+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 8.1 ГК РФ. Государственная регистрация прав на имущество

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 8.1, вступающей в силу с 1 марта 2013 г.

Статья 8.1. Государственная регистрация прав на имущество

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 8.1 ГК РФ

О применении судами статьи 8.1 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25

См. Справку о соотношении статьи 8.1 с положениями раздела VII настоящего Кодекса, утвержденную постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 22 августа 2014 г. N СП-21/10

1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

4. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 3 июня 2018 г. — Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 116-ФЗ

5. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

6. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.

7. В отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.

Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

8. Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

9. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 8.1. Государственная регистрация прав на имущество

Комментарий к статье 8.1 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

В комментируемой статье регламентирована государственная регистрация прав на имущество. Статья введена Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, которым отменяется система двойной государственной регистрации (прав и сделок) в отношении объектов недвижимости, предусмотренная статьей 131 части первой ГК РФ, рядом статей части второй ГК РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” . Как установлено в ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. ст. 558, 560, 574, 584, 609, 651, 658 части второй ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу указанного Закона, т.е. после 1 марта 2013 г.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Основные идеи изменений в сфере государственной регистрации прав на имущество обозначались в п. 2.1 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации следующим образом:

важную роль, связанную с укреплением гражданских прав и обязанностей, приданием им открытого характера, выполняет институт государственной регистрации. Регистрация в ряде случаев является одним из элементов возникновения гражданских прав и обязанностей;

в ГК РФ целесообразно включить общие положения о государственной регистрации имущественных прав, единые для различных объектов, в отношении которых предусмотрена правоустанавливающая (не учетная) регистрация, установив, в частности, принципы регистрации: проверки законности оснований регистрации, публичности реестра, презумпции его достоверности; правило о том, что право возникает с момента регистрации права в реестре. Особенности регистрации (прежде всего процедурные) могут быть установлены специальными законами, относящимися к отдельным видам имущества;

применительно к регистрации прав на недвижимое имущество в настоящее время регистрации подлежат не только имущественные права, но и некоторые сделки с указанным имуществом. Целесообразно устранить указанное смешение различных систем регистрации и перейти на подлинную систему регистрации прав.

В свою очередь, в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, отмечалось следующее: важнейший принцип, на котором строится континентальная система государственной регистрации прав, заключается в разном отношении к двум видам оснований возникновения прав – по сделке и на основании закона; если права возникают в силу сделки, они признаются возникшими не ранее, чем будет внесена соответствующая запись в реестр; напротив, если права возникают, изменяются или прекращаются в силу обстоятельств, указанных в законе (например, в результате универсального правопреемства при наследовании или реорганизации юридического лица, гибели объекта), то правовые последствия, указанные в Законе, возникают независимо от факта государственной регистрации.

Соответственно, в п. 1 комментируемой статьи установлено, что подлежат государственной регистрации права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), но такая регистрация осуществляется в случаях, предусмотренных законом. С учетом нормы п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ здесь и далее в комментируемой статье при упоминании закона речь идет о данном Кодексе и принятых в соответствии с ним федеральных законах, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса.

Согласно же п. 1 ст. 131 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Там же установлено, что регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.

СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.

Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает, что государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Как отмечалось авторами проекта Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, закрепленная в комментируемой статье регистрация прав является государственной, т.е. осуществляется от имени государства в порядке исполнения им своих публично-правовых функций; это позволяет обеспечить доверие общества к системе ведения реестра.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ ) осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Указанным федеральным органом согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии” , является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Это интересно:  Статья 380.1 ГПК РФ. Действия суда кассационной инстанции после поступления кассационных жалобы, представления

СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6410.

СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.

В пункте 1 комментируемой статьи наряду с прочим установлены требования к содержанию государственного реестра. Так, установлено, что в реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект. Книги учета документов содержат данные о: принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из ЕГРП, об иных документах. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним .

СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 963.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 8 Кодекса), данная норма введена на замену нормы, которая содержалась в п. 2 ст. 8 комментируемой главы (признан утратившим силу Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ) и которая предусматривала, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В связи с этим сохраняют свою практическую значимость следующие разъяснения, данные в п. 11 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 29 апреля 2010 г. N 10/22 в отношении применения нормы п. 2 ст. 8 комментируемой главы в прежней редакции:

иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абз. 2, 3 п. 2, п. 4 ст. 218 части первой ГК РФ, п. 4 ст. 1152 части третьей ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость;

право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации – с момента завершения реорганизации юридического лица (ст. 16 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”);

наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество;

акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. В данном пункте также предусмотрено, что запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. На случай, когда сделка совершена в нотариальной форме, установлено, что запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в т.ч. через нотариуса.

Изложенные правила несколько отличаются от тех, которые содержались в проекте Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ. Так, проектировались следующие правила: если иное не установлено законом, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена; запись в реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку; если сделка совершена в нотариальной форме, запись в реестр вносится по заявлению любой стороны сделки через нотариуса.

В обоснование такого регулирования в законопроекте, принятом в качестве Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, отмечалось следующее:

характерной особенностью системы государственной регистрации прав на недвижимость в странах европейского континентального права является то, что в сфере обеспечения прав на недвижимость и достоверности их регистрации весьма значима роль нотариуса. Десятилетия существования в странах континентальной правовой системы государственной регистрации не сделок, а прав наглядно демонстрируют, что именно государственная регистрация права в сочетании с нотариальным удостоверением сделки оптимальным образом защищает интересы продавцов и покупателей недвижимости, обеспечивает законность оборота недвижимости, способствует снижению количества споров относительно действительности заключенных сделок с объектами недвижимого имущества. Тем самым обеспечиваются и публичные интересы в стабильном и предсказуемом правопорядке. Государственная регистрация сама по себе, ни в том виде, в котором существует сейчас, ни в форме, в которой ей следует быть (регистрация не сделок, а прав), не способна заменить собой нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью;

в связи с этим в проекте предлагается строить систему регистрации прав при непосредственном участии нотариусов, которые привлекаются как к оформлению сделки, так и к передаче документов в регистрирующий орган. Предполагается, что, будучи профессионалами в этой сфере, они обеспечат оказание клиенту комплекса услуг, в т.ч. передадут документы клиента на регистрацию, получат их после регистрации и вручат клиенту. В связи с введением обязательной нотариальной формы сделок с регистрируемыми правами должны быть предприняты (в т.ч. законодателем) меры, направленные на повышение уровня доверия общества к нотариусам, на повышение их профессионализма и культуры, а также на серьезное усиление их ответственности. Нужно установить экономически оправданные тарифы на услуги нотариуса, которые не должны, ввиду своего размера, восприниматься гражданами и другими участниками оборота как необоснованное бремя расходов.

Пункт 4 комментируемой статьи определяет особенности внесения в государственный реестр записи о возникновении, об изменении или о прекращении права в случаях, когда право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе: соответствующая запись подлежит внесению по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия; законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

Положениями п. 5 комментируемой статьи регламентированы действия уполномоченного в соответствии с законом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, при осуществлении данной регистрации:

по общему правилу уполномоченный орган проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в п. 3 данной статьи, также наступление соответствующего обстоятельства;

для случаев, когда право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, установлено, что уполномоченный орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Авторами проекта Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ отмечалось, что предполагается создать систему, при которой регистрирующий орган может провести проверку нотариально удостоверенной сделки и отказать в регистрации, если будут иметься доказательства недействительности данной сделки. Тем самым устанавливается дополнительная защита от ошибок, допущенных нотариусами по их вине или по объективным причинам.

В соответствии же с п. 1 ст. 13 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ ) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2251.

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. В точности аналогичное правило закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”: зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Это интересно:  12 статья закона об осаго

В пункте 6 комментируемой статьи также закреплено правило, согласно которому лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином. Кроме того, предусмотрено, что при возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные. Данные правила отличаются от положения п. 1 ст. 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, устанавливающего, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В отношении данного нововведения в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, отмечалось следующее: в соответствии с распространенными в континентальной Европе подходами предлагается ясно закрепить принцип публичной достоверности реестра, согласно которому любое добросовестное лицо может полагаться на запись, сделанную в реестре, однако недобросовестное лицо (т.е. лицо, которому известно или должно быть известно о недостоверности указанной записи) защиту на основании записей в реестре получить не может; при этом лицо, зарегистрированное в реестре в качестве правообладателя, предполагается правообладателем, но в действительности может таковым не являться, т.к. соответствующая запись может быть оспорена в судебном порядке.

Ранее в отношении определения добросовестности приобретателя в п. 38 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 29 апреля 2010 г. N 10/22 давались следующие разъяснения:

приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества;

приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя;

ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем;

собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.

В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрены и регламентированы процедуры внесения в государственный реестр отметки о возражении и отметки о наличии судебного спора:

первая из указанных процедур предусматривает возможность внесения в государственный реестр в отношении зарегистрированного права отметки о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее. Порядок внесения данной отметки устанавливается законом. Если в течение трех месяцев со дня внесения отметки лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается;

вторая из указанных процедур предусматривает право лица, оспаривающего зарегистрированное право в суде, требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

Конструкция отметки в реестре о возражении является нововведением, предложенным авторами законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, на случай, когда какое-либо лицо, являющееся правообладателем, неправомерно исключено из реестра (в результате неправомерных действий третьих лиц, в силу недействительной сделки и прочих обстоятельств), во избежание появления фигуры добросовестного приобретателя соответствующего объекта. Как отмечалось в пояснительной записке, данная мера будет способствовать защите от противоправного присвоения чужой собственности и одновременно не предоставит слишком широкую возможность отражения в реестре возражений неопределенного круга лиц.

Авторы законопроекта также указывали, что защита остальных лиц может осуществляться посредством внесения в государственный реестр записи о возникшем судебном споре с их участием. Данная процедура не является новой. Пункт 2 ст. 28 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ ) предусматривает, что в случаях, если права на объект недвижимого имущества оспариваются в судебном порядке, государственный регистратор в графу “Особые отметки” вносит запись о том, что в отношении данных прав заявлено право требования со стороны конкретного лица.

СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Пункт 8 комментируемой статьи указывает на возможность оспаривания в судебном порядке отказа в государственной регистрации прав на имущество и уклонения от государственной регистрации. Аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 131 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ ): отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Признание недействительным акта государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав, который указан в ст. 12 комментируемой главы и регламентирован в ст. 13 данной главы (см. указанные статьи и коммент. к ним).

СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497.

В соответствии с п. 9 комментируемой статьи подлежат возмещению за счет казны РФ убытки, причиненные по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество:

незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество;

уклонением от государственной регистрации;

внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве;

нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество.

Данное регулирование следует из ст. 1069 части второй ГК РФ, предусматривающей следующее в отношении ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (см. ст. 16 Кодекса и коммент. к ней).

Пункт 10 комментируемой статьи предусматривает, что правила данной статьей применяются, поскольку иное не установлено ГК РФ. Соответственно, нормами данного Кодекса могут быть исключена необходимость применения правил комментируемой статьи или установлены правила, отличные от предусмотренных в комментируемой статье.

Статья 8.1. Государственная регистрация прав на имущество

1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

4. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

5. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

6. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.

7. В отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.

Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Это интересно:  Статья 64 Основ. Охрана наследственного имущества

Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

8. Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

9. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 8.1. Государственная регистрация прав на имущество

Ст. 8.1 ГК РФ ч. 1 в последней действующей редакции от 3 июня 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 8.1. Государственная регистрация прав на имущество

1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

4. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

5. Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.

Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, уполномоченный в соответствии с законом орган вправе проверить законность соответствующей сделки в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом.

6. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признаётся таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.

7. В отношении зарегистрированного права в государственный реестр может быть внесена в порядке, установленном законом, отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее.

Если в течение трёх месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Лицо, оспаривающее зарегистрированное право в суде, вправе требовать внесения в государственный реестр отметки о наличии судебного спора в отношении этого права.

8. Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

9. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество, подлежат возмещению за счёт казны Российской Федерации.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом.

Государственная регистрация прав на имущество

В статье 8.1 Гражданского кодекса РФ содержатся основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, применяющиеся независимо от того, что является объектом регистрации (право на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.

Для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (п. 2 ст. 8.1, п. 2 ст. 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.

Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом.

Внесенная в государственный реестр отметка о возражении лица, соответствующее право которого было зарегистрировано ранее, или отметка о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права не препятствует осуществлению регистрации прав на имущество (п. 7 ст. 8.1 ГК РФ). Наличие указанных отметок также не препятствует принятию судом обеспечительных мер в отношении этого имущества.

Правовым последствием внесения указанных отметок является то, что лицо, обратившееся за регистрацией права на имущество в тот момент, когда в отношении этого имущества в государственном реестре содержалась отметка, считается знавшим о соответствующем притязании в случае спора с лицом, по требованию или заявлению которого была внесена эта отметка (абз. 2 п. 6 ст. 8.1 ГК РФ).

Если лицо, по заявлению которого внесена отметка о возражении, в дальнейшем не оспорило зарегистрированное право в суде в установленный срок или в соответствующем иске было отказано, на него может быть возложена обязанность возместить причиненные наличием такой отметки убытки (ст. 15 ГК РФ).

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права (абз. 1 п. 5 ст. 8.1 ГК РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ).

При рассмотрении спора о праве на имущество, зарегистрированном в государственном реестре, к участию в деле в качестве ответчика должно быть привлечено лицо, за которым зарегистрировано право на это имущество.

В резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр.

Если полномочия по государственной регистрации прав на имущество возложены на государственное учреждение, убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации прав на имущество, уклонением от государственной регистрации, внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации (п. 9 ст. 8.1, ст. 1069 ГК РФ).

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость: Видео

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, narodirossii.ru, platimalimenty.ru, dogovor-urist.ru, legalquest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector