, лишь в случаях, предусмотренных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Однако если право на заключение государственного или муниципального контракта было предметом конкурса или аукциона, то в случае уклонения подрядчика, выигравшего конкурс, от заключения контракта государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Закона о поставках для государственных нужд). Более жесткое правило действует при размещении оборонных заказов. Так, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, оборонный заказ обязателен для принятия государственным унитарным предприятием, а также иными организациями, обладающими монополией на выполнение работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством уровень рентабельности производства этих работ (п. 4 ст. 3 Закона об оборонном заказе).

3. При определении порядка заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд законодатель, согласно ст. 528 ГК, детально регламентирует процесс преддоговорных отношений, устанавливая сроки рассмотрения проекта контракта, порядок отражения разногласий, сроки и способы их урегулирования и проч. Если же сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить подобный контракт. Более подробно об этом см. комментарий к ст. 528 ГК.

Статья 765 ГК РФ. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта (действующая редакция)

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Это интересно:  Статья 1171 ГК РФ. Охрана наследства и управление им. Комментарии

Комментарий к ст. 765 ГК РФ

1. Основанием для заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в виде конкурсов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционов (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запросов котировок, запросов предложений.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд аналогичен порядку заключения договоров подряда для государственных и муниципальных нужд и включает в себя:

— составление проекта государственного или муниципального контракта;

— направление проекта государственного или муниципального контракта другой стороне;

— согласование условий государственного или муниципального контракта;

— подписание государственного или муниципального контракта;

— обращение в суд в случае неурегулирования разногласий, а также уклонения одной из сторон от заключения государственного или муниципального контракта.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 30.06.2014 N ВАС-7598/14;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 N 07АП-9844/14;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 N 11АП-13005/14;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 13АП-18514/14;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 15АП-10375/14;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 N 19АП-2813/14;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 N 06АП-3202/14;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 10АП-4795/14;

— Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 N 13АП-7100/14;

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N 04АП-4/14;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2014 N 08АП-11971/13;

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 765 Гражданского Кодекса РФ

1. Учитывая общие принципы правового регулирования государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров и на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд, коммент. ст. отсылает к ст. 527 и 528 ГК, регламентирующим основания и порядок заключения государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

По аналогии с п. 1 ст. 527 ГК государственный (муниципальный) контракт заключается на основании заказа на выполнение подрядных работ, размещаемого в соответствии с Законом о размещении заказов. Под размещением заказов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия государственных (муниципальных) заказчиков, уполномоченных органов по определению подрядчиков в целях заключения с ними государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд (ст. 5 Закона о размещении заказов).

2. Определение способа размещения заказа на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд (торги в форме конкурса, аукциона; запрос котировок, у единственного подрядчика) осуществляется в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и зависит в том числе и от вида и стоимости работ, на выполнение которых размещается заказ.

Согласно ч. 4.1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных (муниципальных) нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, может осуществляться путем проведения как конкурса, так и аукциона.

В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд вопрос о способе размещения заказа в Законе о размещении заказов не урегулирован. Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов Правительством РФ устанавливаются перечни работ, размещение заказов на выполнение которых осуществляется путем проведения аукциона и в отношении которых не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказов. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» (СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 884) работы по текущему ремонту объектов капитального строительства охватываются соответствующим Перечнем, и, следовательно, размещение заказа на их выполнение не может осуществляться путем проведения конкурса.

На практике распространено узкое толкование норм, предписывающих размещение заказов на выполнение определенных подрядных работ путем проведения аукциона. Так, соответствующие нормы рассматриваются в виде запрета на применение конкурса как способа проведения торгов при размещении заказов на выполнение соответствующих работ, не ограничивающего, однако, использование иных способов размещения заказа при соблюдении требований Закона о размещении заказов (см. совместное письмо Минэкономразвития России N 5683-АП/Д05 и Федеральной антимонопольной службы N АЦ/10328 от 29 апреля 2008 г. «О способах размещения заказов на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд» // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2008. N 4).

Размещение заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования, может осуществляться любым способом, предусмотренным Законом о конкурсах на размещение заказов, с учетом ограничений, установленных указанным Законом для использования соответствующих процедур (см. совместное письмо Минэкономразвития России от 27 марта 2008 г. N 3663-АП/Д05 и Федеральной антимонопольной службы от 25 марта 2008 г. N ИА/6294 «О способах размещения заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования» // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2008. N 4).

3. Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд аналогичен соответствующему порядку, применяемому при заключении государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд (см. коммент. к ст. 528 ГК).

В связи с особой социальной значимостью подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд и необходимостью осуществления значительных по объему бюджетных инвестиций для оплаты соответствующих видов работ процедура, предшествующая заключению государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд, регулируется как положениями БК, так и многочисленными подзаконными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (см., например, Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097; Правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 978 // СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 102; Правила принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. N 324 // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2059; Правила осуществления в 2009 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 1103 // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 402).

4. Судебная практика в большинстве случаев признает ничтожными государственные (муниципальные) контракты, заключенные с нарушением положений ГК и Закона о размещении заказов, регулирующих основания и порядок заключения государственного (муниципального) контракта.

Нарушение бюджетным учреждением требований п. 2 ст. 161 БК РФ, предусматривающих заключение государственных (муниципальных) контрактов только в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств, является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Согласно разъяснениям, данным в п. 15.1 Постановления ВАС N 23, соответствующие сделки являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что контрагент знал или должен был знать об указанных нарушениях. Бремя доказывания того, что контрагент знал или должен был знать о таких нарушениях, возлагается на соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предъявившего иск.

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 765 ГК РФ

1. Комментируемая статья об основаниях и порядке заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд отсылает к соответствующим положениям ГК РФ, определяющим основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. ст. 527 и 528 ГК).

Таким образом, законодатель устанавливает единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Такой порядок установлен в специальном законодательном акте — Законе о размещении заказов. Кроме того, определенные особенности установлены и другими специальными законами — Федеральными законами от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (ст. 9) , от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ст. 3) .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

Формирование заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Под размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных, муниципальных и иных заказчиков в соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (контракты), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, — в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Требует пояснения то, что понимается в данном случае под формой договора. Форма государственного и муниципального контракта всегда письменная в силу специфики субъектного состава. Скорее всего, имеется в виду, что при размещении заказа на сумму менее 100 тыс. рублей государственный или муниципальный заказчик вправе по своему выбору именовать заключаемую сделку либо государственным или муниципальным контрактом, либо соответствующим договором (например, подряда, купли-продажи и т.п.).

———————————
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется выполнение работ для нужд государственных, муниципальных и иных заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (данная сумма равна 100 тыс. рублей согласно Указанию ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (ред. от 28 апреля 2008 г.)). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены как контракты, так и иные гражданско-правовые договоры в соответствии с положениями ГК РФ.

Это интересно:  Статья 29.1.5 КоАП РФ. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

Из-за несовершенства правовых норм Закона о размещении заказов могут возникнуть определенные трудности с наименованием заключаемых сделок, а соответственно, и с определением правовых норм, подлежащих применению в конкретной ситуации.

Способы размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с Законом о размещении заказов. Статья 10 данного Закона предусматривает два способа размещения заказа:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, когда Законом допускается размещение заказа путем запроса котировок, у единственного подрядчика и на товарных биржах. Сущность подрядных отношений исключает размещение заказа на товарных биржах.

Таким образом, приоритетным способом размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд выступают торги (конкурс или аукцион).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта.

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (в отличие от общих правил определения победителя аукциона как лица, предложившего наиболее высокую цену, см. абз. 2 п. 4 ст. 447 ГК).

Согласно ст. 447 ГК РФ форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Закон о размещении заказов предусматривает ряд особенностей при определении формы торгов.

Согласно ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов перечни товаров, работ (услуг), размещение заказов соответственно на поставки, выполнение (оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров (выполнение таких работ, оказание таких услуг) для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Размещение заказов на выполнение работ по указанным кодам может осуществляться путем проведения как аукциона, так и конкурса.

В ст. 10 Закона о размещении заказов специально предусмотрено, что размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме. Поэтому в Перечне товаров (работ, услуг) имеется примечание относительно указанных видов работ. При этом, поскольку Законом о размещении заказов не установлен запрет на возможность размещения заказов на выполнение строительных работ, включенных в Перечень товаров (работ, услуг), путем проведения запроса котировок или у единственного подрядчика, заказчик вправе осуществлять размещение заказов на выполнение таких работ путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, основным способом размещения заказов на выполнение работ является проведение торгов в форме конкурса или аукциона. В исключительных случаях допускается размещение заказов на выполнение работ без проведения торгов следующими способами: путем запроса котировок, у единственного подрядчика.

При запросе котировок информация о потребностях в товарах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Запрос котировок проводится при незначительности цены контракта (в соответствии со ст. 42 Закона о размещении заказов — до 500 тыс. рублей).

Размещение заказа у единственного подрядчика производится в случаях, определенных ст. 55 Закона о размещении заказов. Это такие случаи, когда никто, кроме данного подрядчика, не в состоянии выполнить работы, когда потребность в работах возникла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, когда на конкурс или аукцион представлена только одна заявка или проведение торгов нецелесообразно и т.п.

2. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 527 ГК РФ для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Это оправданно, поскольку размещение заказа связано с определенными затратами времени и денежных средств.

Исключения из правила об обязательности заключения государственного или муниципального контракта для соответствующего заказчика установлены ч. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов.

После определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:

1) проведения ликвидации участников конкурса, участников аукциона, участников размещения заказа путем запроса котировок — юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников конкурса, аукциона, размещения заказа путем запроса котировок — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;

2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном КоАП;

3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 3 ст. 25 или ч. 2 ст. 35 и другими нормами Закона о размещении заказов (см. ч. 3 ст. 9 Закона).

Нельзя не обратить внимание на юридическую конструкцию нормы ч. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Предусмотренное указанной нормой правило об «обязанности заказчика отказаться от заключения контракта после определения победителя процедур размещения заказов» противоречит гражданско-правовому методу регулирования. Поскольку основания применения указанной меры различны по своей природе, а цель применения заключается в недопущении заключения контракта с «ненадежной» стороной, можно было бы не обязывать заказчика отказываться от заключения контракта, а использовать иной юридический прием — аннулировать статус победителя.

3. Для подрядчика заключение государственного или муниципального контракта является обязательным лишь в случаях, установленных законом (например, специальные правила Закона о размещении заказов), и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены такому подрядчику в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

При этом условие о возмещении убытков (п. 2 ст. 527 ГК) не применяется в отношении казенного предприятия, а также в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта победителем торгов, либо победителем в проведении запроса котировок цен на товары, либо лицом, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта.

В указанных случаях правило о возмещении убытков не применяется либо в силу особого статуса казенного предприятия, либо в силу нецелесообразности применения указанной меры к лицам, специально занизившим цену с целью получения соответствующего государственного или муниципального заказа.

Кроме того, специальным законом могут быть предусмотрены и иные случаи обязательного заключения государственного или муниципального контракта. Например, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов работ (п. 4 ст. 3 Закона о государственном оборонном заказе).

4. При определении порядка заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд законодатель отсылает к ст. 528 ГК РФ, в которой подробно регламентируются преддоговорные отношения сторон государственного или муниципального контракта по его заключению, порядок, сроки и способы урегулирования разногласий.

По общему правилу проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется подрядчику. Иное может быть предусмотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 528 ГК).

В случае проведения торгов проект государственного и муниципального контракта размещается на соответствующем сайте при объявлении торгов (ч. 5 ст. 22, ч. 5 ст. 34 Закона о размещении заказов).

Законодатель строго определяет срок, в течение которого должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.

В случае, когда государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд заключается по результатам торгов, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК).

При проведении конкурса соответствующий контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса — со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 1.1 ст. 29 Закона о размещении заказов). Аналогичные правила установлены и для заключения государственного или муниципального контракта на аукционе (ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов).

Согласно ч. 7.1 ст. 47 Закона о размещении заказов государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола.

5. Порядок урегулирования разногласий при заключении государственного или муниципального контракта регламентируется п. п. 2 и 3 ст. 528 ГК РФ (подробнее см. комментарий к данной статье). Указанные правила применимы и к отношениям по заключению государственного или муниципального контракта по результатам проведения торгов или запроса котировок, за исключением правил о сроках.

Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Таким образом, составление протокола разногласий по условиям, которые не являются обязательными условиями извещения о проведении торгов или запроса котировок, нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку данное право предоставлено стороне ст. 528 ГК РФ.

Так, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 528, 765 ГК РФ, ч. 5 ст. 9, ст. 43, ч. ч. 4, 8 ст. 47 Закона о размещении заказов, признал недействительным протокол об отказе от заключения государственного контракта и указал, что подписание заявителем государственного контракта с протоколом разногласий, касающимся тех условий контракта, которые не являются необходимыми условиями извещения о проведении запроса котировок (а именно об исключении пункта договора, не соответствующего требованиям законодательства), нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку такие действия соответствуют положениям ГК РФ .

Это интересно:  Статья 397 ГПК РФ. Определение суда о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или по истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

6. Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Требование государственного или муниципального заказчика о принуждении к заключению контракта в соответствии с Законом о размещении заказов имеет свои особенности. В соответствии с ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 47 Закона о размещении заказов заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта. В данном случае применимы одновременно два способа защиты: мера защиты — принуждение к исполнению обязанности заключить контакт и мера ответственности — возмещение причиненных убытков. Эти меры применяются по усмотрению заказчика.

Если же заказчик после недобросовестного поведения победителя размещения заказа не желает вступать с ним в правоотношения, ему предоставляется право заключить контракт с участником размещения заказа, предложившим лучшие условия заключения контракта после предложения победителя (или такие же условия при проведении запроса котировок, или «вторые» по предложению). В случае уклонения победителя для заказчика заключение контракта с ним становится необязательным.

Заключение контракта с участником размещения заказа, предложившим лучшие условия заключения контракта после предложения победителя (или такие же условия при проведении запроса котировок, или «вторые» по предложению), имеет специфику в зависимости от способа размещения заказа. Однако во всех случаях для «второго» участника размещения заказа заключение контракта является обязательным.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона о размещении заказов сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков влечет невыгодные для таких лиц последствия, а именно:

1) умаление деловой репутации поставщика (исполнителя, подрядчика). В соответствии со ст. 150 ГК РФ деловая репутация относится к числу нематериальных благ — объектов гражданского права. Сайт, на котором размещается информация о недобросовестных поставщиках, является открытым, он доступен любому заинтересованному лицу. В «черный» список недобросовестный поставщик попадает на довольно длительный для бизнеса период времени — два года;

2) ограничение права поставщика на участие в торгах на два года, если одним из оснований допуска к участию в торгах заказчиком установлено условие — отсутствие в предусмотренном законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа (п. 2 ч. 2 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов).

Статья 765 ГК РФ. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Законодательство Российской Федерации

с комментариями и пояснениями от ведущих юристов России

Законодательство РФ

Кодексы РФ

Статья 765 ГК РФ. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 37] [Статья 765]

Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

1 комментарий к записи “Статья 765 ГК РФ. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта”

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 765

1. Комментируемая статья об основаниях и порядке заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд отсылает к соответствующим положениям ГК РФ, определяющим основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. ст. 527 и 528 ГК).
Таким образом, законодатель устанавливает единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Такой порядок установлен в специальном законодательном акте — Законе о размещении заказов. Кроме того, определенные особенности установлены и другими специальными законами — Федеральными законами от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (ст. 9) , от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ст. 3) .
———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.
Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 6.

Формирование заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Под размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных, муниципальных и иных заказчиков в соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (контракты), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, — в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Требует пояснения то, что понимается в данном случае под формой договора. Форма государственного и муниципального контракта всегда письменная в силу специфики субъектного состава. Скорее всего, имеется в виду, что при размещении заказа на сумму менее 100 тыс. рублей государственный или муниципальный заказчик вправе по своему выбору именовать заключаемую сделку либо государственным или муниципальным контрактом, либо соответствующим договором (например, подряда, купли-продажи и т.п.).
———————————
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется выполнение работ для нужд государственных, муниципальных и иных заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (данная сумма равна 100 тыс. рублей согласно Указанию ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (ред. от 28 апреля 2008 г.)). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены как контракты, так и иные гражданско-правовые договоры в соответствии с положениями ГК РФ.

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или по истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение суда.
6. Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.
Требование государственного или муниципального заказчика о принуждении к заключению контракта в соответствии с Законом о размещении заказов имеет свои особенности. В соответствии с ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 47 Закона о размещении заказов заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта. В данном случае применимы одновременно два способа защиты: мера защиты — принуждение к исполнению обязанности заключить контакт и мера ответственности — возмещение причиненных убытков. Эти меры применяются по усмотрению заказчика.
Если же заказчик после недобросовестного поведения победителя размещения заказа не желает вступать с ним в правоотношения, ему предоставляется право заключить контракт с участником размещения заказа, предложившим лучшие условия заключения контракта после предложения победителя (или такие же условия при проведении запроса котировок, или «вторые» по предложению). В случае уклонения победителя для заказчика заключение контракта с ним становится необязательным.
Заключение контракта с участником размещения заказа, предложившим лучшие условия заключения контракта после предложения победителя (или такие же условия при проведении запроса котировок, или «вторые» по предложению), имеет специфику в зависимости от способа размещения заказа. Однако во всех случаях для «второго» участника размещения заказа заключение контракта является обязательным.
Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона о размещении заказов сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков влечет невыгодные для таких лиц последствия, а именно:
1) умаление деловой репутации поставщика (исполнителя, подрядчика). В соответствии со ст. 150 ГК РФ деловая репутация относится к числу нематериальных благ — объектов гражданского права. Сайт, на котором размещается информация о недобросовестных поставщиках, является открытым, он доступен любому заинтересованному лицу. В «черный» список недобросовестный поставщик попадает на довольно длительный для бизнеса период времени — два года;
2) ограничение права поставщика на участие в торгах на два года, если одним из оснований допуска к участию в торгах заказчиком установлено условие — отсутствие в предусмотренном законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа (п. 2 ч. 2 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов).

Статья написана по материалам сайтов: gkodeksrf.ru, www.zakonrf.info, www.gk-rf.ru, stgkrf.ru, rukak.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector